28 февр. 2013 г.

О бизнесе ЭЖ

Заметки продиктованы очередным победным релизом Дневник.ру– на сей раз в «Ведомости. Карьера».

Феномен продвижения Дневник.ру меня давно занимает, т.к. никаких особых технологических или методических преимуществ относительно других аналогичных решений я не вижу. Что, безусловно, их выделяет – хрестоматийность ведения бизнеса по западным учебникам для startup.

Все зависит от того, что считать успехом.

Душещипательные истории о своем пути в бизнес может рассказать практически любой руководитель. Полагаю, если любого из нас начнут расспрашивать о нашем жизненном пути, каждый сумеет тронуть чуткую душу читателя. Если же это нужно для благоприятного имиджа компании в целях популяризации бизнеса- success story, life story,- то и вовсе вопросов нет: сюжет станет достоен руки Марка Твена, Джека Лондона ... кому кто больше нравится.

  • Успех с позиции startup – когда в тебя вкладывают деньги. В этом смысле Дневник, безусловно, успешен.
  • Успех с позиции бизнеса – когда у тебя есть прибыль от продаж и заметный охват рынка. Тут уже сложнее, т.к. прибыли у Дневника нет – есть вложения инвесторов (см. выше), - но есть заметная доля рынка.
  • Успех с позиции технологии – когда твое решение выгодно отличается от других и поэтому захватывает рынок. Тут тоже большой вопрос: доля Дневника на рынке захвачена из-за преимуществ технологии или за счет некоммерческих рычагов, коли прибыли нет?

Про одного из названых в статье конкурентов – ИРтех (NetSchool) – сказано, что у них есть прибыль и что она росла, хотя есть на рынке бесплатные для заказчика решения Дневник и Барс. На самом деле, решений намного больше, но для Дневника значение имеют только те, которые занимают заметную долю рынка. Это тоже немаловажный штрих к портрету!

Из названной в статье тройки конкурентов, только ИРтех играет в свою игру за счет качества продукта: оба его конкурента продвигаются, главным образом, за счет административного ресурса. При наличии административных рычагов, вложения в развитие компаний, подобных Дневник и Барс, позволяют их возвращать за счет бюджета.

Я точно знаю, что в Москве решение Дневник было выбрано абсолютно волюнтаристским решением руководства Департамента ИТ Москвы, хотя на смотре электронных журналов были продемонстрированы не менее конструктивные варианты, в том числе:

  • учитывающий гораздо больше систем оценивания, чем умеет Дневник,
  • готовое и работающее решение, в котором уже на тот момент было зарегистрировано более трети школ Москвы

Кроме того, было известно решение Департамента образования Москвы о праве школ самостоятельно выбирать вариант электронного журнала.

Я знаю школы в других регионах, которые формально числятся в Дневник, но реально работают в других системах.

Рынок ИТ в образовании предельно вертикальный, работающий на бюджетных ресурсах, а не на полезных качествах для школ и родителей. Практика централизованного распределения ресурсов лишает школы возможности самостоятельно выбирать нужные им продукты, а разработчиков сталкивает в конкурентной борьбе за принимающего решение чиновника, которого качество продукта волнует далеко не всегда. К тому же, уровень ИТ-компетенции чиновника часто оставляет желать лучшего, зато позволяет имеющим к ним доступ игрокам грамотно строить свою «маркетинговую политику».

Бизнес-модель получения доходов на SMS не оправдалась. Доход на рекламе - тоже сомнительная идея, т.к. она законодательно запрещена в тетрадях и учебниках. Насколько этот запрет распространяется на электронные версии, науке неизвестно: когда и если появится иск от родителей, тогда узнаем.

Сегодня расчет в бизнес-модели продуктов для образования делается на то, чтобы, удерживая максимально широкую долю рынка, получать доход от дополнительных сервисов, привязываемых к электронному журналу/ дневнику: питании, проходах через турникеты (довольно глупая новая мода), видеонаблюдении и др. Но, в любом случае, на бюджетных ресурсах.

Напоследок, по существу разрекламированной технологии.

Я категорический противник решений, подобных Дневник:

  • единое на всех
  • «облачное» (данные хранятся и обрабатываются вне школы)
Хотя следует с сожалением признать, что это безусловный на сегодня тренд, мода.
  • Облачные разработчики могут возразить, что не заставляют всех переходить на свое решение. Но это лукавство, т.к. насильственное внедрение единого решения делают региональные власти. Даже в Москве, позволившей школам самостоятельно выбирать электронные журналы, было навязано весьма неуклюжее решение по интеграции данных в единый журнал производства Дневник.
  • При массовых показателях скорости доступа из школы в сеть Интернет менее 1 Мб/с, школа не сможет отказаться от ведения бумажных журналов и будет вынуждена вести оба. Я считаю такой результат предельно вредным для развития ИТ.

Лучшее ли решение Дневник среди других аналогичных продуктов, пусть каждый судит сам. Если бы не чиновник решал, а сами школы, тогда можно было бы судить об успешности по реальной доле рынка.

Развернутые критические замечания по модным решениям построения информационной образовательной среды (ИОС) и мое видение, как следует это делать, доступно в сети.

Отправить комментарий