Это шаг развития прошлогодней публикации (со ссылками на другие календари) в логике механики продвижения идей: кому и зачем это может быть нужно?
На картинке наглядно отражена аккуратная строгая ритмичность недель, месяцев и кварталов солнечного календаря по сравнению с римским календарем. Каждый год стабильного календаря начинается с понедельника, а не сползает, как в римском календаре.
Кому?
Кто столкнулся с несуразностями календаря и осознал (или готов осознать), что неудобства вызваны несовершенством календаря, а не объективными причинами, например:
- Кто полагал, что должен начаться новый месяц, а еще тянется старый
- ...или, наоборот, неожиданно посреди недели оказался в новом месяце
- ...особенно, когда бежишь на работу, продумываешь что кому и как скажешь, а тут проездной оказался просрочен
- Кто получает компенсацию за больничный, отпуск или командировку совсем не в той сумме, на которую рассчитывал, потому что... длинные объяснения бухгалтера про хитрые способы подсчета среднего
- Кто работает по недельному расписанию, а редкие на неделе мероприятия пропадают из-за переноса праздников именно в нужный день.
Подавляющему большинству эти несуразности не мешают, но и держаться за старый календарь никто не собирается. Безразличие и лень что-то менять – ключевые мотивы большинства опрошенных, поскольку замена календаря не сулит заметного экономического эффекта, а эстетические преимущества и удобства стабильного календаря не настолько влекут, чтобы пойти на накладки переходного периода.
Это вызов и шанс для амбициозных людей, кто в состоянии поступить вопреки инерции большинства и кого коробят легко устранимые недостатки хромого календаря.
Зачем?
Римский календарь надо менять затем же, зачем римские числа заменили арабскими. Римский подход был предельно практичным ко всему, поэтому при возрастании сложности задач их слишком утилитарная практичность становится помехой. С числами все было слишком неуклюже: их сложно было адаптировать к более сложным задачам, чем разметка небольших целых количеств. Однако они до сих пор применяются для разметки небольших количеств.
Дизайнерам удалось приспособить календарь налогов к задачам планирования: логику чисел поменяли сначала с меры «сколько осталось до дня уплаты налога» на порядковый счет от начала месяца, а потом числа стали визуально располагать строками или столбцами по 7 – в соответствии с неделей, потому что именно неделя является в деловом календаре единицей планирования времени. То есть, в календаре нет понятия недели, но дизайнерским методом ее встроить удалось. Причем, настолько удачно, что люди сегодня даже не замечают отсутствия недели в календаре: месяц в римском календаре никак не связан с неделей. Да, и сам месяц – грубая и неравно порезанная 1/12 часть солнечного года, повод собрать налог. Дизайнерский шедевр стал тормозом для инженерии календаря на 2 тысячелетия.
В привычной нам позиционной десятичной системе счисления по мере набора количеств до 10 растет количество десятков, а единицы освобождаются. В гармоничном календаре набор недель мог бы тоже как-то похожим образом освобождать накопление дней. Чтобы учесть календарные привычки, накопленные за тысячи лет, месяц мог бы быть из ровно 4-х недель. Тогда он мог бы быть не только фискальной единицей для контроля налогов, но и удобной единицей планирования на кратные неделе сроки.
Единицей следующего уровня мог бы быть квартал из 3-х в точности одинаковых месяцев или, учитывая реальные количества дней и недель, из 13 недель. Структурной проблемой такого гармоничного календаря и могла бы быть задача встраивания «лишней» 13-й недели в одинаковые месяцы ровно по 4 недели. В описываемом здесь стабильном солнечном календаре предлагается свой подход: неделя-календа одна на квартал. В других моделях стабильных календарей предлагаются другие варианты гармоничного распределения недель.
Задолго до римского календаря существовали очень гармоничные календари, например в Египте, у инков, у ацтеков. Есть новые проекты стабильных календарей. Так что, можно иметь календарь без нарушения гармоничной структуры, удобной для задач планирования, а не только для 12 фискальных актов очень приблизительной точности. Можно, если захотеть и решиться на изменения, чтобы...:
- чтобы несовершенства календаря не создавали лишних неудобств
- чтобы календарь отвечал естественным циклам
- чтобы календарь соответствовал недельному ритму жизни без сбоев на неуклюжих месяцах
- чтобы не пересматривать каждый год календарь праздников и переносы рабочих дней
- чтобы планировать на годы вперед без ежегодных сползаний по неделе
- чтобы минимизировать ситуации, когда необходимо держать календарь перед глазами
- чтобы бюрократические ритмы Римской империи не подчиняли себе современные ритмы
Идеальный календарь как идеальный судья – должен быть незаметен, а старый римский календарь, уступающий в ритмичности даже более древним календарям, выглядит как грунтовая дорога, по которой старательно гоняют скоростные болиды современных процессов.
Странная хромоногость римского календаря проявляется сразу при согласовании даты, например 16 апреля: мы понятия не имеем, где она окажется в нашей жизни – где-то в середине апреля. Чтобы понять, когда именно это произойдет, мы вынуждены взять в руки календарь как «карту» размещения дней апреля по неделям. В нашей жизни важным фактором является день недели – по неделям составлены расписания работы школы, магазина, библиотеки... всего вокруг!
Более ритмичный и менее отвлекающий на задачи планирования/контроля календарь выгоднее: чем более однородный во времени процесс, тем меньшие издержки на резервирование рисков аритмичности, ниже перепады между минимумом и максимумом необходимых ресурсов, сами риски менее вероятны.
Как символ новой эпохи?
Римский календарь является неявным признаком эпохи лидерства западной цивилизации, подавившей более красивый и ритмичный египетский календарь. Доминирование «Запада» как наследника Римской империи заканчивается. Это нисколько не принижает римскую эпоху, которая принесла великие достижения человечества в сферах науки, искусства, техники и технологии, управления, вышла в космос, покорила атомное ядро, сблизила цивилизации современными сетями коммуникаций и скоростным транспортом.
Но колесо фортуны снова смещается, появляются новые лидеры, новые отношения. Эпоха сменяется – это повод использовать более изящный и современный метроном года вместо неуклюжего римского, который откровенно не соответствует по качествам даже римской эпохе.
В эволюционном смысле это можно рассматривать как шаг спирали по возврату изящного в ритмичности календаря, но с сохранением международной синхронизации, опираясь на естественные природные процессы и на технологические привычки планирования современности без увязки со специфическими культурными особенностями конкретных стран и народов.
Новый календарь мог бы стать безобидным, но знаковым признаком новых международных организаций типа BRICS.
Что?
Из всех проектов вечных календарей необходимо выбрать наименее непривычный. Этому подходу удовлетворяют календари из 12 месяцев с 7-дневными неделями.
Самые ритмичные проекты кратны неделям. Предлагается взять за основу логику раздела года на 4 квартала по 13 недель с неизменными для дат днями недели. Международный стандарт ISO 8601 неделю начинает с понедельника. Странам, которым привычнее с воскресенья, можно так представить календарь, чтобы неделя сместилась визуально на один день.
Точками деления года на кварталы в новой календарной эпохе логично иметь астрономические события равноденствия и солнцестояния, чтобы проявить независимость и равное уважение разным культурам: солнечные фазы были значимы в культурах всех народов.
За начало года удобно взять зимнее солнцестояние в северном полушарии, чтобы одновременно не сильно отличаться от привычного начала года: сдвиг порядка 10 дней. Это позволит устранить акцент на конкретной стране, в отличие от 1 января – даты, которая была моментом начала работы очередного консула Римской империи, ушедшей в историю порядка 2 тысяч лет назад.
В остатке получается один день (плюс еще один в високосный год) – эти дни можно считать предновогодними и поэтому праздничными. В похожих проектах Азимова и Symmetry454 високосный день предлагалось вставлять в середину года, но удобнее его размещать в конце года за рамками стабильных недель: Солнцу все равно, а для управления и планирования единое неизменное ядро календаря удобнее.
В ритмичном календаре удобно иметь одинаковые кванты времени. Ключевым квантом времени такого календаря является неделя: по 13 недель в каждом квартале.
Вряд ли значимо, но эффектно удобство отслеживания по недельному календарю вынашивания ребенка 40 недель.
Поскольку мы привыкли делить периоды на более мелкие фрагменты, чем квартал, новые месяцы для ритмичности тоже полезно иметь одинаковыми.
Если выделить первую неделю квартала в отдельную сущность, остальные 12 недель удобно делятся на привычные 3 месяца по 4 недели (28 дней). Первую неделю как выделенную неоднородность можно назвать календой, чтобы смысл укоренившегося названия «календарь» оставался в языке и отчасти напоминал об истории (хотя римляне календой называли первый день месяца). Тогда каждый квартал состоит из календы и 3-х месяцев.
Смена способа датировки
Один из выводов неудачи календарной реформы Парижской Коммуны – отторжение новых названий, поэтому важный аспект датировок:
- новые месяцы нельзя называть старыми именами, чтобы не возникло путаницы
- новые месяцы нельзя называть новыми именами, чтобы не возникало раздражение (трудно запомнить)
Выход довольно простой, но неожиданный – не придумывать новых названий, а сменить способ датировки – вместо «16 апреля 2026 года» в римском календаре (номер дня и месяц) предлагается «день недели и номер недели» (в году 52 полные недели и еще 1-2 дня на неполной последней неделе).
Предусмотрено 3 равноправных варианта указания недели (в году, в квартале, в месяце):
- или «четверг на 17-й неделе 2026 года», кратко «2026-W17-4».
- или «...на 3-й неделе квартала В...», (считая от 0), кратко «2026-B03-4»,
- или «...на 3-й неделе апреля...», кратко «2026-1B3-4»
(«1В»– первый месяц квартала «В», т.е. «апрель»)
Новые месяцы можно вовсе не называть новыми именами:
В качестве примерного позиционирования недели в году применять привычные названия месяцев. Использование привычных названий месяцев для примерной ориентации недель предотвращает путаницу новых и старых названий и одновременно облегчит распознавание дат в художественных текстах после врастания в новый календарь, понизит культурные барьеры при старении языка.
Для формальной датировки использовать буквенно-цифровой код с простой логикой запоминания.
День на неделе можно уточнять номером от 1 до 7, а также привычным названием – они не меняются.
Предлагается 3 равнозначных варианта указания номера недели, в зависимости от масштаба планирования:
- с буквой W для сквозной нумерации от 1 до 53 (по модели ISO 8601);
- с буквами A, B, C, D для нумерации от 0 до 12 в данном квартале (по модели Азимова);
- с кодом месяца для нумерации от 1 до 4.
На рисунке переводного календаря указаны все 3 способа нумерации каждой недели. Все три имеют одинакое число символов и легко различаются по внешним признакам для автоматического распознавания. Внизу приведен пример календаря с колонками нумерации по году, кварталам и месяцам.
Недостатки
- Возникнут сложности при взаимодействии с другими странами, продолжающими использовать плавающий и неравномерный римский календарь. Переводной календарь прост, но любые операции по согласованию разных графиков требуют усилий. С другой стороны, календарь страны-партнера все равно приходится отслеживать.
- Пострадают любители отмечать свой день рождения в конкретный день поближе к выходным (пятницу, субботу или воскресенье), поскольку он всегда будет в один день, когда родился. Но можно предположить, что такой стиль мышления о дне рождения исчезнет. Оборотная выгодная сторона, что каждый человек будет точно знать, в какой день недели он родился.
Преимущества
- Ровный ритм календарного метронома без сбоев и неоднородностей. Все неоднородности в конце года в предновогодние 1-2 дня.
- Планирование едино на годы вперед
- Простая логика цифрового обеспечения деловых операций (учет, планирование, соцобеспечение)
- Отчетность по 4-м календам может в сумме рассматриваться как самодостаточный месяц, а в сравнении как признак динамики производительности между кварталами.
- 3 уровня точности позиционирования даты при указании дня недели: конкретная неделя в году, месяц, квартал (в отличие от римского, где только месяц без дня недели)
- Самое темное время года в северном полушарии смягчено дополнительными новогодними днями
- Символическая принадлежность новой постримской эпохе
Труд и отдых целой неделей (как перспектива)
Можно рассмотреть дополнительные меры по календарной реформе с акцентом на недельный ритм – правило труда и отдыха целой неделей. Тогда все или некоторые календы объявить праздничными, а все остальные привычные праздники отмечать либо в выходные дни, либо в логике рабочих дней. Сразу это вряд ли стоит вводить, но спустя год-два, по мере принятия нового календаря, это правило может быть принято органично.
В этом случае для всех граждан страны гарантировано и равномерно проходят ритмичные полнонедельные праздники, что позитивно влияет на режим труда и отдыха, соответственно, может слегка снизить заболеваемость. В пару с таким режимом праздников скорректировать правила для отпуска – гарантируется полная неделя отпуска каждый квартал. Работнику по согласованию с работодателем можно дать право накапливать отпускные недели в течение года.
Увеличение количества праздников облегчит задачу привыкания к новому календарю. Если страна позволит себе все календы сделать праздничными, школьные каникулы будут совпадать с общими праздниками, что способствует совместному отдыху семьи не только в новогодние каникулы. Аналогично школьные учителя смогут в такие совпадающие каникулы тоже отдыхать.
Чтобы заменить разрозненные праздничные дни на новые недельные каникулы, можно увеличить количество праздничных дней в году – как плата за изменение привычек, отвечающая все чаще звучащим предложениям о снижении рабочей нагрузки: это предложение снижает, но не столь сильно, как 4-дневная рабочая неделя.
Когда?
Удобнее всего произвести плавный переход в год, когда дата начала солнечного календаря приходится на первый рабочий день недели с привычным названием, потому что нет расхождений в днях недели. Это позволяет в переходный год почти незаметно сосуществовать обоим календарям одновременно. В другие годы будут расхождения в выходных днях. Календари этих лет можно считать переводными для римского и стабильного солнечного календарей. На рисунке столбцы выходных дней обведены рамкой – в другие годы рамка выходных дней по римскому календарю будет смещаться влево от выходных дней стабильного календаря.
Выбор даты перехода тоже оказывается не совсем очевидным. Сначала за дату перехода было выбрано 22 декабря как часто упоминаемый день солнцестояния. Ближайший невисокосный переход с 22 декабря приходится на 2025/26, високосный – 2031/32. В них удачно для России, что 9 мая и 8 марта приходятся на выходные дни – это помогает отстаивать идею календ как всеобщих каникул.
Потом оказалось, что аналогичный календарь Азимов строит от 21 декабря. Более пристальное внимание к циклам равноденствия и солнцестояния показало, что эти моменты «плывут». Во-первых, високосная цикличность влияет на момент солнечных фаз, и во-вторых, ось Земли описывает круги с легким наклоном, что приводит к дополнительным циклам колебаний по срокам этих событий. Кроме того, вынос за рамки основной части календаря новогоднего дня слегка смещает начала календарных кварталов от природного момента событий.
Чтобы в фиксированные календы наверняка попали все плавающие год от года равноденствия и солнцестояния, начинать солнечный год надо 20 декабря. Из ближайших лет 20 декабря случится в понедельник в 2027 году – в солнечном варианте календаря это будет високосный 2028 год. 20 декабря 2032 года совпадет с понедельником в простой 2033 год для солнечного календаря.
Чтобы календарь приняли, он должен быть максимально универсален для разных стран. Во многих странах дни равноденствия и солнцестояния отмечают праздниками. Славяне до принятия христианства тоже отмечали эти дни. Если предлагать солнечный календарь в расчете на праздничное использование календ, нужно захватить в них эти солнечные события. Во многих странах, входящих в BRICS, празднуют моменты обсуждаемых солнечных фаз. Это может оказаться важным, если надеяться на их поддержку нового календаря.
В процессе перехода на вечный календарь появляется возможность совместить выходные дни, например с Ираном (подробнее в отдельной публикации).
Как?
Если подходить к смене календаря «со звериной серьезностью на лице», надо
- выбрать проект,
- проверить его в каждом ведомстве на риски,
- учесть выявленные риски,
- подготовить и провести разъяснительную компанию,
- провести соцопрос на восприятие нового календаря и источники неприятия,
- учесть все обобщения
- подготовить точку сбора проблем реализации нового календаря
- ввести новый календарь
- контролировать службу сбора проблем/ вносить коррекцию в делопроизводство
Если принять во внимание, что календарь действует в фоновом режиме и в указанные годы различия в римском и солнечном календарях проявляются только в крайних точках начала и конца, можно дать равноправное хождение обоим календарям. Какой окажется удобнее, тот и выживет. Бонусом солнечного календаря, чтобы поддержать его против консерватизма массовой привычки, должна стать установка органов власти на работу по нему государственных организаций и учреждений.
Самым сложным в обсуждении логики продвижения нового календаря являются движущие силы: нет явных масштабных выгод, но и сопротивление минимально. Отсюда следует вывод, что смена календаря – это шанс для амбиционных лиц, воодушевленных эстетикой ритмичного календаря, которые могут себе позволить поиск амбициозных соратников на совместное публичное действие. Такие безобидные модернизации могут быть полезны для развития гражданского общества.
Новому календарю нужен новый Цезарь или коллективный молодежный задор.
Для повышения градуса амбиций можно предложить начать новым календарем отсчет новой космической эры. Чтобы обеспечивалась логика совпадения признаков високосного года в григорианском календаре и в стабильном солнечном, стартовым – нулевым – годом космической эры должен быть високосный год. Для отличия первые два знака привычного 4-значного написания года можно занять CE (cosmos era). Начиная с сотого года, буквы можно постепенно заменять цифрами.
PS
- Плейлист «Календари» из подкаста автора ConCastador (видно слайды при просмотре на «правильном» плейере подкастов – Apple Podcasts, Overcast, Pocket Casts).
- 24.12.2022. «Папа Григорий или Круг Лет» — про любопытный стабильный календарь, якобы, древних славян.
- 10.11.2023. «Стабильный солнечный календарь» — эмоциональный ролик (7 мин.) про ущербность римского календаря и возможности стабильного.
- 18.12.2023. Брошюра на Литрес «Календарь ждет нового Цезаря» (текст / аудио на 1 час), где на примере нескольких календарей обсуждается ритмичность календаря. В подкасте ConCastador аудиозапись тоже доступна.
- 30.03.2024. Брошюра на ЛитРес «Вечный солнечный календарь» (текст / аудио на 25 мин) как сутевая выжимка из данного поста. В подкасте ConCastador аудиозапись тоже доступна.
- 04.05.2024. «Календарь новой эры» — про разные режимы отдыха и возможность на этапе календарной реформы совместить выходные дни на примере России и Ирана.
- 30.05.2024. «Календарь как инструмент культуры» — взгляд на календарь как на инструмент культуры: ритм работы и отдыха, праздничные календари как нациоанальная культура, служба поддержки календарей как компенсация издержек календаря и как источник дохода этой сферы (сокращенная аудиоверсия на 10 минут).
Переводной календарь приведен для невисокосного года как более часто используемый. На картинке пример для 2032/33 года, построенный от понедельника 20 декабря.
Пример нормативных мер по мягкому введению вечного солнечного календаря в логике мирного сосуществованию двух календарей с понедельника 21 декабря 2026 года как начала 2027 года вечного календаря (в логике процедуры синхронизации для поста «Календарь новой эры»).
Для перехода с другого числа нужно подобрать соответствующий год начала перехода и скорректировать текст под новые даты.
Проект календарных изменений
для введения стабильного солнечного календаря совместно с григорианским
В Федеральный закон от 3 июня 2011 г. No 107-ФЗ «Об исчислении времени»
Изменения в статью 4. Исчисление календарной даты и времени календарного дня
- На территории Российской Федерации для исчисления календарной даты используются григорианский и стабильный солнечный календари. Описание стабильного солнечного календаря в Приложении. Правила совместного применения календарей регулирует Правительство РФ.
- Исчисление календарной даты осуществляется с 00 часов 00 минут 00 секунд первого дня года. Для григорианского календаря – 1 января, для стабильного солнечного календаря – первый день первой календы.
В ТК РФ
Изменения в статью 112. Нерабочие праздничные дни
-
Первая календа нового года и примыкающая к ней последняя неполная неделя предыдущего года – Новогодние каникулы. В григорианском календаре с 20 по 27 декабря.
-
(как предложение, вместо остальных праздников) Третья календа года – Летние каникулы. В григорианском календаре с 22 по 28 июня.
Иные меры
- За год до введения стабильного солнечного календаря МинЦифры обеспечивает открытый доступ к сетевому сервису конвертора датировок григорианского и стабильного солнечного календарей.
Положение о совместном применении календарей
- Стабильный солнечный календарь вводится с 21 декабря 2026 года и используется совместно с григорианским календарем.
- Органы власти и находящиеся в их ведении организации и учреждения работают по стабильному солнечному календарю. Новые документы государственного образца используют датировки стабильного солнечного календаря.
- Негосударственные организации и учреждения могут работать на усмотрение учредителя по стабильному солнечному или по григорианскому календарю. О выборе рабочего календаря должны быть извещены все сотрудники, а также партнеры и клиенты, в том числе на официальном сайте (при наличии).
- Все документы и иные информационные материалы с датировкой григорианского календаря считаются действительными в течение всего периода существования документа. Договора и иные соглашения с открытой датой по решению сторон могут продолжать взаимодействие с новыми датировками как григорианского, так и стабильного солнечного календарей.
- Регламент указания датировок стабильного солнечного календаря на документах архивного хранения по мере обращения к ним регулируется инструкцией РосАрхива.
- Учетные документы для сдачи в налоговые органы и государственной статистики за 2026 год регулируются нормативными инструкциями, действующими в 2026 году. Концом 2026 года для них считается 20 декабря.
- Учетные документы для сдачи в налоговые органы и государственной статистики за 2027 год регулируются нормативными инструкциями, действующими в 2027 году. Началом 2027 года считается первая календа 2027 года или 21 декабря 2026 года по григорианскому календарю. Концом 2027 года считается последняя неполная неделя стабильного солнечного календаря или 20 декабря по григорианскому календарю.