Перепост с моей «стены» #VK в связи с вековым юбилеем пионерии (три в одном).
-
- «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будьте готовы!»
- 100 лет готовы!
В стране с единственной партией нужно было с детства тренировать идеологическую целостность народных масс. Октябрёнок—пионер—комсомолец как неустранимая технологическая цепочка формирования единственно правильной идеологии. Теоретически можно было не быть членом этих организаций— но только теоретически. Сам факт членства нужен был, прежде всего, как дополнительный рычаг психологического воздействия: выговор, угроза исключения, личное поручение, соцсоревнование…
Пока человечек маленький, рычаг позитивный: сначала принимают лучших, потом всех «достойных». Но потом всех подряд. А это уже смотрелось обманом ранее принятых «лучших». Именно поэтому есть риторический приём до сих пор называть подростков «пионерами»— это гарантированный признак возраста между октябрёнком и комсомолом (примерно от 10 до 15 лет).
С комсомолом простые манипуляции хуже работали— очень небольшая, но уже заметная часть, пыталась не вступать, ибо не все хотели мириться с нудными ритуалами и лишними рычагами давления. По тем нравам, лучше не быть членом организации, чем быть исключённым. Хотя из детских организаций практически не исключали— но пугали довольно часто. На уклонистов начинали давить в стиле зануд: легче вступить, чем уворачиваться. Знаю примеры, когда пытались скрыть своё членство при поступлении в вуз— а их принимали повторно.
Лукавят ли те, кто ностальгирует по пионерии? Нет. Под ее флагом были разные активности. Там было пространство для некоторого выбора. Кто выходил из нижнего самого формального уровня, была интересная движуха. Я был в пионерском активе школы— в знамённой группе. Это обеспечивало приятную тусовку на переменах в пионерской комнате. Но сам факт всеобщности и единой технологии идеологической накачки дезавуирует для меня декларацию пионерии как «организации». Это манипуляция, а не организация. В настоящую организацию я субъектно вступаю и свободно без последствий выхожу, когда и если надоело.
- Нужна ли новая детская организация?
- Смотря кому и смотря для чего
Боюсь, многие сторонники возрождения пионерии хотят той же идеологической манипулятивности. В период жёсткого идеологического противостояния это даже кажется полезным. Но я против манипуляций. Можно теоретизировать, что идеология может быть без манипуляций. Но я не верю в массовую централизованную идеологическую организацию без манипуляций. Просто, потому что нужна вертикаль и отчетность, а манипуляцией достигать этих результатов существенно проще. «Если неприятность может случиться, она случится».
Если же честно говорить о «многополярном мире», то вариативность разных организаций для разных возрастов могла бы позитивно повлиять и на субъектность, и на развитие детей.
-
Цель предполагаемого преемника пионерии— движения «Большая перемена»: «…выстроить единую политику воспитания детей и молодежи…на основе ценностей российского общества»
С детализацией и уточнениями:
«… в образовательных организациях, объединениях, движениях, сообществах и клубах, консолидировать и усилить поддержку, оказываемую детям и молодежи, повысить их общественную вовлеченность, выстроить непрерывную траекторию развития их…»
В большинстве публикаций обращают внимание на возрастную рамку с 6 лет (докуда?), на рамочную структуру, позволяющую включать НКО соответствующей направленности. И классическая вертикальная структура «комиссарских» отделений: региональные, муниципальные…
Название движения мне как старперу, знакомому с одноименным фильмом про вечернюю школу рабочей молодёжи, кажется странным. Было бы идеально в вековой юбилей вернуть «пионерию», но у такого названия свои ассоциативные риски— старое название может вернуть старые стереотипы отношений, а заявлены более глобальные. «Молодежный комиссариат», а?
-
Социальная инженерия живет на ритуалах и атрибутике. 15% спорят между собой, что и как надо делать (или не делать). Остальным 85% копание в смыслах не нужно. Им нужно просто знать, что делать, кто с нами и кто против нас. Им нужна уверенность в завтрашнем дне и в своём рулевом. Чувство локтя— главный датчик уверенности «в Багдаде все спокойно».
Именно поэтому ожесточенная драка из-за Светки или самолетика между Васькой и Петькой легко и просто прерывается общим построением с одинаковыми галстуками под общим знаменем и коллективными кричалками. Именно поэтому 85% Васек, Петек и Светок чувствуют себя единым целым только потому, что у них одинаковые галстуки, костры и кричалки. Это позволяет внушать им единые правила «что такое хорошо и что такое плохо», чтобы они оставались своими в этом дружном едином коллективе.
И только часть из остальных 15%, которая не в лидерах этих 85%, мается в недоумении, зачем вся эта бессмысленная нудятина, когда можно было поиграть в футбол, навалять Ваське или Петьке, дернуть Светку за косичку или за что-нибудь ещё к взаимному удовольствию. Но приходится торчать на линейке и изображать единение, чтобы потом не терять время на воспитательные беседы. Не, им тоже приятно чувство единения, но мимолетно, общим фоном. Ритуалы и атрибуты их тяготят как странная бессмыслица, отнимающая время от осмысленных дел.
И поэтому да, нужна единая для масс новая ритуальность и новые атрибуты, раз старые канули в Лету. И пусть часть из 15% поворчат и потерпят (остальная часть из них будет в лидерах той же ритуальности). На въедливых скептиков все равно трудно влиять без погружения в смыслы. Зато 85% получат эмоциональное подкрепление единства и порцию правил поведения. Именно от них зависит устойчивость всех вместе. Лишь бы лидеры осознавали риски и удерживали разумный баланс ритуалов и смыслов.