По следам обсуждения в FB решил поделиться результатами аналогичного очного обсуждения в поездке по израильским школам, в котором участвовали более осведомленные в проблематике люди, чем я. Само обсуждение возникло из тезиса, что понятие «портфолио» введено в нормативные документы (ФГОС), но никак не определено содержательно, В результате возникают разные странные его применения типа того, которое стало предметом обсуждения на FB.
Сошлись на том, что может быть несколько совершенно разных по целям, задачам и правилам обработки портфолио:
- накопительное портфолио, которое каждый собирает на свой вкус
- квалификационное портфолио, которое формируется из подтвержденных квалификационных испытаний, включая олимпиады, грамоты, дипломы и т.п.
- творческое портфолио как подборка артефактов творческой деятельности
- целевое портфолио - выборка из накопительного для саморекламы/ зачета/ конкурса по конкретной тематике, которое каждый формирует сам из накопленных результатов
- бизнес-портфолио как резюме или составная часть его для представления себя в целях приема на интересующий учебный курс или на работу
- учебное портфолио как след, траектория освоения конкретного учебного курса
В обсуждении на FB было упомянуто рефлексивное портфолио как инструмент образовательной деятельности. Сознавая пользу такого инструмента, я бы его не стал относить к понятию «портфолио», пока у нас нет устоявшейся практики использования термина. Для рефлексии обычно используется дневник, который изначально носит приватный характер.
Могут быть и другие варианты. Важно, что логика их составления и предоставления доступа к ним совершенно разные и необходимо до массового внедрения чего попало под освященным ФГОС термином четко определить, о чем именно идет речь и как с ним работать.
В свете переноса документооборота в электронный вид, я бы предложил квалификационное портфолио сделать автоматизированным и общедоступным, т.к. квалификационные испытания, олимпиады не являются интимным актом, а успех на них автоматически подразумевает общественное подтверждение компетентности участника. Такой подход позволяет упростить работу с персональными данными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий