21 июл. 2013 г.

Об образовательной политике Москвы

Поводом для этих соображений стал запрос по сбору предложений в программу развития образования Москвы для Алексея Навального, претендующего на пост мэра Москвы.



Проект фрагмента для предвыборной программы мэра Москвы по образованию

(для использования в другом регионе подредактировать абзацы 2-3)

Многолетние реформы образования не только в нашей стране, но и во всех экономически развитых странах до сих пор не могут решить нарастающего потока проблем. Это связано с кризисом устаревшей модели образования, построенной по принципу единого для всех конвейера. Современный уровень развития общества требует иных подходов, позволяющих обеспечить каждому индивидуальную образовательную траекторию.

Формирование новой модели образования требует широкого обсуждения экспертным сообществом и заинтересованными гражданами. Москва как уникальный по концентрации всех общественных институтов регион должен отвечать современным вызовам и принимать самое активное участие в выработке новых подходов. В Москве есть все условия для создания уникальной образовательной среды. Для этого нужно согласовывать возможности учреждений образования, культуры и спорта и более тонко выявлять индивидуальные образовательные предпочтения учащихся.

В настоящее время деятельность Департамента образования Москвы остается жестко структурированной иерархически и органы управления оказывают заметное давление на образовательные учреждения, навязывая различные управленческие решения, подчас вопреки действующему законодательству о распределении полномочий. В арсенале давления активно используются рычаги централизованного распределения ресурсов, что снижает эффективность их использования. Потенциал информационных технологий используется преимущественно в целях надзора за деятельностью образовательных учреждений вместо изменения архаичного бумажного делопроизводства и снижения нагрузки по его ведению.

Последнее время наблюдается рост доли граждан, неудовлетворенных предложением государственных образовательных структур и развивающих, в связи с этим, семейные формы образования. В условиях неравномерного набора в разные образовательные учреждения необходимо использовать доступные ресурсы и вовлекать активных граждан в развитие общественных форм влияния на образовательные предложения. Это в полной мере соответствует целям, декларированным в программе развития образования по учету мнения граждан.

Для контроля за качеством образования необходимо, прежде всего, определить заказчика образования и прекратить практику непроизводительной траты ресурсов на заполнение различных мониторингов. Неизбежные трудозатраты по ведению федеральных мониторингов должны быть оптимизированы с помощью информационных технологий. Качество образования должно контролироваться заказчиком.

В период до формирования новой модели образования необходимо максимально раскрепостить образовательные учреждения от непрофильной необразовательной нагрузки, облегчить им возможность решать образовательные задачи и задачи обеспечения образовательного процесса.

Среди первых задач:

  1. Ввести мораторий на право увольнения директора без объяснения причин. Освобождение директора от должности может осуществляться только на основании доказанных нарушений законодательства или договора, если он подразумевает увольнение по этим основаниям. Подготовить условия для заключения срочных 5-летних договоров с директорами образовательных учреждений.
  2. Ввести мораторий на вмешательство в планирование образовательного процесса: все мероприятия и отвлечения сотрудников образовательных учреждений для участия во внешних мероприятиях, в том числе, подготовки заявок, отчетов, должны планироваться до начала учебного года. В порядке перехода к долгосрочному планированию на первые два года утверждать планы по полугодиям.
  3. Образовательные учреждения должны получить в полном объеме свою долю финансирования и самостоятельно распоряжаться ею. Учет средств должен быть прозрачным и ежеквартальные отчеты должны открыто публиковаться в соответствии с едиными требованиями.
  4. В целях оказания помощи образовательным учреждениям сформировать консалтинговые структуры по решению нормативных проблем, организации закупок и др. На начальном этапе использовать для этого существующие методические службы. В дальнейшем постепенно переводить на самоокупаемость за счет вкладов образовательных учреждений.
  5. Развивать рынок разнообразных конкурирующих предложений, способствующих развитию активных форм образования и снижению трудозатрат по обеспечению образовательного процесса, в том числе делопроизводства. Назрела необходимость коренного пересмотра состава и способов ведения делопроизводства, включая новые возможности, связанные с переходом на электронные формы.
  6. Создать условия для развития современных образовательных технологий, основанных на стимулировании позитивной мотивации к обучению у учащихся: учение должно быть интересным, а не “под дамокловым мечом” внешних требований или соревновательных амбиций.
    Для выявления и поддержки эффективных решений проводить конкурсы педагогов и образовательных коллективов с приглашением победителей (педагогов и поддерживающих их администраторов) в образовательные поездки по изучению и обмену опытом в России и за рубежом, поддержкой их образовательных инициатив целевыми ресурсами.
    Привлекать профильные бизнес-структуры к содействию в проведении увлекательных и развивающих образовательных мероприятий для преуспевающих в учении, оказывать поддержку их творческим инициативам, широко освещать их в СМИ, демонстрируя заинтересованность органов власти в образовательных успехах.
  7. Способствовать вовлечению граждан в обсуждение образовательных проблем, развитие образовательных предложений. Работа над новой моделью системы образования и формами продуктивного диалога между всеми участниками образовательного процесса, постепенное превращение родителей в заказчиков образования позволят преодолеть тупиковое противостояние по процедурным проблемам образования. ЕГЭ, ФГОС, риски реализации нового закона “Об образовании в РФ” и сопутствующих нормативов в таком подходе оказываются временными и второстепенными.

Примечание: доработка шла в Гугл-документах

Отправить комментарий