17 сент. 2013 г.

IT-надзор как ИОС


(Старое название заметки «Караул, бешеные ИТшники!»)

Все мои планы на сегодня сломала ссылка на очередной ИТ-шный конкурс для московского образования. Хотя обсуждения последних дней про единую образовательную среду Всея Руси и про новые мониторинговые системы подготовили соответствующую почву. Однажды я уже проявлял беспокойство в отношении этой грустной тенденции, но развитие ситуации идет по худшему сценарию.

Первый и самый важный повод для беспокойства– что использование ИТ идет не в направлении упрощения жизни людей, а в интересах надзора за их жизнью. Причем, ни чиновников, ни исполняющих их заказ ИТ-шников не смущает факт нарушения законов.

Медленно, но верно, начинают реализовываться модели общества, описанные еще в середине 20 века фантастами. Самый яркий образ– «Большого брата» Оруэлла. Похожие сюжеты есть у Брэдбери, «Матрица», опять же. Откровения Сноудена придают моим сентенциям больше реальности и оправдывают категоричность заголовка.

По закону образовательный процесс со всеми нюансами, включая учет достижений, находится в компетенции образовательного учреждения. Мониторинги подразумевают контроль за общими показателями. К сожалению, несмотря на все замечания, в новой нормативной базе не указали в явном виде требование к неперсонифицированному характеру мониторинга– и вот результат: информацию о текущей успеваемости и прочих деталях образовательного процесса начинают собирать в централизованные базы данных уже под предлогом мониторингов. Именно то, чего я опасался.

Непродуманная стратегия информатизации образования уже утопила тучу бюджетных средств. Остановить финансирование ИТ в образовании тоже нельзя, т.к. по всем наблюдаемым трендам именно ИТ может привести к заметному прогрессу в образовании. Но не приводит! И потом, туча людей неплохо нагрела руки на бюджетных средствах, направленных на ИТ в образовании. Как раз, для них неэффективность ИТ в образовании очень выгодна– именно для них все прошло предельно эффективно!

Теперь предыдущая неэффективность привела к необходимости так использовать бюджетные средства на ИТ, чтобы нельзя было упрекнуть в неудачной их трате. Внедрять ИТ в образовательный процесс сложно. Гораздо проще автоматизировать надзор: и денег много надо на централизованные системы (проконтролировать которые все равно сложно), и результат внешне выглядит эффектно, и чиновникам приятно отчитываться, не вставая со стула.

К сожалению, не только конспирологический сценарий в духе Навального работает, но и банальная психология.

ИТ развивается стремительно, это самая гибкая и динамичная технология. Даже спецам сложно отслеживать все нюансы. Ясно, что чиновник не может хорошо представлять все тонкости и принимать квалифицированное техническое решение. Более того, чем выше чиновник, тем меньше он старается тратить время на те вопросы, в которых не разбирается. Он доверяет его своим ИТ-советникам.

На первый взгляд, логично. Но ИТ-спец– не спец в тех вопросах, которые он автоматизирует. Он невольно (даже без злого умысла) переносит на проблему свое ИТшное видение решения. Да, это и естественно. И мы попадаем в заложники ИТшного мышления:

  • чиновник не видит дыр, потому что он уклонился от ИТ-проблематики,
  • ИТ-советник не видит дыр, потому что он не спец в предметной области.

Я самолично наблюдал, как спецы ДИТ игнорировали позицию Департамента образования. Я даже допускаю, что делали это из лучших побуждений (хотя не факт).

Есть ли выход?

Есть, но он вне уже заведенной логики централизованной траты средств, которые неизбежно начинают смещаться в сторону централизованных ИТ-решений.

Если мы не можем эффективно потратить деньги из центра, нужно дать возможность самим школам их потратить. Это, конечно, лишит прикормленных ИТ-советников уже привычного и размеренного образа жизни, заставит их бегать по школам или уступить место тем, кто готов это делать. Но, самое главное,– это обеспечит активную позицию самих школ. Без их активности ни о какой эффективности вложений в ИТ говорить не приходится.

В отношении мониторингов, надо:

  • во-первых, умерить пыл (Ливанов для красного словца обещал снизить бюрократическую нагрузку на школы?)
  • во-вторых, четче определить, что же именно нужно– и именно это в минимально необходимом объеме спрашивать.
Мы сейчас находимся в кризисной ситуации и важнее начать формировать образ будущей системы образования, чем высасывать из существующей мыслимые и немыслимые показатели.

Есть подходы, которые позволяют решить актуальные сегодня задачи гораздо более простыми средствами и абсолютно законно. Прежде всего, необходимо обеспечить взаимодействие между различными информационными системами по стандартизированным протоколам обмена данными. Это позволит облегчить конкуренцию между производителями и технологиями, обеспечить их равноправное участие на рынке. Правда, это окажется менее затратно для привычных на этом рынке игроков. Я со своими предложениями давно открыт и стучусь во многие двери. Но там пока в почете сумасшедшие ИТшники.

Впрочем, возможно, именно я сумасшедший, если полагаю, что можно что-то изменить, причем, за гораздо меньшие деньги.

Отправить комментарий