По следам очередных популизмов в ГосДуме.
Готовность двигаться от проблем назад, а не вперёд—мечта идиота и прекрасный инструмент манипулятора, готового продвинуться на восторженных идиотах. Начало избирательной гонки на примере больной темы отмены ЕГЭ налицо.
ЕГЭ был недостижимой мечтой в эпоху разгула самоуправства и на выпускных, и на вступительных экзаменах. На выпускных это было менее заметно, ибо 10 лет притирки позволяли заранее ожидать все прелести процесса. Неожиданности были редки и поэтому их обсуждать смысла не было. Тем не менее, и эта странность— «сам учу—сам проверяю»— тоже обсуждалась. Основная критика была связана с художествами на вступительных, где все неподготовленно и ставки высоки. СМИ истекали скандалами и жаждали единого независимого процесса.
Критики утверждают, что именно ЕГЭ стал причиной натаскивания. Это либо глупость, либо преднамеренная ложь. Он сделал очевидным, что вся школа, как институт, включая всех участников его, нацелена на результат экзамена, а не на знания. Отдельные исключения отдельных идеалистов на личном опыте ничтожны своей несоизмеримостью. Просто, когда все экзамены разные, это не так очевидно. Когда экзамен стал единым для всех, это ударило в глаза. Но не все хотят это признавать. Легче снова размазать этот признак по разным экзаменам.
Сейчас радикально новая ситуация, отличная от советской школы. Собственно, даже в советской школе на излете Союза она была иной, но это не видели и даже сейчас не хотят видеть— слишком глубоких изменений потребует признание отличий.
А лозунг «мама, роди меня обратно» в отношении ЕГЭ, считаю, как минимум, инфантильным. Всех, кто считает ЕГЭ оценкой знаний, надо самих исключать из обсуждения. Это единая рейтинговая система по способности решать представленные в процессе задачи. Это связано с уровнем знаний, но не измеряет его. Об этом не раз открыто говорилось, но каждый «умник» всегда святее папы римского. Особенно, если он в Думе.
Какой смысл слушать тех, кто не понимает смысла процедуры?
Обсуждать судьбу ЕГЭ нужно под углом зрения: кому, зачем и какая процедура нужна на переходе из школы в другое образовательное учреждение?
ЕГЭ родился из образовательного конвейера, когда надо было штамповать стандартных выпускников. Кто не отвечает стандарту—на доработку. Отвечающих стандарту два типа, по уровням— годится/нет для вуза. Универсальная стандартизация заведомо лучше, чем кто во что горазд. Сейчас давно не конвейер, пересортица гораздо более богатая—а все под примитивный грохот их гоним. Зачем???
Ну, проверить «на вшивость» минимально допустимого порога я ещё с трудом понимаю, хотя тоже сомнительно. Зачем и кому этот рейтинг? Пусть учатся все, кто может и хочет. Если вуз будет получать деньги от самих студентов, он сам будет хватать побольше и честно отсеивать халтурщиков. Чем больше человек учится, тем он полезнее всем, включая государство. Туча народа работает и учится.
Надо всем давать ежегодный сертификат на учение, пусть небольшой. И при успешном прохождении в качестве поощрения давать ещё. Макраме и вышивку крестиком можно поощрять существенно меньше, чем сопромат или машинное обучение.
Если умники из Цифровой экономики переформатируют в цифровой профиль банальную школьную программу, которая пока практически единая для всех, ЕГЭ можно превратить в доброльный внешний институт– подтверждать любые темы и уровни этого школьного профиля. Тупо: предмет/ тема/ важная сущность/ уровень освоения. Сквозным образом через все классы с отметкой уровней для разных классов.
Последним жестом могикан из Минпрос– утвердить «красную линию» минимально приемлемого для государства школьного профиля.
И пусть все жужжат в своём темпе, наращивая свой личный профиль. Освоил—сдал, освоил—сдал. Где/как захотел—там/так и освоил. Школа в помощь. Есть примерный график заполнения профиля. За его заполнение отвечают по Конституции родители. Пока сильных отставаний от примерного графика нет—нет вопросов к родителям. Когда и если есть заметные опережения—повод помочь с творческими реализациями.