27 дек. 2012 г.

Вдогонку за законом

Не успел Президент подписать принятый Госдумой закон «Об образовании в РФ», как МОН опубликовало проекты нормативных актов для приведения их в соответствие с новым законом. Это радует – может, нормативная машина МОН перестанет буксовать?

В частности, один из документов предлагает утвердить «ПОРЯДОК перевода учащихся из одной образовательной организации, реализующей основные образовательные программы общего образования, в другие образовательные организации, реализующие основные образовательные программы общего образования».

Лично мне даже название документа кажется неправильным.

  1. Нужно определять не порядок перевода, а порядок приема и прекращения образовательных отношений, т.к. перевод – это прекращение отношений в одной образовательной организации (ОО) и прием в другую ОО. Перевод – это один из возможных вариантов приема и прекращения образовательных отношений.
  2. Основной акцент в тексте сделан не на процедуре перевода, а на документообороте при переходе обучающегося из одной ОО в другую. Поэтому речь нужно вести о необходимых требованиях к документообороту и условиях, гарантирующих возможность обучения в соответствии с потребностями обучающегося. На мой взгляд, это разные документы.
  3. Абсолютно не учтен факт перевода документооборота в электронный вид, в том числе в рамках портала госуслуг. А это кардинально меняет процедуру. Сегодня просто транслировать старые нормы, опирающиеся на бумажный документооборот, странно. Я бы понял обратный уклон: в первую очередь, ориентация на электронный документооборот, но с возможностью для отстающих работать с бумагой.
  4. Документ продолжает игнорировать условия закона 152-ФЗ «О персональных данных» (ПДн), т.к. обработка медицинской информации налагает дополнительные сложности на оператора ПДн. В то же время, медслужба в большинстве случаев размещается в ОО, но относится ко внешней мед. структуре. Простое распределение ответственности по приему и возврату документов может существенно упростить требования к процедуре и, соответственно, ответственности ОО.

Формулируя требования к документообороту при приеме на обучение и прекращении отношений, стоит предусмотреть неучтенные в законе нюансы обработки ПДн и максимально освободить ОО от обязанностей оператора ПДн. Это позволит облегчить не только жизнь ОО, но и принятие нового закона. Можно представить отсутствие в нем проблематики ПДн как сознательную позицию МОН в связи с выведением ПДн с уровня ОО на уровень органов управления, которые все равно должны вести учет детей, подлежащих обучению и, значит, являться операторами ПДн.

P.S. Как выяснилось, название документа не так просто сменить – оно должно соответствовать указанному в законе. Правда, в законе сформулировано несколько иначе. Посему сделал свой вариант с уточненным названием и с учетом собственных замечаний.

P.P.S. Поскольку в сети развернулась вакханалия по поводу другого проекта приказа – о дисциплинарных взысканиях, – как будто это не проект, а уже принятый нормативный акт, решил назло истерике поготовить свой вариант, который опубликовали в электронной газете «Вести образования».

P.P.P.S. Внес в него правки с учетом замечаний юриста Эврики.

Отправить комментарий