4 февр. 2013 г.

BETT 2013 и сопутствующее

Первый раз мне посчастливилось побывать на BETT в 2011 году. В рамках той поездки, кроме собственно посещения выставки, был день визитов в местные школы. Именно от них осталось самое сильное впечатление. Остальное время полностью поглотила выставка. Более того, осталось впечатление, что освоил далеко не все, но больше не смог бы воспринять. Знакомство с Лондоном и его музеями оставалось на вечер, поэтому много интересных мест, посещением которых делились коллеги, мне посмотреть не удалось.

На следующий год поездка не сложилась, хотя желание повторить было. На сей раз желание удалось реализовать.

Настойчивые просьбы в адрес Apple организовать знакомство группы тренеров APD с выставкой и местными школами, успешно применяющими технологии Apple, сначала не получили поддержки. Поэтому решил договориться о присоединении к группе Intel «Образование для будущего», с которыми давно и продуктивно взаимодействую. Большое спасибо Татьяне Пирог, которая великодушно согласилась меня присоединить. Я знал, что они обязательно постараются посетить местные школы. Да, и веселее в группе. Я уже сдал документы на оформление — и тут проявилась Apple: пригласили тренеров принять участие в поездке по программе ознакомления региональных руководителей образования с новыми технологиями (потом «Известия» в процессе реализации программы решили ее оскандалить). Пришлось переориентироваться. Надеюсь, Татьяна и коллеги из группы Intel не в обиде. Жаль, не удалось встретиться, хотя я был уверен, что не пересечься невозможно: в прошлый приезд кого только не встретил?

Наша программа началась за несколько дней до начала выставки, чтобы посетить пару школ и мероприятия Apple.




Школа Honeywood расположена в сельской местности на северо-востоке Лондона. Она встретила нас огромным футбольным полем, которому позавидовали бы многие директора и не только сельских школ. По полю бегала с мячом толпа мальчишек. В школе несколько зданий и несколько двориков с площадками. Учатся в ней ребята среднего звена. Здание старое, похожее на многие школы.

Сначала директор изложил нам историю школы, а потом ребята провели короткую экскурсию с посещением уроков.

К 2000 году школа была на грани закрытия. Директор пришел в нее в 2002 году. Работа велась по классической модели «доска-парты-опрос». Себя директор позиционировал как человека, который не был успешен в школе и хочет исключить такой сюжет для своих учеников. С его приходом акцент стали делать на широком внедрении проектных задач, переориентации этапов восприятия информации на самостоятельное изучение, а в общении с учителем — выяснение проблем, решение задач, тестов. Вектор внимания — создание условий для обучения, а не наполнение знаниями. Модель «перевёрнутый класс».

Для реализации модели начали привлекать ИТ. На этом пути самым эффективным инструментом оказались сначала Маки, потом iPod, iPad. AppleID для планшетов распределяются школой. Приобретенные школой и бесплатные приложения дети могут устанавливать самостоятельно. Если родители хотят, они могут со своего личного AppleID приобрести и поставить приложение. В любой момент гаджеты могут собрать и проверить их содержимое. За несколько лет работы ничего сомнительного не находили.

На вопрос «почему не Андроид?», директор ответил, что так сложилось исторически – раньше появились.
Несмотря на то, что они стараются максимально использовать бесплатные облачные сервисы, свой сервер в школе тоже есть. И это при том, что скорость канала Интернет нас повергла в шок: 100 Мб/с и планируют расширить до 1 Гб/с!!!

Посещение уроков было очень поверхностным, поэтому судить о чем-то сложно, кроме общей обстановки (что совсем немало!).

Планшеты у всех. Ради нас или это в порядке вещей, но все ученики в процессе урока их использовали. Парты в классах группируются по 4 в конфигурации для совместной работы. Интересно наблюдать процесс включения в групповое задание, особенно, когда его дали на 1 минуту. Сначала такое впечатление, что они просто пережидают. Потом кто-то первый из группы начинает что-то делать. Другие или смотрят по сторонам, или трепятся о чем-то постороннем. Но постепенно все группы что-то делают и что-то результирующее выдают. На занятии типа «окружающего мира» им показали презенташку с молекулярной структурой тела. И тут мне удалось блеснуть тренерской эрудицией: показал ассистенту учителя (возможно, она не ассистент — не уверен) приложение AtomsInMotion для iPad, где это выглядит заметно более эффектно и можно менять параметры. Через мгновение у нашего пацаненка-провожатого оно было на планшете и он начал его осваивать. С ним тоже удалось немного выпендриться, показав пару неочевидных возможностей.

По ходу, обратил внимание на кабинет труда с инструментами и лабораторию с цифровыми датчиками. Они есть и при деле!

В настоящее время, доля успешно завершающих обучение в школе поднялась с 17-20%% до 65%.




Другая школа расположена на юго-востоке Лондона. Школа Bowes — это весьма успешная началка с детсадом. Ее сотрудники ведут семинары по повышению квалификации других учителей, причем свои уроки часто уже не ведут.

Самое потрясающее в этой школе, что у них нет учебного плана! Его не может быть по логике преподавания: план создается на основании пожеланий самих детей. Их спрашивают, что они хотели бы изучить, а потом ломают голову, как в эти пожелания встроить содержание, которое предусмотрено стандартами. На вопрос о трудоемкости такого планирования смеются: непросто, но интересно, а по старинке уже скучно.

Не менее интересна система оценивания. Работа – процесс и/ли результат – снимается на смартфон или планшет, к нему пишется устный комментарий учителя и ставится некий балл. Баллы доступны только учителям. Родители могут увидеть медиа протокол и комментарий. Если нужно подключить к предполагаемым проблемам родителя, учитель просит его прийти и обсудить, но баллы остаются для родителя недоступны. Т.е. ориентация исключительно на успех реализации пожеланий ребенка.

Все стены завешаны самыми разными поделками, рисунками и наглядными примерами поведения. В школе 3 сервера и активно используются облака. 100 Мб/с уже принимаем как должное. Обслуживанием ИТ занимается 2 человека. Но на них простые и расхожие задачи. Для серьезных проблем заключен договор с внешней обслуживающей организацией. Я понял, это наиболее распространенная практика.

Детский сад, размещенный по другую сторону школьной площадки и отделенный забором, поверг образовательных начальников в шок: у нас такое закрыли бы уже на пороге. Песок на полу, вода, какие-то растения... Со всем этим с упоением играют дети, изредка бросая на нас любопытные взгляды, и довольно молодые дяденьки (!) и тетеньки. Самым сложным для восприятия некоторых начальников было то, что дверь из комнаты, где играли раздетые дети, была открыта на улицу, где гуляли одетые дети. Причем, это было преднамеренно, чтобы дети могли сами решить, как поступить. Некоторые из нас не поленились потрогать воду, которой могли играть дети на улице, — она была холодная. На улице было градусов 5-7.

В общей канве, хотя это произошло в другой день, удобно вспомнить о встрече с директором нестандартной голландской школы. Они активно используют не только "перевёрнутый класс", но и автоматизированную систему обучения с использованием технологии искусственного интеллекта. Это позволяет оптимизировать индивидуальные образовательные траектории и одновременно проводить валидную оценку достигнутых компетенций. Их каналы в Интернет показались нам и вовсе издевательством – 4 Гб/с на 1,5 тыс. учеников. У нас такой объем информации за час – очень приличная скорость.

Посещение ESSA Academy было предусмотрено в программе на последний день, но я уже был там во время другой поездки по линии Apple, поэтому в этот день как раз посетил BETT. ESSA Academy тоже когда-то была провальной школой, но сейчас успешный выход у нее 93% и очень любопытное современное здание. Директор школы – Абдул Чохан (Abdul Chohan) – довольно ярко выступал на образовательном саммите, посещение которого было запланировано в нашей программе. Саммит шел 4 дня по примерно одинаковой программе. Наша группа разделилась на 2 дня. Мне очень понравилась мысль директора о том, что неправильно применять ИТ для совершенствования устаревших методик. К таким методикам он отнес фронтальное объяснение у доски. Его рецепт успешного образовательного процесса основан на формировании среды, в которой учиться удобно с помощью ИТ. Сам учебный процесс максимально учитывает индивидуальные возможности и потребности ученика.

Саммит ориентировал на необходимость коренных изменений в организации образовательного процесса, его индивидуализацию, доступность, эффективность, смену подходов и способов оценки. Очень способствуют этим изменениям мобильные гаджеты. Что и показывали представители различных школ и лучшие тренеры. Опять прозвучала идея об использовании медиа инструментов для протоколирования результатов и/ли процесса. Постоянно декларировалась необходимость стимулирования к творчеству, самостоятельному освоению знаний, при котором учитель не дает знания, а создает условия и стимулы для их освоения учеником.

29 января у меня высвободилось для культурной программы. В дополнение к вечерним посещениям накануне музея Шерлока Холмса (благо, он рядом с отелем) и известного мюзикла «Фантом оперы», наконец, побродил по Тауэру, Британскому национальному музею и по галлерее искусства. Недалеко от отеля посмотрел небольшой музей с коллекцией Уолосса картин и скульптур 15-18 веков. По пути взглянул на довольно странную экспозицию в Королевской Академии искусств.

Тот день, когда почти вся наша группа пошла на выставку, я с еще тремя тренерами из нашей группы пошел в офис Apple на семинар, посвященный инструментам для работы пользователей со специальными нуждами. Семинар получился любопытный, хотя описанные возможности в обычной жизни редко нужны и самостоятельно в них разбираться обычно некогда. Заодно удалось пожаловаться на плохое распознавание русского текста по сравнению с другими конкурентами. Поскольку семинар вела дама из Купертино, тесно связанная с этими разработками, есть надежда на улучшение. Мероприятие было в середине дня, что делало малоосмысленным посещение BETT как до, так и после. Время вынужденного простоя я посветил своей оценке статьи в «Известях».

Итак, последний день программы я посвятил BETT. Выставка переехала на другой край Лондона в район City. Огромный корпус. Неожиданно для меня, вся выставка уместилась в одном помещении. Прошлый вариант оставил впечатление необходимости обходить много помещений. Выставка стала меньше или новое помещение такое огромное? Трудно сказать. Возможно, и то, и другое. На прошлой выставке на каждом втором стенде кичились новыми разработками для iPad. Теперь это уже общее место: планшеты лежат почти на всех стендах и только разработчики приложений афишируют себя через планшеты. Все так же много разных систем автоматизации задач управления школой и образовательного процесса. Многие из них ориентированы на популярные местные системы. Некоторые готовы адаптировать их под другие системы. Ищу системы, которые поддерживают медиа оценивание, которое так пропагандировали в школе и на саммите. С трудом нахожу одну. Еще про одну сообщили в школе Bowes, но на выставке их не видел (не нашел?).

Много стендов технарей, предлагающих свои услуги школам, практически все из них выносят в рекламу известную уже аббревиатуру BYOD. Из них меня заинтересовали строители WiFi сетей для школ. Много самых разных способов их построения. Поскольку это становится предельно актуальным, надо следить за динамикой их развития.

Порадовало большое количество стендов с комплектами для изучения естественных наук и технологии. Буду рад, если культура естественнонаучного образования возродится через цифру, т.к. традиционный школьный подход больше похож на религиозную веру, чем на изучение естественных наук. Да, и современной наукой назвать то, что изучается в школе, совесть не позволяет.

Если говорить об общем впечатлении от выставки, оно заметно менее яркое, чем в прошлый раз. Как минимум, там я бродил несколько дней и не осталось ощущения, что просмотрел все. Сейчас потратил один день и потребности ходить больше не было. Возможно, что-то упустил, но вряд ли многое.

Если говорить об общем впечатлении о поездке, то я очень доволен. Прежде всего, общению со школами. Очень хорошим дополнением стало общение на саммите и на выставке, т.к. это помогло снять начавший возникать комплекс неполноценности.

Да, мы отстаем в развитии принципиально новой системы образования, ориентированной на индивидуальные образовательные траектории на основе личной мотивации ученика и ориентированного на мотивированное обучение учителя. Концептуально и нормативно отстаем. Но не очень сильно, потому что основная масса школ и учителей еще не перестроились. Еще сильна в Англии традиционная школа со стандартами и жесткой проверкой инспекторов. В подтверждение близости типичных английских школ нашим реалиям можно привести плакат местного профсоюза. Тем не менее, у них есть возможность создавать нестандартные образовательные модели.

Но нам важно понять, что скорость развития обновленной на принципах личной мотивации системы образования, ориентированной на индивидуальные образовательные траектории, несопоставимо выше реакции от обычных управляемыми улучшений. Когда и если зарубежные школы массово перейдут на нее, нам уже вряд ли удастся их догнать. Останется слушать причитания типа «это все временно, когда они спохватятся, будет поздно». Я думаю, поздно будет нам.

Отправить комментарий