19 мая 2022 г.

Взвейтесь кострами...

Перепост с моей «стены» #VK в связи с вековым юбилеем пионерии (три в одном).

  • Скептические воспоминания

    • «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будьте готовы!»
    • 100 лет готовы!

    В стране с единственной партией нужно было с детства тренировать идеологическую целостность народных масс. Октябрёнок—пионер—комсомолец как неустранимая технологическая цепочка формирования единственно правильной идеологии. Теоретически можно было не быть членом этих организаций— но только теоретически. Сам факт членства нужен был, прежде всего, как дополнительный рычаг психологического воздействия: выговор, угроза исключения, личное поручение, соцсоревнование…

    Пока человечек маленький, рычаг позитивный: сначала принимают лучших, потом всех «достойных». Но потом всех подряд. А это уже смотрелось обманом ранее принятых «лучших». Именно поэтому есть риторический приём до сих пор называть подростков «пионерами»— это гарантированный признак возраста между октябрёнком и комсомолом (примерно от 10 до 15 лет).

    С комсомолом простые манипуляции хуже работали— очень небольшая, но уже заметная часть, пыталась не вступать, ибо не все хотели мириться с нудными ритуалами и лишними рычагами давления. По тем нравам, лучше не быть членом организации, чем быть исключённым. Хотя из детских организаций практически не исключали— но пугали довольно часто. На уклонистов начинали давить в стиле зануд: легче вступить, чем уворачиваться. Знаю примеры, когда пытались скрыть своё членство при поступлении в вуз— а их принимали повторно.

    Лукавят ли те, кто ностальгирует по пионерии? Нет. Под ее флагом были разные активности. Там было пространство для некоторого выбора. Кто выходил из нижнего самого формального уровня, была интересная движуха. Я был в пионерском активе школы— в знамённой группе. Это обеспечивало приятную тусовку на переменах в пионерской комнате. Но сам факт всеобщности и единой технологии идеологической накачки дезавуирует для меня декларацию пионерии как «организации». Это манипуляция, а не организация. В настоящую организацию я субъектно вступаю и свободно без последствий выхожу, когда и если надоело.

    • Нужна ли новая детская организация?
    • Смотря кому и смотря для чего

    Боюсь, многие сторонники возрождения пионерии хотят той же идеологической манипулятивности. В период жёсткого идеологического противостояния это даже кажется полезным. Но я против манипуляций. Можно теоретизировать, что идеология может быть без манипуляций. Но я не верю в массовую централизованную идеологическую организацию без манипуляций. Просто, потому что нужна вертикаль и отчетность, а манипуляцией достигать этих результатов существенно проще. «Если неприятность может случиться, она случится».

    Если же честно говорить о «многополярном мире», то вариативность разных организаций для разных возрастов могла бы позитивно повлиять и на субъектность, и на развитие детей.

  • Думская инициатива

    Цель предполагаемого преемника пионерии— движения «Большая перемена»: «…выстроить единую политику воспитания детей и молодежи…на основе ценностей российского общества»

    С детализацией и уточнениями:

    «… в образовательных организациях, объединениях, движениях, сообществах и клубах, консолидировать и усилить поддержку, оказываемую детям и молодежи, повысить их общественную вовлеченность, выстроить непрерывную траекторию развития их…»

    В большинстве публикаций обращают внимание на возрастную рамку с 6 лет (докуда?), на рамочную структуру, позволяющую включать НКО соответствующей направленности. И классическая вертикальная структура «комиссарских» отделений: региональные, муниципальные…

    Название движения мне как старперу, знакомому с одноименным фильмом про вечернюю школу рабочей молодёжи, кажется странным. Было бы идеально в вековой юбилей вернуть «пионерию», но у такого названия свои ассоциативные риски— старое название может вернуть старые стереотипы отношений, а заявлены более глобальные. «Молодежный комиссариат», а?

  • Ведущие и ведомые

    Социальная инженерия живет на ритуалах и атрибутике. 15% спорят между собой, что и как надо делать (или не делать). Остальным 85% копание в смыслах не нужно. Им нужно просто знать, что делать, кто с нами и кто против нас. Им нужна уверенность в завтрашнем дне и в своём рулевом. Чувство локтя— главный датчик уверенности «в Багдаде все спокойно».

    Именно поэтому ожесточенная драка из-за Светки или самолетика между Васькой и Петькой легко и просто прерывается общим построением с одинаковыми галстуками под общим знаменем и коллективными кричалками. Именно поэтому 85% Васек, Петек и Светок чувствуют себя единым целым только потому, что у них одинаковые галстуки, костры и кричалки. Это позволяет внушать им единые правила «что такое хорошо и что такое плохо», чтобы они оставались своими в этом дружном едином коллективе.

    И только часть из остальных 15%, которая не в лидерах этих 85%, мается в недоумении, зачем вся эта бессмысленная нудятина, когда можно было поиграть в футбол, навалять Ваське или Петьке, дернуть Светку за косичку или за что-нибудь ещё к взаимному удовольствию. Но приходится торчать на линейке и изображать единение, чтобы потом не терять время на воспитательные беседы. Не, им тоже приятно чувство единения, но мимолетно, общим фоном. Ритуалы и атрибуты их тяготят как странная бессмыслица, отнимающая время от осмысленных дел.

    И поэтому да, нужна единая для масс новая ритуальность и новые атрибуты, раз старые канули в Лету. И пусть часть из 15% поворчат и потерпят (остальная часть из них будет в лидерах той же ритуальности). На въедливых скептиков все равно трудно влиять без погружения в смыслы. Зато 85% получат эмоциональное подкрепление единства и порцию правил поведения. Именно от них зависит устойчивость всех вместе. Лишь бы лидеры осознавали риски и удерживали разумный баланс ритуалов и смыслов.

12 мая 2022 г.

Школа счастья?

Будоражаще звучит для меня тема «Счастье ребенка как содержательное основание школы» – тема заседания очередного экспертного клуба «Норма и деятельность», которое состоится 20 мая в 18.00.

Зная ошеломительно максималистский подход Артема Соловейчика (основного докладчика) к пониманию свободы для ребенка, можно представить себе его интерпретацию понятия «счастье». Безусловно, это будет пробойный вариант трактовки, который стоит узнать. Мне интересно покрутить этот оксюморон самостоятельно, независимо от других, безусловно уважаемых коллег.

Почему оксюморон? Потому что в моей трактовке понятий «счастье» и «школа» они нерядоположны, совсем о разном. Хотя, опираясь на широчайшую многозначность интерпретаций, могу себе легко представить, как их совмещать. Вопрос– зачем? Видимо, ответ на этот вопрос и разводит разные подходы по разным углам.

  • Счастье для меня– краткосрочная эмоция, символизирующая факт удачного совпадения реальности с желаемым. Или даже более острого восприятия, когда произошло неожиданное превышение ожиданий в лучшую сторону. Но превышение– это скорее восторг, чем счастье. Счастье где-то между удовлетворением и восторгом. Оно может проживаться в момент совершения ожидаемого события или вдруг, спонтанно, когда приходит понимание, что все происходит очень удачно, значительно лучше, чем могло бы быть, или на фоне не совсем удачного, происходящего у других.

    В этом смысле, счастье– это мгновение наслаждения жизнью, когда все хорошо, лучше, чем могло бы быть. И это субъектное переживание. Обычно индивидуальное, хотя при групповой идентификации может тоже случаться: либо в семье, либо в момент свершения групповой активности– восхождение на горный пик, преодоление сложного порога, победа в состязании, не дай бог, в войне, вспоминая 9 мая.

  • Школа– это институт встраивания субъекта в социум. Заведомо длительный процесс. Традиционное восприятие школы– трансляция культурных норм на нового члена общества по единым утвержденным лекалам. В гуманитарном развороте школы сотрудничества– всестороннее и гармоничное развитие способностей. Современный ориентир на «персонализацию»– развитие навыка формирования образовательного запроса, т.е. понимание собственных интенций, проекция интенций на образовательные потребности и публичное согласование этих потребностей с возможностями образовательных институтов общества.

Должна ли школа вести к счастью? Является ли школа институтом счастья? Если счастье– это момент эмоционального триумфа, в чем задача школы? В трактовке счастья? В умении соотнести желаемое и возможное? Желаемое напрямую зависит от ценностных установок– мы за счастье или за ценностные установки? Или мы начнем разводить счастье на «правильное» и «неправильное»?

По мне, счастье– социальное восприятие биологического инструмента, работающего независимо от меня и от школы.

Школа– социальный инструмент трансляции культуры, в каком развороте ее не подавай. Когда спорят о школе ценностей, всестороннего развития, личностного развития и «компетенций»– это мне понятно: разные ценности, разные культуры, разные векторы, разные приоритеты. Выпускники разных школ будут испытывать счастье в разных условиях. Школа– про «к чему стремиться». Достигнешь– испытаешь счастье.


PS. 20.5.2022. По итогам обсуждения. Мне слишком глубокое погружение в пестование счастья показалось слащавым. Понравился подход Александр Лобок про счастье как «со-частье», ощущение себя частью чего-то. Расширяю до яркого чувства единения с миром, которое может восприниматься через что-угодно, в том числе через изучаемую тему.

В моем определении, счастье– достижение своей цели без издержек, которые могли бы случиться, но не случились. Скрещивая логику АЛ со своим определением, я могу это ощущать как признание миром (природой, богом) моей цели, то есть я есть мир, я со-частен с миром!

Важный сопутствующий вывод: про школу как дорогу к счастью можно говорить только в том случае, если учитель подает пример счастья. Многие учителя счастливы в школе?

6 мая 2022 г.

Ремонт 152-ФЗ от БабыЯги

Предложение радикальной переработки идей защиты персональных данных в логике правки действующего закона. Изменения касаются понятий и иной формулировки принципов обработки (по следам выступлений с 2012 года до PrivacyDay-2022).

Сначала изложены ключевые отличия (в том же порядке, как они размещены в законе), а потом мелкие правки. Курсивом показано цитирование текста из действующего закона.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных, далее СПД), в том числе:

  • общегражданские данные – персональные данные, связанные с идентификацией СПД и обеспечивающие его гражданскую ответственность;
  • общедоступные данные – персональные данные, которые на основании законодательства или по желанию СПД (его доверенного лица в предусмотренных законом случаях) декларируются как открыто публикуемые совместно с общегражданскими данными в любом сочетании, допускающем идентификацию СПД;
  • бытовые данные – персональные данные, известные бытовому кругу общения СПД;
  • частные данные – персональные данные, являющиеся предметом гражданских отношений СПД с контрагентами;
  • специальные данные – персональные данные, доступ к которым без контроля и явно выраженного желания СПД несет существенные риски для его благополучия;
  • обезличенные данные – персональные данные, связь которых с СПД без дополнительной информации не может быть установлена или требует трудозатрат, несопоставимых с ценностью выявленной связи.

2)...11) по тексту закона

12) идентификация физического лица– установление соответствия между общегражданскими персональными данными и физическим лицом

13) субъективация  транзакции– установление соответствия между взаимодействующими субъектами отношений и персональными данными, обрабатываемыми в рамках транзакции.

Глава 2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Статья 5. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных должна осуществляться из расчета минимально возможного ущемления приватности в интересах СПД либо в интересах государства, а также других граждан в рамках предусмотренных законодательством правил и процедур.

2. Обработка общегражданских данных ведется общедоступной государственной информационной системой, обеспечивающей условия реализации гражданской ответственности всем публичным контрагентам СПД посредством надежной идентификации физических лиц по всем предусмотренным законом параметрам. К общегражданским данным относятся:

  • уникальный общегражданский идентификатор;
  • фотография и другие биометрические данные для идентификации;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • пол и дата рождения;
  • город проживания (или к которому относится менее крупный населенный пункт проживания);

3. Обработка всех транзакций по реализации гражданских отношений, включая факт и место идентификации, ведется исключительно в обезличенном виде по случайно генерируемым идентификаторам, связи которых с общегражданскими данными СПД регистрируются в начале транзакции в отдельной базе данных и могут быть доступны только сторонам транзакции. После регистрации связи отношения реализуются без ссылки на общегражданские данные СПД на основе субъективации по предъявлении сторонами идентификатора транзакции или иных ее признаков.

4. Обработке подлежит минимально возможный объем персональных данных, без которых невозможно достижение целей обеспечения отношений с СПД.

5. Обработка каждой цели отношений осуществляется отдельной независимой транзакцией, даже если разные цели осуществляются сторонами в одно время в одном месте, чтобы восстановление этой одновременности было максимально затруднено без дополнительной информации в последствие.

6. Запрещена такая обработка транзакций, которая допускает агрегацию разных транзакций по одному СПД для разных целей и/или в разное время. Агрегация разных транзакций по одному СПД в целях оперативно-розыскных мероприятий может быть осуществлена по специальному разрешению на основании специальных процедур за рамками стандартных сервисных возможностей платформы.

7. Хранение записей о связях между обезличенными записями транзакций и общегражданскими данными СПД как стороны этих транзакций должно осуществляться не дольше, чем установлено федеральным законом или договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является СПД и этого требуют цели обработки. Хранение записей о связях самим СПД не регламентируется, он сам несет риски их хранения сверх необходимого отношениями срока.

8. Транзакция может обрабатываться без связи с универсальным идентификатором общегражданских данных, если полный состав обрабатываемых данных можно считать обезличенным. Например, когда отношения строятся на основе внутреннего номера квитанции и/или по кодовому слову предъявителя.

9. Хранение данных транзакции в обезличенном формате не ограничено временными рамками, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных

1. Согласие в доказательном для другой стороны виде требуется только в том случае, если СПД заинтересован в открытой публикации своих персональных данных вместе с общегражданскими данными или любого их подмножества, позволяющего идентифицировать СПД (общедоступность данных). Субъект персональных данных фактом вступления в гражданские отношения подтверждает право на обработку его персональных данных, необходимых для реализации целей отношений.

2. СПД имеет право предоставить не все запрошенные другой стороной персональные данные, если принимает на себя ответственность за объявленные вследствие этого риски. При отказе другой стороны в продолжении гражданских отношений из-за ограничения состава персональных данных, СПД вправе потребовать доказательство невозможности этих отношений на основе предоставленных персональных данных. СПД вправе объявить запрет на обработку персональных данных или любой их части после начала отношений, что влечет аналогичные последствия. В случае объявления запрета на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия на общедоступность обрабатываемых персональных данных или наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

4. Общедоступная обработка персональных данных осуществляется только с согласия СПД в доказательной цифровой форме с электронной подписью. Согласие должно включать в себя, в частности:

1) Уникальный идентификатор общегражданских данных СПД;

2) Уникальный идентификатор общегражданских данных представителя СПД и основания его полномочий от лица СПД;

3) – 7) без изменений

8) СПД вправе указать срок действия согласия или тех условий, при которых оно может действовать без уточнения срока.

5. Потерял смысл

6 – 9. Остаются в силе

Статья 16. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных

1. Исключительно автоматизированная обработка персональных данных с идентификацией по общегражданским данным может производиться только в государственных информационных системах по утвержденным Правительством регламентам.

2. Исключительно автоматизированная обработка обезличенных персональных данных, приводящая к идентификации СПД, запрещена, кроме целей, явно декларированных законодательством. В случае получения непреднамеренного результата, приведшего к запрещенной идентификации СПД, этот результат должен быть немедленно уничтожен и предприняты меры по предотвращению повторения подобных прецедентов.


Комментарии

К статьям 10 и 10.1

В предлагаемой логике обезличены все записи, кроме общегражданских и общедоступных, поэтому часть положений теряет смысл, а связанные с общедоступностью тяготеют к новой версии статьи 9. Задача передачи данных третьим лицам остается только для некоторых особо значимых госфункций, т.к. совмещение разных транзакций запрещено.

К статье 11 о биометрии

Умерла, ибо нечего прятать, или должна радикально измениться в иных смыслах/целях.

К статье 12

Все надо внимательно пересматривать, т.к. совершенно другая логика и другое пересечение с иностранными подходами.

К статье 13. Особенности обработки персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных

При составлении государственных реестров не должен нарушаться принцип раздельности разных типов транзакций. Агрегация данных из разных типов транзакций должна осуществляться как сбор данных из разных баз данных с разными моделями идентификации с жестким контролем доступа каждого запроса ко всем составляющим запрос данным.

К статье 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных

6. Каждый факт передачи данных должен направляться в электронный журнал СПД в виде связки «когда-кому-что» с идентификатором новой транзакции и с уточнением «зачем-на_основании_чего» (фрагмент госуслуг)

К статье 22. Уведомление об обработке персональных данных

п.5 ч.2 теряет смысл (... включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных)