Сначала попал пару раз на мероприятие, на котором не было ни малейшего желания свистеть и прыгать– хотел просто послушать для информации, чтобы разобраться. Понимая веру педагога в великую силу интерактива, скрепя зубы, но по минимуму, посвистел и попрыгал. Но лень– двигатель прогресса: задумался, не упустил ли я что-то важное, проповедуя деятельностную педагогику? Хотя, если честно, сразу не стал– что-то отвлекло. Но когда это стало повторяться, а раздражение накапливаться, подумал. Оказалось полезно и не очень сложно. Главное не забывать главный вопрос: зачем?
Идея деятельностного урока исходит из низкой эффективности недеятельностного урока. В логике Леонтьева, мы озабочены только тем, чем заняты, каким делом. Какой деятельностью заняты ученики на традиционном пассивно-вещательном уроке? Неизвестно. Точнее, в момент протекания деятельности неизвестно. Потом, на контрольной, можно с большой вероятностью это оценить. Но недоказательно. Если же построить занятие, в котором деятельность, связанная с изучаемым материалом, более наглядна и доказательна, эффективность изучения можно повысить. В среднем. А в среднем, потому что мотивированные ученики, которых обычно мало, заняты менее продуктивной, но более нагладной деятельностью. Более продуктивна она для тех, кто раньше делал вид, что занят именно той деятельностью, что требовалась. Раньше он мог в реальности заниматься чем-то своим, а в новой версии это затруднительно.
Именно этим и объясняется раздражение всякими деятельностными затеями, если сам пришел мотивированный на новую информацию и не нужны пока всякие навыки или мотивация деятельностью (а ну-ка все похлопали-побегали-помахали ручками, как птиц). Нужно четко определять целевую аудиторию и ее мотивацию.
Попутно про близкий элемент новой педагогической технологии с акцентом на мотивацию.
Радует, что уже многих проняло на понимание необходимости работы с мотивацией, что ученику должно быть интересно. Все меньше мастодонтов, уверенных в великом благе для ученика, если знания в него вбить чем-то надежно забойным. Но дальше– по заголовку. Что самое прикольное? Игра. Даешь всеохватные игры! И с упорством, достойным лучшего применения, молодой энергичный учитель принимается все превращать в игру, на все навешивать фишки... Хорошо, если он понимает отличия игры и игрофикации (геймификации)! Но, чем лучше он может все превратить в игру, тем он считает себя правильнее как учитель.
Образовательный интерес и игровой интерес– разные вещи. Мотивации разные! Одна позитивная– стремление что-то узнать, понять, освоить... Другая– соревновательная: как-бы что-то получить, выполнив правила, смысл которых не очень важен– лишь бы с ними справиться. Образование в массе, за редким исключением, не умеет работать с позитивной мотивацией. Игра, в этом смысле, лучше выбивания указкой по рукам, но все равно не айс. Настоящее образование, на которое можно опереться, основано исключительно на позитивной мотивации.
Образовательный интерес, кроме здорового человеческого любопытства, которым тоже нужно умело пользоваться, появляется только тогда, когда становятся понятны проблемы. До этого новое знание редко вызывает интерес. Игра может быть полезна для ознакомительного этапа, если на простом любопытстве сыграть не удается. Но дальше нужно строить процесс на проблемном обучении, а не в игрушки играть. Хорошо поставленная проблема, которую интересно решать, даст несопоставимо больше образовательной пользы.
А дальше извечная тема про качество образования. Те подходы, которые популярны, ориентированы на внешние измерители, а не на личностные.
А, значит, опять беседую с и без того понимающими коллегами, а не с массовым учителем, привыкшим отчитываться цифрами своих и отслушанных часов, списками примененных современных методик. Ну, и ладно: слушающий услышит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий