5 янв. 2017 г.

Утяжеляя новогодний пар

Попытки психоанализа всенародно любимого фильма про предновогоднюю баню с неожиданным жизненным поворотом вступают в противоречие с принципом творчества, высказанным, кажется, Карлом Густавом Юнгом, что успех произведения достигается тогда, когда автору удается поднять глубокие слои подсознания: чем глубже слой, чем больше людей он может охватить и заинтересовать.

Наиболее жесткие попытки анализа проводились в момент выхода второй серии и предполагали, что вторая серия убьет первую. Но этого не произошло: первая осталась любимой, а вторая провалилась. Загадка удерживает– чем нас взяли за живое? Если не углубляться в Эдипов комплекс и прочие психоаналитические навороты, трудно не признать, что герои инфантильны. Неужели народ столь инфантилен, что много лет продолжает пялиться на свой инфантилизм? Сомнительно. Значит, там много слоев, в которых можно покопаться, причем, полагаю, еще останется.

  1. Среда.

    Очень точно передана среда обитания советских людей. Ностальгические воспоминания о детстве многим важны.

  2. Золушка и Емеля в одном флаконе

    Представлена история, где без феи и тыквы Золушка с Емелей находят друг друга в банальной советской хрущевке– достаточно вовремя сходить в баню, по-пролетарски надраться, чем радикально изменить жизнь к лучшему. Ипполитом как скучным в своей правильности персонажем пожертвовали ради позитивных эмоций главных героев, как это часто происходит в сказках. Невестой Лукашина– как злостным и осознанным манипулятором.

  3. Сюжетная линия

    Сюжет соткан из совокупности индивидуально правдоподобных микросюжетов, каждый из которых не слишком интересен и достаточен для завершения любой истории, а в связной цепочке приобретает самостоятельную ценность как способ удержания развития ситуации, которая давно и неоднократно должна была бы в реальной жизни прерваться.

Уже этого достаточно для успешного развлекательного новогоднего шоу. Но не настолько лет!

Сначала немного покопаюсь в инфантильности.

Инфантильность опирается на наивность и манипуляторство:

  • наивность от незнания
  • манипуляторство от стремления избежать ответственности и/или получить незаслуженные преимущества

Говоря о наивности, я имею в виду искреннее незнание, невладение нюансами ситуации, владея которыми человек мог бы действовать более адекватно. Говоря о манипуляции, я имею в виду, в первую очередь, попытку представить себя искренним и наивным, совершая неадекватные ситуации действия, но избегая ответственности за них. В качестве «мысли на полях», хочу зафиксировать, что манипуляторство

  • для инфантильного– неосознанный навык сохранения инфантильности
  • для зрелого– осознанный инструмент влияния на ситуацию

Инфантильные люди подсознательно избегают осознания своей неадекватности– так дети могут убежденно врать, чтобы избежать наказания, не отдавая себе отчет в последствиях, которые могут оказаться гораздо более серьезными, чем любое наказание. Инфантильные даже могут искренне обидеться, если их обвинить в манипуляциях, ибо они манипулируют как дышат, не осознавая этого! При некритичном отношении к манипуляции эти проявления могут вызывать эмоции как в отношении наивности, откликаясь на убежденность инфантильного. А это родительская эмоция, прощающая, располагающая. Поскольку герой слегка неуклюж, а героиня симпатична, такая подмена сопровождает нас на всех этапах сюжета. Чтобы удержать, нам эпизодически вставляют эпизоды взрослого поведения про проблемы врачей и учителей– самых проблемных и социально значимых профессий.

В чем главная интрига?

Главная интрига сюжета– искусная брачная игра, подпитываемая многочисленными коллизиями новогодней ночи. Брачная игра– самое увлекательное в человеческих отношениях. Ради нее люди умудряются следить за довольно нудными сериалами, а здесь искусная работа с тонкими нюансами советской жизни.

Но этого мало: данная игра представлена как идеальное партнерство. Мы с восторгом смотрим на хорошо сыгранные пары в танцах, в спорте, в жизни. Кому из нас не хотелось бы, чтобы партнер без предварительного согласования так филигранно подыгрывал при флирте? Нам предложена шедевральная способность пары использовать любой повод из цепочки событий для манипуляции в свою пользу и удержания флирта на высоком уровне напряжения!

В этой сказке реализуется возможность без поиска недостижимых в реальной жизни принца/принцессы получить удовлетворение скрытых мечтаний на своем уровне: материализация условно-достижимых интеллектуально-сексуальных фантазий в доступной советской эстетике. И для такого восприятия нельзя недооценивать роль Ипполита как козла отпущения обоих героев. Только с его самоуничтожением под душем как внешней совести, возвращающей все взрослые зрелые доводы обоим героям, им приходится прервать увлекательную игру в дочки-матери в песочнице.

А самая главная сказка произошла потом, когда она ворвалась в реальную жизнь, в которой все инфантильны и взрослеть, вроде как, не нужно, коли так. Единственный осознанно манипулирующий взрослый– невеста Лукашина– уничтожена как инородный элемент. Обеих мам, как и друзей Лукашина, наблюдая их поведение, я тоже отношу к инфантильным.

Сказка прощает нам нашу инфантильность или мечту о ней как стремление ответственного человека стать ребенком и совершать безрассудные поступки. Нам приятно расслабиться и представить себе возможность также покуролесить, причем не только безнаказанно, но и с всеобщим одобрением. Большинство понимает сказочность этого ощущения, но испытать его снова совсем не прочь.

Поэтому не пошла вторая серия: самим фактом своего существования она разбивает сказку про сказку, ибо для сохранения реалистичности авторам пришлось признать неизбежность разрушения первой сказки. Прикольно посмотреть разок, из любопытства. И забыть, чтобы восстановить из руин первую сказку– она нам важнее сюжета.

UPD (по следам дискуссии). Инфантильность в фильме отражена довольно тонко: не будь там Ипполита, подруг героини и невесты Лукашина, на отзеркаливании которых становится видна неадекватность героев ситуации, все остальное могло бы быть реализовано вполне адекватно, но заметно более скучно для новогодней истории. Повторно обращаю внимание, что мне интересно было построить свою логику, почему эта история оказалась столь актуальна огромной массе людей, на фоне аналитических статей, которые не понравились. Кому просто приятно пересматривать и не думать о том, что его так цепануло, можно ни мой текст, ни другие аналитические материалы не читать.

Кому-то может не понравиться словосочетание «брачная игра». Для меня в нем нет ничего негативного, зато оно охватывает все отношения, характерные для мужчины и женщины традиционной сексуальной ориентации. Не любую брачную игру я готов назвать любовью. И вообще не люблю использовать слово «любовь» всуе. И так оно затаскано. Тем более, в данном сюжете я не готов назвать отношения героев именно так.

Отправить комментарий