8 дек. 2013 г.

Оценка приказа 810

Развитие сюжета по введению в массовую практику московских школ электронных журналов успеваемости (ЭЖ) от красивой схемы свободы выбора постепенно, длинной серией неквалифицированных, но до последнего времени ни к чему не обязывающих, шагов, привело 17 ноября 2013 года к приказу №810 (pdf), закрепляющему медленно нараставшее давление на школы.

К сожалению, школы не оказывают противодействия даже тем распоряжениям, которые вмешиваются в их компетенцию и нарушают действующее законодательство. В данном случае, оказываются задеты коммерческие интересы многочисленных разработчиков ЭЖ. Возможно, теперь они вмешаются, чтобы защитить свои интересы в рамках антимонопольного законодательства.

Неприемлемые утверждения
Сомнительные утверждения
Приемлемые утверждения

Как давнишний идеолог ЭЖ, стоявший у истоков внедрения и популяризации этой технологии, я решил проанализировать попунктно этот беспрецедентно неграмотный документ и предложить в него свои коррективы.

Раздел приказа Замечания Предложения
О ведении государственными образовательными организациями индивидуального учета результатов освоения
образовательных программ, а также хранении в архивах информации об этих результатах
Результаты освоения– это что, итоговые? Или все, включая промежуточные? О ведении государственными образовательными организациями электронных классных журналов
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 г. № 993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» Согласно общедоступным планам правительства РФ (pdf), список услуг, подлежащих переводу в электронный вид, резко сокращается, и упомянутой в приказе услуги среди них нет -
в целях обеспечения использования информационных систем ведения электронных журналов успеваемости обучающихся и электронных дневников, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса государственными образовательными организациями, подведомственными Департаменту образования города Москвы, реализующими программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования (далее — образовательные организации) На основании чего упомянутые в приказе Рекомендации, написанные под конкретный вид ЭЖ– МРКО,– подразумеваются определяющими современность технологии ЭЖ? В целях распространения практики ведения электронных журналов успеваемости и отказа от их дублирования на бумажных носителях
приказываю
1. Руководителям образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы:
1.1. Осуществлять индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ посредством использования электронных журналов успеваемости обучающихся и электронных дневников. Согласно статье 28 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ведение учета текущей успеваемости и промежуточной аттестации находится в компетенции образовательной организации.

Учет результатов итоговой государственной аттестации ведется в государственных информационных системах.
Обеспечить условия для оказания услуги информирования родителей в электронном виде (при наличии спецификаций указать их в приложении или где-то еще).
1.2. Не допускать использование в образовательных организациях платных, а также содержащих платные сервисы электронных журналов успеваемости обучающихся и электронных дневников. Помимо вмешательства в компетенцию образовательной организации, нарушены федеральные законы 149-ФЗ «Об информации …», запрещающие навязывание информационных технологий, и 135-ФЗ «О защите конкуренции».

PS. Подтверждено решением суда 2-й инстанции
PPS. Отменено решением суда 3-й инстанции
Не допускать возложение на родителей оплаты тех функций, которые предусмотрены в перечне государственных (муниципальных) услуг и в действующем законодательстве как обязанность образовательной организации
1.3. Разработать локальные нормативные акты по ведению электронных журналов успеваемости обучающихся и электронных дневников, в том числе регламент по предоставлению информации о текущей успеваемости обучающихся, ведению электронных журналов успеваемости обучающихся и электронных дневников. Разработка локальных актов является обязанностью образовательных организаций по закону 273-ФЗ и о необходимости их подготовки упоминалось еще в приказе 611 от 5.9.2011. Опубликовать на сайте образовательной организации в указанные сроки …
1.4. Довести до сведения работников образовательных организаций Рекомендации по ведению журналов успеваемости и дневников обучающихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях города Москвы, утвержденные Департаментом образования города Москвы 25.11.2012г. Рекомендации составлены стилистически безграмотно (как требования) и содержат положения, нарушающие действующее законодательство. В том числе, они откровенно описывают конкретный ЭЖ– МРКО,– что нарушает антимонопольное законодательство Письмо МОН от 15.2.2012 №АП-147/07 содержит условия применения ЭЖ, выполнение которых учитель может потребовать от директора. Разрабатывать и популяризировать нужно современные спецификации обмена данными с системами сбора отчетности.
1.4.1. Осуществлять контроль за внесением информации и исправлений в электронный журнал и обеспечить возможность родителям (законным представителям) обучающихся образовательных организаций ознакомления с содержанием и ходом образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся; Дублирование обязанности образовательной организации, указанной в законе 273-ФЗ Обеспечить контроль за достоверностью и своевременностью ввода информации в журналы, за доведением ее до родителей и обучающихся
1.4.2. Установить следующий порядок использования и хранения электронного журнала:
для использования информации,
содержащейся в электронном журнале, данные выводятся на печать и заверяются в
установленном порядке на бумажном носителе;
Способ ведения учета находится в компетенции образовательной организации. Кроме того, это бессмысленное распоряжение, приводящее к ничем не оправданным издержкам труда и канцтоваров Для тех информационных систем, которые не обеспечивают надежного контроля за исправлениями и временем внесения информации, несложно подготовить централизованный web-сервис электронной подписи, позволяющий гарантированно фиксировать электронные печатные формы.
архивное хранение учетных данных в электронном виде должно предусматривать контроль за их целостностью и достоверностью на протяжении всего необходимого срока; - -
сводная ведомость успеваемости обучающихся за учебный год выводится из системы в том виде, который предусмотрен действующими требованиями хранения архивных данных, Если данные по учебному году хранятся в электронном виде, сводная ведомость должна быть передана в архив сразу по завершении ведения учета в соответствующем электронном журнале; - Есть возможность этого не делать, если позаботиться и захотеть стимулировать школы к отказу от бумажного журнала
электронное хранение архивных данных
должно осуществляться минимум на двух носителях, хранение производиться в
разных помещениях;
Логично, если система размещена локально. А если она облачная? Добавить уточнение, что указание для локальных систем
для централизованного хранения архивной информации об успеваемости обучающихся необходимо обеспечить копирование данных электронных журналов успеваемости на выделенный для этих целей ресурс, предоставляемый Департаментом информационных технологий города Москвы.
Передаче в архив подлежат только итоговые ведомости после 5 лет хранения журнала в школе, причем, в бумажном виде. Согласно пункту выше, если учет ведется в ЭЖ, эту ведомость предписано распечатывать и отдавать на хранение сразу по окончании учебного года.
исключить как бессмысленный
2. Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской методический центр Департамента образования города Москвы осуществлять мониторинг ведения электронных журналов успеваемости и электронных дневников образовательными организациями. - -
3. Окружным управлениям образования Департамента образования города Москвы, Управлению организации обучения и социализации в профессиональном и дополнительном образовании осуществлять координацию деятельности подведомственных образовательных организаций по ведению электронных журналов успеваемости обучающихся и электронных дневников. - -
4. Государственному автономному учреждению города Москвы «Московский центр качества образования» в связи с использованием электронных журналов успеваемости обучающихся и электронных дневников образовательными организациями, реализующими дополнительные общеобразовательных программы, образовательные программы среднего профессионального образования, при необходимости внести соответствующие изменения в Рекомендации по ведению журналов успеваемости и дневников обучающихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях города Москвы, утвержденные Департаментом образования города Москвы 25.11.2012г. На каком основании право коррекции Рекомендаций, которые написаны в стиле требований, передаются разработчику именно того ЭЖ, который в этих Рекомендациях и так выделен? Исключить как нарушающий антимонопольное законодательство и все рамки приличий
5. Признать утратившими силу: - Жалко приказ №611 от 5.9.2011 как самый аккуратный и позволяющий не печатать ЭЖ
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Т.В.Васильеву. - -

Комментариев нет: