28 нояб. 2015 г.

Невоспитанные патриоты

«Патриотизм– любовь к Родине и готовность пожертвовать своими частными интересами, во благо ее интересов».

Последнее время тема воспитания патриотизма стала обсуждаться все чаще. По поводу обычного воспитания я свои взгляды уже изложил ранее. Теперь дозрел до размышлений про патриотизм. Приведенное выше определение кажется, на первый взгляд, очевидным.

Слово «любовь» в нем самое бесспорное. Любовь во всех культурах– самое позитивное чувство. Однако оно определяет одно из самых неопределенных в проявлении чувств. Незнание меры может приводить к весьма негативным результатам. Понятие меры– одно из самых сложных для любой культуры. Так что, слово позитивное, но проблемное в оценке меры.

Родина– тоже понятие непростое, особенно для такой огромной страны, как Россия. Различают понятия «малой родины»– тех мест, где человек родился и вырос,– и большой– всей страны. С малой родиной тоже все более-менее бесспорно: практически все привязаны к родным местам, даже если рвались оттуда уехать для взрослой карьеры. Для этого никакого воспитания не нужно. Да, и невозможно эту любовь воспитать.

Про большую Родину пока пропустим, ибо про нее у меня больше всего вопросов. Сначала про приоритет ценностей общества над личными интересами.

Человек– существо социальное, стадное, если отталкиваться от биологии. Забота о сообществе обеспечивает лучшую выживаемость группы, поэтому готовность к самопожертвованию для такой формы существования вполне естественна. В России ценности общины всегда были сильно выражены– именно поэтому носителей идеи либерализма в России немного и к этому нужно относиться с пониманием.

Надо ли воспитывать приоритет общего над личным или он сам вылезет из глубинных слоев подсознания в критический момент? Или не стоит надеяться на подсознание, а подкрепить его личным опытом успешности на основе общинной поддержки? Можно, конечно, эмулировать и поддерживать это чувство виртуальными переживаниями на основе художественных произведений с героическими событиями, но реальные успешные мероприятия, основанные на коллективном решении проблем, дадут гораздо больше для воспитания готовности подчинить личные интересы общественным.

Много ли у нас коллективных инициатив, формирующихся самостоятельно и спонтанно? С давних времен власть опасается коллективных инициатив. А сейчас, под угрозой терроризма, подобные инициативы особенно сомнительны. Коллективные действия под бдительным контролем власти трудно считать спонтанными– от них веет советским добровольно-принудительным «одобрямс». Видимость патриотического воспитания такими движениями создать можно, но воспитать– сомневаюсь. Зато карьеризм таким образом воспитывается «на ура». А карьеризм является антиподом патриотизма, ибо основан на приоритете личных интересов над общими. Правда, на словах карьерист очень патриотичен, а его антипатриотичность выявится только тогда, когда, не дай бог, потребуется самопожертвование.

Так что, если реально стремиться к развитию готовности больше ценить общественное, чем личное, нужно старательно развивать и поддерживать спонтанные коллективные инициативы, а не регулировать все иерархически по советской привычке управления.

Теперь о большой Родине. Что это? Видимо, вся страна. И тут встает масса вопросов, самый главный из которых, что значит «любить страну»?

  • Считать правильным все, что решают ее правители?
  • Считать правым все, что делают ее граждане за рубежом?
  • Болеть за своих при их участии в международных событиях?
  • А если гражданин считает, что правители ведут себя неправильно с точки зрения развития страны?
  • А если граждане своей страны нарушают обычаи страны пребывания или просто свинячат?
  • А если спортсмены откровенно слабы или нарушают правила игры?
  • А если военные действия своих вызывают сомнение в правомочности или обоснованности?
  • А если исправление замеченных недостатков полезнее для страны, чем потакание тому, что делают ее представители на разных уровнях?
  • Нужно ли бороться с существующим положением для исправления замеченных недостатков?
  • Где грань патриотизма и непатриотизма, вредительства?
  • Кто и на каком основании вправе считать человека патриотом или врагом?
  • Кто полезнее/вреднее для страны, потакающий происходящему или подвергающий происходящее критике?

Самое сложное, что считать Родиной. Я родился в Советском Союзе и прожил в нем больше половины срока, который пока считается границей трудоспособного возраста. Я занимался активным туризмом и объездил много самых разных мест в стране, хотя далеко не все. Я любил и люблю все эти места. У меня остались о них очень теплые воспоминания. Заметная часть этих мест оказалась за границей России. И меня очень раздражают формальные процедуры на новой границе, когда я ее пересекаю.

  • Теперь я не должен их любить?
  • Почему раньше я должен был их любить?
  • Каким образом границы должны влиять на мою любовь-патриотизм?
  • Почему любовь к линиям на карте важнее людей, которые там живут?
  • Почему при разделе Союза людей не спросили, кто и в какой части раздела хочет остаться?
  • Почему некоторых, считающих себя патриотами, радуют жизненные трудности людей за границей своей страны, хотя раньше, совсем недавно, эти люди были в общей стране и их проблемы должны были бы огорчать тех же патриотов?
  • Что это за странная любовь-патриотизм такая злорадная?
  • Может, они и не патриоты вовсе, если это не любовь?
  • Или они такие невоспитанные патриоты, потому что их не успели правильно патриотически воспитать?
  • Тогда почему тональность многих СМИ именно таких невоспитанных патриотов так старательно поддерживает в экзальтированном состоянии?

Полагаю, разговоры о воспитании патриотизма появляются тогда, когда появляются сомнения в позитивном проявлении чувства любви к Родине, когда появляется много критики в адрес реализуемых в стране решений. Критикой обычно занимаются наиболее образованные и склонные к критическому анализу представители, которых меньшинство, но которые могут заронить сомнение в остальных, кто не задумывается в текучке о происходящем. Пока критические мнения не завладели мыслями широких масс, можно заронить сомнения в чистоплотности этих критиков, предостеречь истинных патриотов страны от враждебной нечистоплотной манипуляции под видом критики принимаемых решений.

Отличить чистоплотную критику от нечистоплотной манипуляции непросто. В условиях уничижительных взаимных обвинений остается призывать способных думать к реализации этой способности. И любить людей. Если патриотизм– это любовь, желание зла другому, где бы он ни жил,– это не патриотизм. И наличие иного мнения– не обязательно вражеская манипуляция. Это может быть боль за неправильные решения, желание их исправить. Конфликт мнений– это повод для поиска более совершенных решений, а не для вражды. Истинный патриот ищет красивое решение проблем, а не подавляет другое мнение.

Не надо путать защиту себя, своей семьи, своей страны с пожеланием зла тому, кто воспринимается угрозой. И не надо страну мерять линиями на карте. Страна, Родина– это общность людей. Нет общности– нет страны, какие бы линии ни ограничивали ее на карте.

Отправить комментарий