Это обобщенная прикидка по составу образовательной экосистемы с опорой на относительно привычные уже в образовании задачи.
Высок риск банального масштабирования на национальный проект «Образование» давно отработанных приемов, которые продуктивного образовательного эффекта не обеспечивают.
В конкурентной ИТ-среде выявлена тенденция вытеснения единых платформ экосистемами. Главное возражение против экосистем в сфере образования, что, якобы, никто не знает, как их строить. Здесь предложена попытка возразить с минимумом слов.
Карта состоит из списка возможных информационных подсистем. Подобная карта может быть полезна для охвата задач по проектированию самих систем и протоколов. Чтобы учесть ролевую и функциональную особенность каждой системы, входящей в состав экосистемы, списки оформлены в виде таблиц:
- 1-я колонка указывает на принадлежность системы: государственная или нет.
- 2-я колонка указывает на открытость системы
- дальше колонки, которые указывают на потенциальных пользователей системы c ограниченным ролевым доступом:
- группа внутреннних пользователей образовательной структуры
- группа внешних пользователей.
Поправка в карту. В две позиции про «навигаторы по ОО и программам» нужно добавить «и мероприятиям», чтобы не выпали важные разовые мероприятия типа конкурсов, олимпиад, лагерей... И к сокращению «ОО» отнестись со здравым скепсисом– это все, кто делает что-то О, а не строго по закону что называется «образовательная организация».
Реализация любых упомянутых в карте функций может распределяться между различными системами. Например, традиционные электронные журналы/дневники архаично (в логике бумажных технологий) реализуют несколько упомянутых в данном списке функций. В развитой цифровой образовательной среде (ЦОС) функции, традиционно решаемые журналами/дневниками, надо разворачивать иначе, в логике новой постановки задач.
Внимательнее нужно подойти и к задаче формирования реестров, предусмотренных традиционной логикой учета контингента обучающихся, с поправкой на ошибки при создании ранее неоправданно громоздкой информационной системы «Контингент», забракованной Президентом.
Для уточнения наиболее важных задач общей таблицы и обеспечения наглядности экосистемной логики часть обобщенных функций-подсистем развернуты в отдельные списки аналогичной структуры:
Методический контур поддержки учителя
Уточнение. Системы, в которых учитель выступает в роли ученика при повышении своей квалификации, не отличаются функционально от упомянутых учебных систем и поэтому здесь не отражены.
Все информационные системы в данном списке предполагаются открытыми:
- Агрегатор методик
- Агрегатор методических инструментов
- Агрегатор контента
- Агрегатор опыта/ форум
- Агрегатор курсов повышения квалификации
- Справочник систем цифрового обучения
- Справочник/форум цифровых приложений
- Агрегатор пожеланий к цифровым ресурсам
Для ведения учебного процесса в цифровой среде крайне важны коммуникационные задачи– это самый динамичный элемент, поэтому он прописан очень контурно и условно, но обойти его вниманием нельзя, подчеркивая важность задачи внутренней коммуникации:
- почта
- мессенджер (короткие сообщения)
- аудио-видео/3D/VR/AR инструменты коммуникации
- проектные доски
- графические доски