6 окт. 2016 г.

Рекомендации к новым рекомендациям по ЭЖ

(мое предложение, отправленное 5.7.2016 в МОН и полученное Р.Л.Лашиным)

Решил опубликовать, поскольку никакой реакции с тех пор не было

Предложение по организации работы с журналами/дневниками

  1. Не трогать действующие требования к ЭЖ (письмо от 15.2.2012 №АП-147/07). Проблемы в школах не с требованиями, а с расплывчатой нормативной базой и ее трактовками, а также статусом требований– они носят рекомендательный характер. Нужны формализованные требования к органам власти по продуктивной организации работы:

    • по организации информационных систем органа власти строго в пределах их полномочий, взяв за основу логику распределения полномочий 273-ФЗ
    • по соблюдению требований к техническому обеспечению школ в рамках тех же «Единых требований».
  2. Большинство претензий из школ исчезнут, если контролировать органы власти на обеспечение требований к техническим условиям. Для отмены бумажного документооборота достаточно предельно четко описать преимущества перехода на электронное ведение и требования о праве выбора школой ЭЖ со всей ответственностью за выбор.
  3. При четком описании функционала информационных систем разных уровней, нужно описание и утверждение МОН (возможно, + МинСвязь) протокола обмена данными, с помощью которого любой ЭЖ школьного уровня мог бы отправить необходимые данные для отчета и заполнения иных государственных систем. При согласовании протоколов на основе обезличенной передачи данных никаких особых требований по защищенности систем школьного уровня не потребуется.
  4. Воспользоваться отсутствием регулирования дневника и сосредоточиться при написании новых рекомендаций на дневнике. Все пожелания и претензии родителей связаны с дневником, а не с журналом. Это позволит еще раз подчеркнуть отличие журнала и дневника, воспользоваться готовой частью работы. В том числе, явно прописанное в заявке регулирование домашних заданий тоже относится, прежде всего, к дневнику. В этих документах можно учесть современные тенденции использования мобильных гаджетов, чтобы требования позволяли создавать любые новые варианты дневников, подключающихся к существующим журналам без угрозы данным.
  5. Подготовить типовые кейсы организации работы в разных условиях подключения к сети Интернет. Качество работы журнала/дневника должна оценивать и выбирать школа. Оно может зависеть от многих факторов, все из которых невозможно, да и не нужно оценивать через требования. Это рыночная задача. Эта логика уже есть в рекомендациях– ее можно усилить.
  6. Учесть новое нормативное, смысловое и организационное состояние с учетом успеваемости для уточнения нормативной базы. Есть возможность существенно облегчить бюрократические условия ведения ЭЖ при наличии готовности МОН.

    Части задач достаточно разъяснений, часть задач требует нормативной доработки. Ключевые вопросы, требующие уточнения– статус госуслуги информирования (с нормативной точки зрения ее с 1.7.2014 не существует) и требований по архивному хранения данных журнала (с нормативной точки зрения с 2010 она сокращается до 1 года при электронном ведении).

    Если МОН решит поддержать существование госуслуги информирования родителей (сейчас это в полномочиях МОН), необходимо разработать разумный административный регламент ее оказания, при котором на портале только заказывается услуга и в ответ приходит информация о способе подключения, а информирование должен оказывать непосредственно школьный ЭЖ– любой из существующих на рынке это может делать. Если МОН решит не поддерживать эту госуслугу, отразить в новых рекомендациях, что такой услуги больше нет, потому что руки выкручивают школам со ссылкой на старые документы о ее обязательности. Информировать школа должна родителей на основании 273-ФЗ, но это на уровне отношений школы с родителями без связи с информационной системой госуслуг.

  7. Воспользоваться созданием системы Контингент, чтобы нормативно снять со школ и муниципальных органов власти задачу ведения учета обучающихся. Это позволит не только исключить эту часть документооборота, но и резко облегчить задачи по защите перс данных вплоть до их полного исключения. Коллеги из МинСвязи с энтузиазмом восприняли эту идею, но нормативная и организационная часть решения находится в руках МОН.

Об участии вендоров

Участие вендоров ЭЖ/ЭД нужно, прежде всего, для согласования протоколов обмена данными– для них это очень важно, без них его не составить. Прототипы протокола уже есть, причем опробированные.

По опыту разработки требований к ЭЖ, их участие при добросовестном отношении к требованиям по ЭД сведется к ознакомлению с результатом работы рабочей группы: если их продукты не будут этими требованиями ущемляться, они молча встанут и уйдут. Возможно, некоторые из них постараются протащить в требования свои специфические возможности. Тогда возникнет борьба. Принцип минимальности требований позволяет избежать сложных согласований.

Все остальное вендоров абсолютно не волнует– это добросовестность переработки нормативной базы. У меня есть ясность практически по всем этим вопросам. Достаточно доброй воли регуляторов с ними разбираться и дорабатывать.

(картинка с сайта http://school14.centerstart.ru/node/19)

Комментариев нет: