12 янв. 2017 г.

Сетевая школа вместо программы

В развитие критических выводов об извращении закона практикой управления образованием, анализирую адекватность логики закона и предлагаю ее модификацию в логике развития сетевых форм организации обучения.

Вернемся к логике закона: ФГОС-образовательная программа-рабочая программа- планы учителя.
Логика ФГОС вызывает у меня сомнения, но здесь я ее оставлю за скобками. Остальное точно выглядит логично в теории. На практике многое портит описанная ранее инерция управления, но готов утверждать, что и при идеально чистом управлении в логике закона для большинства школ образовательная программа выглядела бы все равно формальностью.

Подавляющее большинство школ работает в режиме образовательного конвейера, как и было построено на протяжении многих лет. Для меня неизгладимым шоком стал наглядный эксперимент по оценке самостоятельности директоров школ в отношении выбора электронного журнала, когда их в абсолютно доброжелательной и невинной обстановке спросили, чего они сами хотят? Подавляющее большинство (примерно по Парето: 80/20) предпочло, чтобы органы власти им указали, какой из вариантов журнала выбрать. Опыт 90-х, известный взрывом творческих авторских школ, менее известен массовым провалом большинства остальных школ– яркая иллюстрация неспособности большинства школ к самостоятельному творчеству, предусмотренному логикой закона.

В такой ситуации совершенно очевидно, что примерно та же доля школ предпочтет работать по примерной программе, что ставит их в привычные отношения со всеми партнерами, включая органы управления. Даже те школы, которые не хотят быть «как все», в подавляющем большинстве исповедуют чью-то другую образовательную политику: школы «развивающего обучения», Монтессори, Вальдорфские, Международного Бакалавриата, распределенный лицей ВШЭ...

Это значит, что образовательная модель в подавляющем большинстве случаев разрабатывается не самой школой– школа присоединяется к чьей-то ранее разработанной модели. Зачем же в этой ситуации самой школе разрабатывать образовательную программу? Она все равно не их разработки. Она только адаптируется в школе.

Чтобы это учесть и не плодить лишние бюрократические сущности, достаточно предусмотреть заключение отношений между школой и носителем образовательной идеологии. В школе достаточно иметь краткую внятную концепцию, описывающую основание выбора для работы той или иной образовательной программы и логику взаимодействия с ее автором. Тогда вопрос утверждения образовательной программы ложится на автора, а формальная сущность, предусмотренная действующим законодательством, становится содержательной и осмысленно внедряемой в жизнь школы.

Сетевая школа– новая сущность современной образовательной реальности, осторожно затронутая действующим законодательством, в данной логике становится стержневой. По сути, сетевая школа– носитель образовательной идеи, научной школы построения образовательного процесса. Обычная линейная школа присоединяется к научной школе и делегирует этому носителю образовательных идей построение логики образовательного процесса. Сама же школа остается при этом носителем своих традиционных компетенций– реализатором. Ничто не мешает школе работать параллельно по нескольким программам, если лидеры этих программ– сетевые школы– не возражают. Важно сохранить за школой право на свою программу: хочешь– докажи, что можешь– работай и вовлекай других.

Можно представить это под иным углом. Раньше носителем программы было министерство. Одно на всех. Сегодня никакой носитель не справится с такой задачей. Но и полностью перекладывать задачу построения образовательной программы на массовую школу нереально. Сущность примерной программы спасает от неспособности школ, но выглядит криво в перспективной логике. Реально иметь спектр центров образовательных идей в виде тиражируемых образовательных программ. В этой конструкции есть и выбор, и наглядный охват, и конкуренция, и управляемость, и ответственность. И тогда не может быть примерной программы– только боевая одного из носителей.

Для реализации сетевой логики удобно разделить структуру управления на 2 независимых направления:

  • образовательный процесс
  • обеспечение бытовых и организационных условий.

Первое выстраивается в логике управления соответствующей сетевой школы, а второе– в привычной территориальной иерархической логике управления, из которой исключены функции управления образовательным процессом.

И тогда одной из ключевых сетевых школ станет школа, которая будет управляться в предложенной недавно министром государственной образовательной программе, независимо от территориальных органов власти.

Отправить комментарий