31 янв. 2013 г.

Почем региональные министры образования?

Вчера с самого утра наша группа Apple-тренеров живо обсуждала статью в «Известиях» о коррупционных способах конкурентной борьбы Apple за внимание «продажных» министров образования из российских регионов. То, как упоминали в статье группу тренеров, напомнило мне фразу с bash.org: «Только отсутствие нефти удерживает пингвинов Антарктиды от вооруженной борьбы за свои права», т.к. на судьбу грядущих тендеров мы оказываем минимальное влияние. Не будь я сам связан с программой Apple, я бы и вникать в эту статью не стал. Но в данной ситуации не смог не отрефлексировать.

  1. Для тех, кто не посещал мероприятия Apple, будет небесполезно узнать, что любая активность, подразумевающая финансовые издержки Apple в адрес физического лица, сопровождается анкетой, в которой есть пункт «не противоречит ли Вашей должности оказание Вам услуг, передача сувениров и тп со стороны Apple». Точную формулировку я не помню, но смысл такой. Мы — тренеры — смело поставили галку в этом пункте. Даже обедом на публичных мероприятиях кормили с этой галкой. Так что, к Apple претензий точно быть не может.
  2. Смакуемые в статье условия проживания министров и тренеров, при возможной зависти ряда читателей, являются стандартом для компании. Тренеры за год с лишним существования группы APD уже много поездили с семинарами и везде нам стараются бронировать 4-5-звездочные гостиницы, оплачивают питание и проезд, включая такси.
  3. Программа поездки проходит далеко не только в русле технологий Apple. Неудивительно, что встречи проходят с лидерами этих технологий и обсуждаются наиболее эффективные варианты их применении, но ход обсуждений идет в логике проблем образования в целом, независимо от платформы. Стоит сожалеть, что на предложение принять участие в программе откликнулось так мало регионов. Кстати, информация в статье недостоверна уже по составу участников.
  4. Apple практически с момента основания активно работала со сферой образования и содержала в штате людей, которые занимались образованием не с позиции продаж, а с позиции эффективного развития на базе технологий. В России представительство фирмы появилось недавно и политика фирмы у нас только формируется. У Apple есть прекрасные образовательные технологии, популяризировать которые стоит на всех уровнях образовательной структуры. Для реальной конкуренции полезнее организовывать аналогичные и регулярные ознакомительные поездки, а не сомнительные склоки в печати.
  5. Если для подкупа министров достаточно поездки за счет Apple, вопреки реальным преимуществам конкурирующих фирм, лучше прекращать истерики, кутаться в простыню и ползти на кладбище — при столь низком уровне притязаний региональных руководителей нам ничего хорошего не светит. Для реального подкупа нет необходимости никого и никуда возить.
  6. Известно, что конкуренты не смогли через суд оспорить прошлые закупки в школы техники Apple. Возможно, теперь они ищут другие способы конкурентной борьбы. Превращение познавательной поездки в криминальный репортаж, на мой взгляд, выглядит крайне некрасиво. У меня большое сомнение, что будут обнаружены нарушения, но создать негативный имидж, чтобы осложнить продвижение конкурента, можно попробовать.
  7. Действительно, есть учителя и специалисты, которые не в восторге от техники Apple. Однако претензии в том, что они вынуждены мучиться с ней вместо того, что им нравится, должны предъявляться не Apple, а устаревшей модели централизованных поставок. Там, где школа сама распоряжается своим бюджетом, такие схемы не могут работать. Я знаю, что в московской гимназии 45 им. Мильграма чаще происходит обратное: вся ИТ-среда гимназии активно использует технологии Apple, а централизованно поставляют чаще всего PC.

Сегодня ИТ имеет очень широкое поле применений и разбираться в нем совсем не просто. Это стимулирует к «простым и универсальным» решениям, которые ведут к неэффективным затратам и средств, и сил. Чем лучше руководители будут представлять себе возможности разных подходов, тем лучше для образования. Хочу верить, что прекрасные технологии Apple будут широко использоваться в российских школах на благо российского образования, но без насильственного внедрения.