19 дек. 2012 г.

2-е чтение проекта закона

Как активный болельщик, заслуживший грамоту МОН за подписью И.М.Реморенко «За активное участие», опубликовавший свои предложения и замечания не только во всех предварительных версиях на этапе crowdsourcing, но и всем мыслимым и немыслимым адресатам, способным повлиять на изменения перед 2-м чтением, я просто не мог пропустить итог этого судбоносного события.

К сожалению, итог ожидаем - «индейская национальная изба».

Основным направлением моего внимания был 152-ФЗ, поскольку сам его изменить практически немыслимо, а как-то учесть специфические нюансы персональных данных в сфере образования можно только в профильном законе. Есть теоретически еще рычаг в виде создания отраслевого стандарта защиты данных, но нормативная активность МОН пока не демонстрировала высоких показателей. К тому же, статус федерального закона выше.

Про мелкие нюансы, о которых в моих ссылках уже указано, здесь ничего писать не буду. Из важных моментов, в проекте было и осталось 2 проблемы:

  • лазейка для использования мониторинга в целях неоправданного доступа к персональным данным (закон отдает это на откуп решению Правительства РФ - п.5 статьи 97 - хотя аккуратное добавление одного слова «неперсонифицированных» в п.3 могло бы лазейку перекрыть);
  • отсутствие в законе оснований для передачи персональных данных несовершеннолетних обучающихся из образовательных организаций в муниципальные органы власти для ведения учета детей, подлежащих обучению.

Из того, что попалось на глаза,- жуткий по непонятности текст в п.2 статьи 21 про образовательную деятельность.

А порадовало исчезновение оборота про «порядок, определяемый органом ...» в отношении учета успеваемости и промежуточной аттестации. Сколько же он крови попортил в спорах о возможности отмены бумажных журналов?! Письмо МОН от 15.2.2012 №АП-147/07 этот вопрос сняло, но исключение оборота из закона позволяет про письмо не знать. Право школы на самостоятельное решение вопроса об учете отражено еще и в статье 30 про локальные акты - это тоже приятно.

Впрочем, подробно не смотрел, т.к. считал и считаю битвы вокруг этого проекта достойными Свифта. Вместо рабочей правки неплохого для своего времени закона в целях приведения его в соответствие новым реалиям устроили политические разборки с бессмысленной претензией на судьбоносность.

Вся система образования устарела - нужно думать, как ее менять, а не тупыми и острыми концами меряться в прошлой реальности.

Отправить комментарий