10 янв. 2013 г.

Что было, что будет, что душу успокоит ...

Позади високосный год, впереди 13-й. Ситуация настолько непланируемая, что можно говорить только о пожеланиях к предстоящему периоду. Надеюсь на то, что накопленные потенции, которые тягуче накручивались в прошлом году, начнут отдавать свою энергию в виде реальных свершений.

  1. Много сил и внимания было отдано нормативной базе электронного документооборота в образовании. Прежде всего, меня волнуют неуклюжие временные регламенты госуслуг в образовании, которые неоправданно требуют избыточных ресурсов для реализации. Уже давно в голове (да, и в публикациях, презентациях) сформировались картинки того, как и что нужно изменить, чтобы и школам стало легче, и чиновникам спокойнее, и разработчикам конкурентнее. Несмотря на очевидные сложности, существующие реалии с моими картинками пока пересекаются слабо. Надеюсь, что многочисленные контакты в прошедшем году с причастными к проблеме людьми начнут позитивно влиять на ситуацию в новом году. Ведь, удалось после нескольких лет трепыхания в Интернете подготовить и выпустить письмо про электронные журналы, которое, похоже, нашло отражение и в новой редакции закона "Об образовании в РФ".
  2. Практически неразрывно с этим стоит проблема отраслевых стандартов в сфере защиты персональных данных. Закон сложный, разбираться с ним некому, а крайними оказываются чаще всего школы. И тут можно разумно все разрулить, если захотеть.
  3. Даже при неудаче в решении предыдущих задач неумолимо растет интерес к информационным образовательным системам (ИОС). Поскольку у меня есть понимание, как их строить, знание современных технологий, надеюсь, что спрос на компетентные консультации в этом вопросе и проекты по реализации этих технологий будет расти. Это касается не только электронных журналов и дневников, в которых я особенно хорошо разбираюсь, но и всего спектра ИТ в образовательном процессе.
  4. Очень быстро растет интерес к практике использования планшетов. Поскольку я активный участник группы тренеров Apple, полагаю, интерес к нашим семинарам будет только расти. Надеюсь, именно планшеты окажутся переломным звеном для перехода на модель BYOD – эта модель может заметно разгрузить школьные ресурсы для обеспечения стремительно развивающихся и требующих поддержки информационных технологий. Хотя и тут есть нормативные сложности - не предусмотрена в школе модель финансового обеспечения типа лизинга.
  5. Очевидный тренд современности - электронные учебники. Тут и нормативная, и понятийная, и техническая база требуют серьезного переосмысления и развития. Я надеюсь, что технологии, которые моя компания "Новый Диск" рассчитывает активно развивать, окажутся полезными и востребованными в этой сфере.
  6. Надеюсь также, что и логика электронных журналов и дневников, которую мы в компании "Новый Диск" развиваем, окажется конкурентоспособной и успешной, несмотря на жесткие столкновения огромного количества вариантов ЭЖ за пользователя.
  7. Не оставляю надежд на глобальные перспективы развития всей системы образования – начало системных изменений или, по крайней мере, осознание их необходимости и обсуждение нового целеполагания.

Я абсолютно убежден, что общество практически на век переросло старую модель системы образования, которое построено по принципу конвейера: обучить массово всех по единому стандарту. Понимание, что "по единому" невозможно, уже пришло, а что пора полностью сменить логику системы на новую цель - обеспечение каждому индивидуальной образовательной траектории - пока не пришло. Именно поэтому систему образования постоянно лихорадит и постоянно требуются реформы, которые не приводят к удовлетворению.

Я утверждаю, что и не могут привести, пока не будет осознана новая задача. Надеюсь, что в новом году удастся повлиять на эту ситуацию. Тем более, что отклик моя позиция у коллег находит, и похожие идеи наблюдаю у других людей, включая известных. В частности, об индивидуальных образовательных траекториях как цели нового образования уже прочитал недавно у Петра Щедровицкого (13 декабря 2012):

«Вместо образовательного учреждения, которое было главным раньше, определяющей становится индивидуальная образовательная программа. Её составляет человек самостоятельно или вместе с консультантами, которых иногда называют тьюторами. Человек – автор своей программы развития или программы развития для своих детей. Она может быть составлена на любой возраст.»

Отправить комментарий