Первый визит в Англию: Лондон, огромная выставка образовательных технологий, местные началка и техколледж для девчонок, неожиданное жмотство на WiFi в гостинице, бесплатные музеи, лифты и лестничный серпантин в метро, супертоллерантность и свободная солидная раскованность, «неправильностороннее» движение и 2-этажные автобусы с электронными табло на остановках, выверенная мастерски архитектура и трубы - неотъемлемая часть ее, Эрос в центре площади Пиккадили и мрачно могучий Тауер ...
Масса впечатлений, которые еще долго будут перевариваться, и важным может оказаться что-то такое, что сейчас даже забыл упомянуть.
Главная цель поездки - выставка - оставила неизгладимый след, как минимум, своим масштабом. Таких выставок в Москве я уже давно не помню. Что бы кто бы не рассказывал о руководящей и направляющей роли "партии и правительства", сам масштаб этой выставки на протяжении многих лет (называлось число около 20 лет) говорит о том, что участие в ней выгодно производителям. Причем цены, должен сказать, по нашим меркам заоблачные: система управления (что меня больше всего интересовало) стоит в пересчете не менее 100 тысяч рублей. Бесплатных продуктов практически нет - редкие исключения от производителей вне Англии: видел СПО из Франции, неплохой пакет изучения языков из Польши с рядом бесплатно доступных функций.
Толпа бродящих по выставке посетителей говорит о важности ее для школ - в отличие от наших школ, для которых самостоятельное приобретение рабочих инструментов скорее исключение, чем правило. А в Англии у них есть свой бюджет, который они расходуют по своему усмотрению. Бывает и у них, что, например, местный LA (местное управление образования) закупает на все подведомственные учреждения лицензии на какое-то программное обеспечение (ПО). Но если школа хочет что-то другое, никто ее не обязывает использовать закупленное. Понятно, школа на это идет только в том случае, если ей очень нужно что-то другое, т.к. бюджет совсем небольшой, причем, в этом году его изрядно урезали.
Туча ПО живет, как сейчас модно говорить, «в облаках». Но не все, как это могло показаться после первого дня: много самых разных вариантов, включая совершенно новые, недавно стартовавшие, несмотря на обилие мощных игроков в той же нише. Это тоже говорит о том, что при обилии школ на рынке (а не судьбоносных чиновников, как у нас) у таких «стартаперов» есть реальный шанс. Значит, законы Дарвина работают там более эффективно и держат производителей в тонусе приличного для рынка продукта.
Очень грустно было на этой выставке вспоминать наши душещипательные истории про навязанные компьютеры, программное обеспечение, сервис. Еще грустнее тем, кому навязали строителей для проведения различных работ. Эта выставка самим своим существованием в виде «живого муравейника» воспринимается мною как укор нашему апофеозу авторитарного и неуклюжего, непрофессионального администрирования. Из опасения в некомпетентности директора школы консервируется некомпетентность всех уровней управления с выдавливанием тех, кто мог бы сам поступить более эффективно, но в этой атмосфере не выдерживает.
Любопытным фактом стало то, что лидерство системы образования Англии в компетентностном подходе неожиданно сменилось при новом правительстве опять знаниевым подходом. Директор школы, которую мы посетили, был этим кульбитом весьма огорчен. Хотя некоторые разумные основания для этого можно найти. Но для них это будет виток спирали, а нам его тоже неплохо бы пройти.
Яркой особенностью продуктов для образования стали игровые формы обучения. Снижение мотивации к образованию, способности учиться «за партой» проглядывает и там. По-моему, и осознают это они заметно лучше, чем наши педагоги. Я сужу по внешним проявлениям, по отношениям с детьми, по тенденциям в построении ПО. Однако ясности, как работать с мотивацией, у них, похоже, тоже еще нет.
Очень большой популярностью у разработчиков ПО пользуются современные годжеты: iPhone, iPad, iPod, разные планшеты. Многие продукты поддерживают Windows, Mac и эти гаджеты. Доля Маков заметно снизилась за 7 лет, но сейчас опять растет. Серверные продукты обычно предлагают для Windows. Про поддержку Линукс я на выставке получал утвердительный ответ крайне редко.
Встречаются и локализованные для русского языка продукты - они были сделаны по заказу Казахстана. Это было грустно узнавать: я рад за Казахстан, но удивлен и огорчен пассивностью России.
К острому вопросу о совместимости систем для администрирования учебным процессом, электронных журналов, получил любопытный ответ: никакого насилия по данному вопросу вообще не существует. Есть стандарт - CTF, the Common Transfer Form, - в формате которого все должны обмениваться и, соответственно, сдавать информацию. Какую оболочку школа использует, какие картинки, графики или таблицы хочет видеть директор - никого не волнует, кроме производителей ПО. Самое удивительное для меня, привыкшего к отчетам как неизбежности сдать нечто фантазеру-начальнику, что английским директорам самим интересно получать результаты анализа. Они используют их для реального управления школой и привлечения родителей, которые могут по собственному желанию (добровольно-принудительно - это не про них!) помочь школе.
Ниже выдержка из файла-описания с сайта Департамента образования. Кратко смысл: Департамент обеспечил едиными спецификациями всех разработчиков управленческого ПО (MIS), чтобы местные управления образованием (LA) могли получать из школ файлы в стандартных форматах и готовить стандартные отчеты.
The Department has provided software specifications to all commercial suppliers of LA database processing systems, and to those LAs that have indicated they wish to design their own systems for this purpose. The LA processing software will accept a school MIS CTF export file and the DfE spreadsheet CSV export file; and create the necessary DfE export file.
Интересная особенность интересов англичан в контроле за детьми - посещаемость. Насколько я понял, они ей уделяют повышенное внимание. На это, естественно, реагируют производители административных систем, предлагая различные варианты учета актов входа-выхода учеников: карточки, сканеры пальцев, распознаватели лиц ...
Кроме довольно старого формата CTF, который в свете нашего 152-ФЗ был бы не слишком удобен, ведутся работы над новыми протоколами семейства IMS. Например, на выставке я наткнулся на международный проект ASPECT. Правда, беглое знакомство с ними приводит меня к мысли, что они ориентированы, главным образом, на учебные курсы и материалы к ним. Упоминаний об оценивании, посещаемости, детях я не увидел.
В отношении самих административных систем для школ, после посещения выставки появилось подозрение, что все наши модные решения - централизованные порталы со всеми мыслимыми и немыслимыми Интернет-сервисами «в одном флаконе», рассылки по SMS, прямой доступ родителей - это калька западных решений, а не продукт массового озарения отечественных производителей. Возможно, этот подход имеет место не только в отношении ИТ, но и гораздо шире. Конечно, лучше идти уже проторенным путем, чем тропить свою лыжню по целине. Правда, мне в этом контексте вспоминается «Колея» В.С.Высоцкого. Но подход поэта возможен только при наличии острого желания и готовности к собственному Поступку ради достижения осознанных ценностей.
Кто-нибудь всерьез анализировал западный опыт? Для них наш уровень доступа в Интернет просто немыслим! Даже наша гимназия в Москве по оптике не имеет надежного канала, чтобы доверить ему единственный журнал. Значит, будем всех обрекать на двойной учет в обоих видах журнала: бумажном и электронном? Нам не привыкать игнорировать законы, заставляя работников делать то, что пожелает руководство. Впрочем, анализ этих решений я уже делал, не зная, «откуда ноги растут».
Любопытно отношение к контентной фильтрации. Признавая все неудобства и несовершенство существующих технических средств, они свято убеждены в необходимости оных ради защиты детей. Рассказывалась история о том, что фильтр не пускал учащихся в youtube, считая его порнографическим ресурсом. По запросу школы был снят запрет с него вручную. Я знаю, что у нас заметная доля учителей считает подобные фильтры элементарным ханжеством, мешающим работе. Видимо, поэтому у них нет никаких внешне обязывающих регламентов на фильтрацию, а у нас есть (хотя их законность вызывает сомнения, по крайней мере, до 1.9.2012).
Отдельно хотелось бы отметить оценочную информацию по материальному обеспечению учителей (возможно, не слишком достоверную, т.к. специально вопрос не изучал). Как мне сказали, начинающий учитель получает примерно среднюю по стране зарплату, а у «гуру» вдвое больше.
Закончилось мое посещение выставки ощущением: пробежал все, но воспринял небольшую долю. Воспринять больше все равно не в состоянии.
Если у нас прекратится снабжение ресурсами по остаточно-силовому принципу, нам придется бегать по таким же выставкам. И хотя я, как любой нормальный человек, не люблю лишней работы, предпочту умориться в бегах по таким выставкам, чем давиться на рабочем месте безальтернативным кормом, впихиваемым «щедрым и заботливым» начальником-радетелем по его вкусу.
17.12.2011