21 мая 2021 г.

Грамотность как владение языком

По следам экспертной лекции П.Щедровицкого на тему «Разработка содержания открытого/дополнительного образования: методологический и предметный аспект» (ролик на 1,5 часа)

Мне давно нравится логика ПЩ, что обучение– это освоение языка, понимая язык в широком смысле как семиотическую систему. И тогда грамотность– от владение языком.

Язык описывает специфические сущности и инструменты/способы работы с ними. Таким образом, освоение языка неизбежно означает узнавание этих сущностей и технологий работы с ними, т.е. развивает картину мира. А формирование картины мира– это уже образование.

Отдельно ПЩ выделяет подготовку, цель и смысл которой– освоение инструментария для использования языка в практических целях. Часто это процедурно похоже на обучение, но цель совершенно иная, поэтому важно разделять.

В этой логике я пытаюсь развивать модель ISPEC, которая появилась во взаимодействии с другими коллегами. Поэтому я зацепился за детализацию языков, представленных в этой лекции, и уточнил у П.Щедровицкого некоторые нюансы– уже в цепочке обсуждения на ФБ:

  • То, что Вы назвали «языком», объединяет группы разных языков. Ведь, чертежи зданий и чертежи электрических схем—это разные языки.
  • Да. Вы можете «нарезать» их так, как Вам удобнее. Эти 14+ результат моих размышлений 40 лет. Важно что любой язык есть, с одной стороны, совокупность средств и правил их использования, а с другой стороны, он содержит в себе мощную интенциональную составляющую - определённый класс объектов и принципов объективации.

Заодно появился шанс узнать его мнение про модные сегодня в профессиональной среде «цифровые компетенции/грамотности»:

  • Правильно ли я понял, что эта популярная лексика про «цифровую грамотность» несовместима с Вашим пониманием грамотности?
  • Да. То, что многие называют «цифровой грамотностью», я рассматриваю как несколько разных семиотических систем, которые сегодня разворачиваются на одной технологической платформе. Поэтому я разделяю «цифровые технологии» [как] средства особого рода и эти семиотические системы.

Комментариев нет: