16 сент. 2012 г.

Госуслуги без головы

Регламенты на электронные журналы и дневники являют яркий пример безголового внедрения госуслуг, провоцирующего на нарушение законов в угоду «галочке» об исполнении вышестоящих распоряжений.
Значит ли это, что услугу электронного журнала (ЭЖ) не нужно было включать в перечень первоочередных государственных услуг? Не знаю. Все, что внедряется в школы силовым давлением, искажает до неузнаваемости любую изначально красивую идею. Что-то положительное в этом есть, т.к. подстегнуло процесс автоматизации управления. Но, пока не поздно, нужно сдержать глупые и неправедные решения, постараться сломать продекларированный закон ВСЧ «хотели, как лучше, а получилось, как всегда»!
Проблема была ясна давно, но последней каплей для этих публичных рассуждений стали решения московских властей по продавливанию идеологически и технологически убогого решения. Ведь, я имел к истокам этих решений непосредственное отношение и лелеял мечту сделать решение ЭЖ в Москве красиво. Надежд с течением времени становилось все меньше, а после опубликования заявки ДИТ на «услуги внедрения» они окончательно растаяли.

Методические рекомендации по 8-й услуге в сфере образования «08 Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося» на egov-std.ru составлялись внимательно, но непрофессионально и, следовательно, неглубоко. В результате один двусмысленный фрагмент в сочетании с непрофессионализмом реализаторов в регионах приводит к грубым нарушениям законов:
Предоставление актуальной и достоверной информации о результатах предоставления государственной (муниципальной) услуги родителям (законным представителям) обучающихся, самим обучающимся

Информации о результатах предоставления государственной (муниципальной) услуги может быть доступна родителям (законным представителям) обучающегося, обучающемуся в форме электронного журнала и дневника на Портале в любое время в личном кабинете по специальному коду, полученному в образовательном учреждении.

С момента последнего обновления эти материалы изрядно устарели – как минимум, уже выпущено письмо Минобрнауки от 15.02.2012 №АП-147/07, заметно проясняющее многие вопросы, которые остались у авторов разработки рекомендаций по госуслугам. Это оставляет надежду на продуктивные коррективы этого текста, в том числе, с учетом моих соображений (в частности, концентрированная сборка идей отражена в презентации).

Тем не менее, пока именно этот текст может служить опорой для принятых и принимаемых все новыми регионами решений по данной услуге, поэтому именно его я и привел для анализа.

Понятно, что много скользких моментов с законом «О персональных данных». Но это понятно и привычно: какие ИТ его не цепляют?
Гораздо хуже, что страдает закон «Об образовании» и, естественно, школы, которые никто не спрашивает в чиновном рвении вовремя отрапортовать об исполнении высочайших распоряжений. Школам остается только тихо скулить в Интернет-форумах о бреде начальства и своей тяжелой доле. Неудивительно, что последнее время отток из школы сильных и самостоятельных людей становится все заметнее.

Прежде всего, закон «Об образовании» задает распределение ответственности разных уровней управления за разные задачи. Организация образовательного процесса и тесно связанный с этим механизм оценивания отнесен законом к компетенции образовательного учреждения. Тем самым, практически невозможно представить себе единый инструмент, который бы, не ограничивая образовательное учреждение в праве выбора своей образовательной политики, позволил всем школам вести учет успеваемости.

Тем не менее, формально-инженерно-чиновный подход трактует процитированный текст именно так: единое технологическое решение, которое должны вести все школы. Можно с уверенностью так утверждать, т.к. практически все органы управления двигаются именно в этом направлении. В Москве ситуация несколько лучше, т.к. школам, вроде бы, объявлено, что они имеют право сами выбирать удобный вариант ЭЖ, но ради наличия на Портале госуслуг в любой момент данных все ЭЖ должны все данные переносить в это единое решение. Смешно и сомнительно с точки зрения 152-ФЗ, что в качестве единой свалки всех отметок выбран не самый массовый по Москве ЭЖ. Почему ДИТ с прошлого года лоббирует именно это решение, остается только гадать.

Каждая школа подобрала себе тот ЭЖ, который хорошо отражает ее нужды. Каждый ЭЖ может в удобном для родителя виде отразить образовательный процесс. Попытка конвертировать это в единый интерфейс на Портале изначально порочна и это было наглядно продемонстрировано в ДИТ еще год назад. Интерфейсы других регионов совсем не лучше. На месте родителей, я бы не стал заказывать такую услугу через Портал госуслуг.

Единственно правильный вариант трактовки текста в методических указаниях по госуслугам может быть такой: на Портале госуслуг по заявке гражданина должна быть представлена исчерпывающая информация о получении информации об успеваемости ... далее по тексту. Это может быть:
  • сама информация прямо в кабинете (самый неудачный и неудобный вариант)
  • доступный для просмотра файл, присоединенный к сообщению
  • ссылка на школьный ЭЖ, в котором эта информация представлена.
К сожалению, не предусмотрен в обсуждаемом тексте вариант такой заявки услуги информирования, в которой гражданин мог бы указать почтовый адрес, на который бы регулярно отправлялась данная информация из школьного ЭЖ.

То, что я указал, любой ЭЖ сделает легко и быстро без лишних миллионов, причем это будет несравнимо удобнее и для родителей, и для школ, и для разработчиков Портала госуслуг.

Противоречие обсуждаемого текста заключается в том, что за оказание услуги отвечает само образовательное учреждение, но все данные почему-то должны оказаться в кабинете на Портале? Это же не одноразовая услуга, а регулярная! Мало того, по закону «Об образовании» школа безо всякой заявки обязана информировать родителя регулярно.

Обсуждаемое условие оказания услуги усугубляет и без того тяжелый закон 152-ФЗ «О персональных данных». В типовой схеме обработки данных школа как оператор должна при отправке данных на сторону иметь доказательство обоснованности этих действий.
  • С одной стороны, условия сбора данных в централизованное хранилище (которое я жестко критикую) не оставляют выбора школе.
  • С другой стороны, если родитель не заказал госуслуги через Портал, нет никаких оснований у школы для передачи этих данных и родитель вправе предъявить ей претензии.
Самое смешное (или грустное), что именно на основе госуслуг можно было бы так перестроить делопроизводство в школе, чтобы облегчить исполнение и 210-ФЗ, и 152-ФЗ, но это оказывается сложнее, чем ломать школы через колено, вбухивать миллионы рублей в то, что людям не нужно, что мешает им жить и спокойно работать.




Отправить комментарий