11 дек. 2023 г.

Сопротивление рефлексии

Это последний авторский черновик обзора, из которого с подключением коллективного разума были подготовлены раздельно 2 статьи в «Образовательная политика» за 2023 год в номерах 2 (стр.66) и 3 (стр.110): обзор практик и проблемы в реализации рефлексивных практик, соответственно. Мне он ценен целостностью, хотя в нем могут оставаться какие-то позже вычищенные ляпы.

Заход на тему был изначально стремный, потому что все вокруг большие специалисты в рефлексии, а мы столкнулись на практике с отторжением у одних и сложностями в самостоятельной реализации у других. Хотели понять, насколько это частный случай – искали именно проблемы с рефлексией, хотя какие-то общие подходы к ней тоже надо было понять. Одно дело умные разговоры, а на практике что чаще всего про нее встречается, как ее реализуют – это было целью обзора. Поэтому подбор источников довольно сумбурный – преимущественно те, где что-то встретилось явно про проблемы.

Оказалось, проблема с сопротивлением более чем типичная. На основе этого обзора дорабатывали свою модель «Алмаз личности», а точнее, додумывали процедурные этапы для ее рефлексивной части, которые бы могли снизить достоверно ожидаемое сопротивление и со стороны учителей, которым проводить, и со стороны учеников, которым подвергаться притязаниям учителей в проведении рефлексивных практик.

  • 20.07.2023. Ссылка на 25-мин. аудиозапись «Рефлексивные практики для образовательных задач»– Итоги обзора. (в конкасте «ConCastador«).
  • 25.12.2023. Ссылка на 15-мин. аудиозапись «Преодоление сопротивления рефлексии»– О процедуре рефлексивной практики, разработанной по итогам обзора. (в конкасте «ConCastador«).
  • 09.04.2024. Ссылка на 10-мин. аудиозапись «Снижаем сопротивление рефлексии»– Доклад на XVII международной научно практической конференции «Подросток в мегаполисе». (в конкасте «ConCastador«).

Текст черновика по ссылке на GoogleDisk.

19 нояб. 2023 г.

Вечный солнечный календарь

Это шаг развития прошлогодней публикации (со ссылками на другие календари) в логике механики продвижения идей: кому и зачем это может быть нужно?

На картинке наглядно отражена аккуратная строгая ритмичность недель, месяцев и кварталов солнечного календаря по сравнению с римским календарем. Каждый год стабильного календаря начинается с понедельника, а не сползает, как в римском календаре.

Кому?

Кто столкнулся с несуразностями календаря и осознал (или готов осознать), что неудобства вызваны несовершенством календаря, а не объективными причинами, например:

  • Кто полагал, что должен начаться новый месяц, а еще тянется старый
  • ...или, наоборот, неожиданно посреди недели оказался в новом месяце
  • ...особенно, когда бежишь на работу, продумываешь что кому и как скажешь, а тут проездной оказался просрочен
  • Кто получает компенсацию за больничный, отпуск или командировку совсем не в той сумме, на которую рассчитывал, потому что... длинные объяснения бухгалтера про хитрые способы подсчета среднего
  • Кто работает по недельному расписанию, а редкие на неделе мероприятия пропадают из-за переноса праздников именно в нужный день.

Подавляющему большинству эти несуразности не мешают, но и держаться за старый календарь никто не собирается. Безразличие и лень что-то менять – ключевые мотивы большинства опрошенных, поскольку замена календаря не сулит заметного экономического эффекта, а эстетические преимущества и удобства стабильного календаря не настолько влекут, чтобы пойти на накладки переходного периода.

Это вызов и шанс для амбициозных людей, кто в состоянии поступить вопреки инерции большинства и кого коробят легко устранимые недостатки хромого календаря.

Зачем?

Римский календарь надо менять затем же, зачем римские числа заменили арабскими. Римский подход был предельно практичным ко всему, поэтому при возрастании сложности задач их слишком утилитарная практичность становится помехой. С числами все было слишком неуклюже: их сложно было адаптировать к более сложным задачам, чем разметка небольших целых количеств. Однако они до сих пор применяются для разметки небольших количеств.

Дизайнерам удалось приспособить календарь налогов к задачам планирования: логику чисел поменяли сначала с меры «сколько осталось до дня уплаты налога» на порядковый счет от начала месяца, а потом числа стали визуально располагать строками или столбцами по 7 – в соответствии с неделей, потому что именно неделя является в деловом календаре единицей планирования времени. То есть, в календаре нет понятия недели, но дизайнерским методом ее встроить удалось. Причем, настолько удачно, что люди сегодня даже не замечают отсутствия недели в календаре: месяц в римском календаре никак не связан с неделей. Да, и сам месяц – грубая и неравно порезанная 1/12 часть солнечного года, повод собрать налог. Дизайнерский шедевр стал тормозом для инженерии календаря на 2 тысячелетия.

В привычной нам позиционной десятичной системе счисления по мере набора количеств до 10 растет количество десятков, а единицы освобождаются. В гармоничном календаре набор недель мог бы тоже как-то похожим образом освобождать накопление дней. Чтобы учесть календарные привычки, накопленные за тысячи лет, месяц мог бы быть из ровно 4-х недель. Тогда он мог бы быть не только фискальной единицей для контроля налогов, но и удобной единицей планирования на кратные неделе сроки.

Единицей следующего уровня мог бы быть квартал из 3-х в точности одинаковых месяцев или, учитывая реальные количества дней и недель, из 13 недель. Структурной проблемой такого гармоничного календаря и могла бы быть задача встраивания «лишней» 13-й недели в одинаковые месяцы ровно по 4 недели. В описываемом здесь стабильном солнечном календаре предлагается свой подход: неделя-календа одна на квартал. В других моделях стабильных календарей предлагаются другие варианты гармоничного распределения недель.

Задолго до римского календаря существовали очень гармоничные календари, например в Египте, у инков, у ацтеков. Есть новые проекты стабильных календарей. Так что, можно иметь календарь без нарушения гармоничной структуры, удобной для задач планирования, а не только для 12 фискальных актов очень приблизительной точности. Можно, если захотеть и решиться на изменения, чтобы...:

  • чтобы несовершенства календаря не создавали лишних неудобств
  • чтобы календарь отвечал естественным циклам
  • чтобы календарь соответствовал недельному ритму жизни без сбоев на неуклюжих месяцах
  • чтобы не пересматривать каждый год календарь праздников и переносы рабочих дней
  • чтобы планировать на годы вперед без ежегодных сползаний по неделе
  • чтобы минимизировать ситуации, когда необходимо держать календарь перед глазами
  • чтобы бюрократические ритмы Римской империи не подчиняли себе современные ритмы

Идеальный календарь как идеальный судья – должен быть незаметен, а старый римский календарь, уступающий в ритмичности даже более древним календарям, выглядит как грунтовая дорога, по которой старательно гоняют скоростные болиды современных процессов.

Странная хромоногость римского календаря проявляется сразу при согласовании даты, например 16 апреля: мы понятия не имеем, где она окажется в нашей жизни – где-то в середине апреля. Чтобы понять, когда именно это произойдет, мы вынуждены взять в руки календарь как «карту» размещения дней апреля по неделям. В нашей жизни важным фактором является день недели  – по неделям составлены расписания работы школы, магазина, библиотеки... всего вокруг!

Более ритмичный и менее отвлекающий на задачи планирования/контроля календарь выгоднее: чем более однородный во времени процесс, тем меньшие издержки на резервирование рисков аритмичности, ниже перепады между минимумом и максимумом необходимых ресурсов, сами риски менее вероятны.

Как символ новой эпохи?

Римский календарь является неявным признаком эпохи лидерства западной цивилизации, подавившей более красивый и ритмичный египетский календарь. Доминирование «Запада» как наследника Римской империи заканчивается. Это нисколько не принижает римскую эпоху, которая принесла великие достижения человечества в сферах науки, искусства, техники и технологии, управления, вышла в космос, покорила атомное ядро, сблизила цивилизации современными сетями коммуникаций и скоростным транспортом.

Но колесо фортуны снова смещается, появляются новые лидеры, новые отношения. Эпоха сменяется – это повод использовать более изящный и современный метроном года вместо неуклюжего римского, который откровенно не соответствует по качествам даже римской эпохе.

В эволюционном смысле это можно рассматривать как шаг спирали по возврату изящного в ритмичности календаря, но с сохранением международной синхронизации, опираясь на естественные природные процессы и на технологические привычки планирования современности без увязки со специфическими культурными особенностями конкретных стран и народов.

Новый календарь мог бы стать безобидным, но знаковым признаком новых международных организаций типа BRICS.

Что?

Из всех проектов вечных календарей необходимо выбрать наименее непривычный. Этому подходу удовлетворяют календари из 12 месяцев с 7-дневными неделями.

Самые ритмичные проекты кратны неделям. Предлагается взять за основу логику раздела года на 4 квартала по 13 недель с неизменными для дат днями недели. Международный стандарт ISO 8601 неделю начинает с понедельника. Странам, которым привычнее с воскресенья, можно так представить календарь, чтобы неделя сместилась визуально на один день.

Точками деления года на кварталы в новой календарной эпохе логично иметь астрономические события равноденствия и солнцестояния, чтобы проявить независимость и равное уважение разным культурам: солнечные фазы были значимы в культурах всех народов.

За начало года удобно взять зимнее солнцестояние в северном полушарии, чтобы одновременно не сильно отличаться от привычного начала года: сдвиг порядка 10 дней. Это позволит устранить акцент на конкретной стране, в отличие от 1 января – даты, которая была моментом начала работы очередного консула Римской империи, ушедшей в историю порядка 2 тысяч лет назад.

В остатке получается один день (плюс еще один в високосный год) – эти дни можно считать предновогодними и поэтому праздничными. В похожих проектах Азимова и Symmetry454 високосный день предлагалось вставлять в середину года, но удобнее его размещать в конце года за рамками стабильных недель: Солнцу все равно, а для управления и планирования единое неизменное ядро календаря удобнее.

В ритмичном календаре удобно иметь одинаковые кванты времени. Ключевым квантом времени такого календаря является неделя: по 13 недель в каждом квартале.

Вряд ли значимо, но эффектно удобство отслеживания по недельному календарю вынашивания ребенка 40 недель.

Поскольку мы привыкли делить периоды на более мелкие фрагменты, чем квартал, новые месяцы для ритмичности тоже полезно иметь одинаковыми.

Если выделить первую неделю квартала в отдельную сущность, остальные 12 недель удобно делятся на привычные 3 месяца по 4 недели (28 дней). Первую неделю как выделенную неоднородность можно назвать календой, чтобы смысл укоренившегося названия «календарь» оставался в языке и отчасти напоминал об истории (хотя римляне календой называли первый день месяца). Тогда каждый квартал состоит из календы и 3-х месяцев.

Смена способа датировки

Один из выводов неудачи календарной реформы Парижской Коммуны – отторжение новых названий, поэтому важный аспект датировок:

  • новые месяцы нельзя называть старыми именами, чтобы не возникло путаницы
  • новые месяцы нельзя называть новыми именами, чтобы не возникало раздражение (трудно запомнить)

Выход довольно простой, но неожиданный – не придумывать новых названий, а сменить способ датировки – вместо «16 апреля 2026 года» в римском календаре (номер дня и месяц) предлагается «день недели и номер недели» (в году 52 полные недели и еще 1-2 дня на неполной последней неделе).

Предусмотрено 3 равноправных варианта указания недели (в году, в квартале, в месяце):

  • или «четверг на 17-й неделе 2026 года», кратко «2026-W17-4».
  • или «...на 3-й неделе квартала В...», (считая от 0), кратко «2026-B03-4»,
  • или «...на 3-й неделе апреля...», кратко «2026-1B3-4»
    («1В»– первый месяц квартала «В», т.е. «апрель»)

Новые месяцы можно вовсе не называть новыми именами:

  • В качестве примерного позиционирования недели в году применять привычные названия месяцев. Использование привычных названий месяцев для примерной ориентации недель предотвращает путаницу новых и старых названий и одновременно облегчит распознавание дат в художественных текстах после врастания в новый календарь, понизит культурные барьеры при старении языка.

  • Для формальной датировки использовать буквенно-цифровой код с простой логикой запоминания.

День на неделе можно уточнять номером от 1 до 7, а также привычным названием – они не меняются.

Предлагается 3 равнозначных варианта указания номера недели, в зависимости от масштаба планирования:

  • с буквой W для сквозной нумерации от 1 до 53 (по модели ISO 8601);
  • с буквами A, B, C, D для нумерации от 0 до 12 в данном квартале (по модели Азимова);
  • с кодом месяца для нумерации от 1 до 4.

На рисунке переводного календаря указаны все 3 способа нумерации каждой недели. Все три имеют одинакое число символов и легко различаются по внешним признакам для автоматического распознавания. Внизу приведен пример календаря с колонками нумерации по году, кварталам и месяцам.

Недостатки

  • Возникнут сложности при взаимодействии с другими странами, продолжающими использовать плавающий и неравномерный римский календарь. Переводной календарь прост, но любые операции по согласованию разных графиков требуют усилий. С другой стороны, календарь страны-партнера все равно приходится отслеживать.
  • Пострадают любители отмечать свой день рождения в конкретный день поближе к выходным (пятницу, субботу или воскресенье), поскольку он всегда будет в один день, когда родился.  Но можно предположить, что такой стиль мышления о дне рождения исчезнет. Оборотная выгодная сторона, что каждый человек будет точно знать, в какой день недели он родился.

Преимущества

  • Ровный ритм календарного метронома без сбоев и неоднородностей. Все неоднородности в конце года в предновогодние 1-2 дня.
  • Планирование едино на годы вперед
  • Простая логика цифрового обеспечения деловых операций (учет, планирование, соцобеспечение)
  • Отчетность по 4-м календам может в сумме рассматриваться как самодостаточный месяц, а в сравнении как признак динамики производительности между кварталами.
  • 3 уровня точности позиционирования даты при указании дня недели: конкретная неделя в году, месяц, квартал (в отличие от римского, где только месяц без дня недели)
  • Самое темное время года в северном полушарии смягчено дополнительными новогодними днями
  • Символическая принадлежность новой постримской эпохе

Труд и отдых целой неделей (как перспектива)

Можно рассмотреть дополнительные меры по календарной реформе с акцентом на недельный ритм – правило труда и отдыха целой неделей. Тогда все или некоторые календы объявить праздничными, а все остальные привычные праздники отмечать либо в выходные дни, либо в логике рабочих дней. Сразу это вряд ли стоит вводить, но спустя год-два, по мере принятия нового календаря, это правило может быть принято органично.

В этом случае для всех граждан страны гарантировано и равномерно проходят ритмичные полнонедельные праздники, что позитивно влияет на режим труда и отдыха, соответственно, может слегка снизить заболеваемость. В пару с таким режимом праздников скорректировать правила для отпуска – гарантируется полная неделя отпуска каждый квартал. Работнику по согласованию с работодателем можно дать право накапливать отпускные недели в течение года.

Увеличение количества праздников облегчит задачу привыкания к новому календарю. Если страна позволит себе все календы сделать праздничными, школьные каникулы будут совпадать с общими праздниками, что способствует совместному отдыху семьи не только в новогодние каникулы. Аналогично школьные учителя смогут в такие совпадающие каникулы тоже отдыхать.

Чтобы заменить разрозненные праздничные дни на новые недельные каникулы, можно увеличить количество праздничных дней в году – как плата за изменение привычек, отвечающая все чаще звучащим предложениям о снижении рабочей нагрузки: это предложение снижает, но не столь сильно, как 4-дневная рабочая неделя.

Когда?

Удобнее всего произвести плавный переход в год, когда дата начала солнечного календаря приходится на первый рабочий день недели с привычным названием, потому что нет расхождений в днях недели. Это позволяет в переходный год почти незаметно сосуществовать обоим календарям одновременно. В другие годы будут расхождения в выходных днях. Календари этих лет можно считать переводными для римского и стабильного солнечного календарей. На рисунке столбцы выходных дней обведены рамкой – в другие годы рамка выходных дней по римскому календарю будет смещаться влево от выходных дней стабильного календаря.

Выбор даты перехода тоже оказывается не совсем очевидным. Сначала за дату перехода было выбрано 22 декабря как часто упоминаемый день солнцестояния. Ближайший невисокосный переход с 22 декабря приходится на 2025/26, високосный – 2031/32. В них удачно для России, что 9 мая и 8 марта приходятся на выходные дни – это помогает отстаивать идею календ как всеобщих каникул.

Потом оказалось, что аналогичный календарь Азимов строит от 21 декабря. Более пристальное внимание к циклам равноденствия и солнцестояния показало, что эти моменты «плывут». Во-первых, високосная цикличность влияет на момент солнечных фаз, и во-вторых, ось Земли описывает круги с легким наклоном, что приводит к дополнительным циклам колебаний по срокам этих событий. Кроме того, вынос за рамки основной части календаря новогоднего дня слегка смещает начала календарных кварталов от природного момента событий.

Чтобы в фиксированные календы наверняка попали все плавающие год от года равноденствия и солнцестояния, начинать солнечный год надо 20 декабря. Из ближайших лет 20 декабря случится в понедельник в 2027 году – в солнечном варианте календаря это будет високосный 2028 год. 20 декабря 2032 года совпадет с понедельником в простой 2033 год для солнечного календаря.

Чтобы календарь приняли, он должен быть максимально универсален для разных стран. Во многих странах дни равноденствия и солнцестояния отмечают праздниками. Славяне до принятия христианства тоже отмечали эти дни. Если предлагать солнечный календарь в расчете на праздничное использование календ, нужно захватить в них эти солнечные события. Во многих странах, входящих в BRICS, празднуют моменты обсуждаемых солнечных фаз. Это может оказаться важным, если надеяться на их поддержку нового календаря.

В процессе перехода на вечный календарь появляется возможность совместить выходные дни, например с Ираном (подробнее в отдельной публикации).

Как?

Если подходить к смене календаря «со звериной серьезностью на лице», надо

  • выбрать проект,
  • проверить его в каждом ведомстве на риски,
  • учесть выявленные риски,
  • подготовить и провести разъяснительную компанию,
  • провести соцопрос на восприятие нового календаря и источники неприятия,
  • учесть все обобщения
  • подготовить точку сбора проблем реализации нового календаря
  • ввести новый календарь
  • контролировать службу сбора проблем/ вносить коррекцию в делопроизводство

Если принять во внимание, что календарь действует в фоновом режиме и в указанные годы различия в римском и солнечном календарях проявляются только в крайних точках начала и конца, можно дать равноправное хождение обоим календарям. Какой окажется удобнее, тот и выживет. Бонусом солнечного календаря, чтобы поддержать его против консерватизма массовой привычки, должна стать установка органов власти на работу по нему государственных организаций и учреждений.

Самым сложным в обсуждении логики продвижения нового календаря являются движущие силы: нет явных масштабных выгод, но и сопротивление минимально. Отсюда следует вывод, что смена календаря – это шанс для амбиционных лиц, воодушевленных эстетикой ритмичного календаря, которые могут себе позволить поиск амбициозных соратников на совместное публичное действие. Такие безобидные модернизации могут быть полезны для развития гражданского общества.

Новому календарю нужен новый Цезарь или коллективный молодежный задор.

Для повышения градуса амбиций можно предложить начать новым календарем отсчет новой космической эры. Чтобы обеспечивалась логика совпадения признаков високосного года в григорианском календаре и в стабильном солнечном, стартовым – нулевым – годом космической эры должен быть високосный год. Для отличия первые два знака привычного 4-значного написания года можно занять CE (cosmos era). Начиная с сотого года, буквы можно постепенно заменять цифрами.


PS

  • Плейлист «Календари» из подкаста автора ConCastador (видно слайды при просмотре на «правильном» плейере подкастов – Apple Podcasts, Overcast, Pocket Casts).
  • 24.12.2022. «Папа Григорий или Круг Лет» — про любопытный стабильный календарь, якобы, древних славян.
  • 10.11.2023. «Стабильный солнечный календарь» — эмоциональный ролик (7 мин.) про ущербность римского календаря и возможности стабильного.
  • 18.12.2023. Брошюра на Литрес «Календарь ждет нового Цезаря» (текст / аудио на 1 час), где на примере нескольких календарей обсуждается ритмичность календаря. В подкасте ConCastador аудиозапись тоже доступна.
  • 30.03.2024. Брошюра на ЛитРес «Вечный солнечный календарь» (текст / аудио на 25 мин) как сутевая выжимка из данного поста. В подкасте ConCastador аудиозапись тоже доступна.
  • 04.05.2024. «Календарь новой эры» — про разные режимы отдыха и возможность на этапе календарной реформы совместить выходные дни на примере России и Ирана.
  • 30.05.2024. «Календарь как инструмент культуры» — взгляд на календарь как на инструмент культуры: ритм работы и отдыха, праздничные календари как нациоанальная культура, служба поддержки календарей как компенсация издержек календаря и как источник дохода этой сферы (сокращенная аудиоверсия на 10 минут).

Переводной календарь приведен для невисокосного года как более часто используемый. На картинке пример для 2032/33 года, построенный от понедельника 20 декабря.

Пример нормативных мер по мягкому введению вечного солнечного календаря в логике мирного сосуществованию двух календарей с понедельника 21 декабря 2026 года как начала 2027 года вечного календаря (в логике процедуры синхронизации для поста «Календарь новой эры»).

Для перехода с другого числа нужно подобрать соответствующий год начала перехода и скорректировать текст под новые даты.

Проект календарных изменений

для введения стабильного солнечного календаря совместно с григорианским

В Федеральный закон от 3 июня 2011 г. No 107-ФЗ «Об исчислении времени»

Изменения в статью 4. Исчисление календарной даты и времени календарного дня

  1. На территории Российской Федерации для исчисления календарной даты используются григорианский и стабильный солнечный календари. Описание стабильного солнечного календаря в Приложении. Правила совместного применения календарей регулирует Правительство РФ.
  2. Исчисление календарной даты осуществляется с 00 часов 00 минут 00 секунд первого дня года. Для григорианского календаря – 1 января, для стабильного солнечного календаря – первый день первой календы.

В ТК РФ

Изменения в статью 112. Нерабочие праздничные дни

  1. Первая календа нового года и примыкающая к ней последняя неполная неделя предыдущего года – Новогодние каникулы. В григорианском календаре с 20 по 27 декабря.

  2. (как предложение, вместо остальных праздников) Третья календа года – Летние каникулы. В григорианском календаре с 22 по 28 июня.

Иные меры

  • За год до введения стабильного солнечного календаря МинЦифры обеспечивает открытый доступ к сетевому сервису конвертора датировок григорианского и стабильного солнечного календарей.

Положение о совместном применении календарей

  1. Стабильный солнечный календарь вводится с 21 декабря 2026 года и используется совместно с григорианским календарем.
  2. Органы власти и находящиеся в их ведении организации и учреждения работают по стабильному солнечному календарю. Новые документы государственного образца используют датировки стабильного солнечного календаря.
  3. Негосударственные организации и учреждения могут работать на усмотрение учредителя по стабильному солнечному или по григорианскому календарю. О выборе рабочего календаря должны быть извещены все сотрудники, а также партнеры и клиенты, в том числе на официальном сайте (при наличии).
  4. Все документы и иные информационные материалы с датировкой григорианского календаря считаются действительными в течение всего периода существования документа. Договора и иные соглашения с открытой датой по решению сторон могут продолжать взаимодействие с новыми датировками как григорианского, так и стабильного солнечного календарей.
  5. Регламент указания датировок стабильного солнечного календаря на документах архивного хранения по мере обращения к ним регулируется инструкцией РосАрхива.
  6. Учетные документы для сдачи в налоговые органы и государственной статистики за 2026 год регулируются нормативными инструкциями, действующими в 2026 году. Концом 2026 года для них считается 20 декабря.
  7. Учетные документы для сдачи в налоговые органы и государственной статистики за 2027 год регулируются нормативными инструкциями, действующими в 2027 году. Началом 2027 года считается первая календа 2027 года или 21 декабря 2026 года по григорианскому календарю. Концом 2027 года считается последняя неполная неделя стабильного солнечного календаря или 20 декабря по григорианскому календарю.

10 окт. 2023 г.

Опасный спектр добра и зла

Люди разные, хотя у них много общего. Спектр – удачная иллюстрация: вроде одинаковые, а разные. Но важнее не столько их реальная разница, сколько их представление об общности и различиях. Именно на этих представлениях появляется тезис о добре и зле: их различие не в происходящем, а в представлении о происходящем: кто что чем считает. По сути, это граница раздела добра и зла на этом сплошном спектре, которую сам себе проводит человек. Это не вечная зарубка – смещается по мере развития человека, столкновений с разными событиями. Сильные потрясения могут сильно сместить эту границу.

Раз граница – продукт моих собственных решений, вся совокупность таких границ у всех людей абсолютно эквивалента тому же спектру. И тогда конфронтация добра и зла (Армагеддон) проходит между «тем, кто слева» и «тем, кто справа». А значит, различие между находящимися по одну сторону этого конкретного Армагеддона могут оказаться несопоставимо больше кого-то по другую сторону. Именно поэтому выбор надо делать сердцем: победив другую сторону, можно оказаться совсем чужим в стане победивших.

Стойкое ощущение, что в азарте борьбы большинство увлечено победой, а не последствиями. В слепом увлечении борьбой нужно мочить всех, кто не «свой». «Фигля думать– трясти надо».

25 июл. 2023 г.

Тупик офисных приложений

Цифровизация текста является заложником бумажной логики работы. Капиталистическая воронка потребления, когда производитель идет на поводу потребителя, подавляет назревшее цифровое развитие офисных приложений, потому что потребитель не способен мыслить новыми возможностями и новыми задачами цифровой работы с текстом.

Можно в угоду массовому зрителю воспевать Джобса, но любой предприниматель знает, что вокруг гения Джобса утонуло на порядки больше других энтузиастов. За пару лет до появления легендарного iPhone вышла статья какого-то обозревателя, который высказал мысль, что конвергенция компьютера и телефона очевидна. Он проиллюстрировал тезис множеством самых разных вариантов все еще неудачного сочетания их функций! Кто угадает с оптимальным сочетанием, сорвет умопомрачительный куш,– было главной мыслью обзора. За год до появления iPhone на очередной публичной презентации новых продуктов Джобса спросили, почему Apple не выпускает смартфоны? Джобс ответил фантастически изящно: Apple гордится не только тем, что выпускает, но и тем, что не выпускает.

Чем ситуация с офисными приложения кратно хуже этих историй про смартфоны– что конвергенция компьютера и телефона предвкушалась, ее ждали и хотели, хотя и не знали в точности удачный продукт конвергенции. А офисные приложения всех устраивают. За 40 лет к ним привыкли и ничего принципиально нового не ждут, кроме мелких новых фенечек. Даже IT-шники об этом не думают. Кроме штучных яйцеголовых, никто не задумывается о бумажной логике работы этих, казалось бы, мастодонтов цифровой трансформации. Но это не цифровая трансформация– это цифровая мимикрия.

Да, на заре появления цифры максимальное приближение к бумажной логике работы Word Perfect и удачная его автоматизация не зря завоевало Америку– эта логика развития работы с бумажным текстом была абсолютно оправдана. Маркетинговый гений Билла Гейтса подмял триумф многих продуктов, не только офисных– сегодня Word/Excel олицетворяют офисные функции. Но, как и все в империи Microsoft, развитие погрязло в имитации и погоне за прибылью. Идеологически офисные приложения застыли на фазе подмены бумаги цифрой: прибыль и трансформация плохо совместимы. История Джобса наглядно подтверждает, чем чревата трансформация, хотя ему удались и триумфы. На то он и гений. Гении наживы отдают дань уважения Джобсам, гениям трансформации, но сами такой логики развития избегают.

Сейчас в России уникальная ситуация для конкуренции и разработки цифровых приложений, поскольку государство оказывает поддержку текущим разработкам при беспрецедентном давлении на все уровни подведомственных государству структур по переходу на отечественное ПО. При этом все отдают себе отчет в функциональном отставании отечественных решений от привычных иностранных приложений по большинству разработок.

И хотя остается конкуренция между отечественными производителями, никогда ни до, ни после не будет столь уникального шанса на разработку стратегических заделов, которые обеспечат успешную конкуренцию в будущем, когда бизнес-условия станут намного жестче. Если не рисковать и следовать текущим запросам, гарантирована перспектива оставаться в роли догоняющих западные приложения. Если рискнуть, появляется шанс получить фору на отечественном рынке и даже обойти традиционных лидеров, обреченных на поддержку унаследованных решений.

Но у нас обожают KPI. Ключевой показатель– прибыль. Что надежнее для прибыли, довесить пару фенечек, которые уже давно есть в Word/Excel, или попытаться создать новые цифровые принципы работы с документами, к которым потребитель не готов? Его же еще потом надо будет учить и доказывать преимущества новых возможностей работы с документами?!

А какой он, российский потребитель офисных приложений? Главный запрос к разработчикам отечественных офисных пакетов на волне насильственного импортозамещения– чтобы кнопочки в интерфейсе приложений были там же и такие же, как в Microsoft Office. Причем главный заказчик импортозамещения чиновник, которому нужны самые примитивные функции и который наиболее чванлив, чтобы прислушиваться к пропаганде новых возможностей. Кто реально плотно работает с текстом и кто мог бы оценить новые возможности, не определяет массовые заказы. А одиночные гении текста обычно работают со своим локальным офисным пакетом. Даже если они оценят новые возможности, не они определяют спрос, зато могут спокойно обойтись своим ранее установленным приложением, в том числе Microsoft Office.

Тупик? Да. Можно ли из него выбраться? Если появится Джобс или директивная воля, понимающая шанс обойти на крутом повороте тот же Microsoft Office, который вынужден тянуть хвост старых наработок, можно попробовать. В конце концов, Россия всегда делала рывок именно в критических для себя ситуациях. Движение по планам и расписаниям не для нас. Скучно, наверное. Менталитет медведя в спячке. Будем надеяться на весну российских офисных приложений.

Что я вижу в цифровом офисном приложении

Цифровая среда, в отличие от бумажной, многомерна. Любой плоский текст перед нами, на самом деле, как минимум, гипертекст. Информационный взрыв означает, что любой текст неоднозначен и имеет множество подтверждений и возражений, не говоря о том, что он может быть злонамерено или незлонамерено ложен. Значит, в идеале, я должен иметь возможность уточнить любые его положения, не говоря о быстром и удобном доступе к источникам. Это значит, что в основе офисного пакета должен быть не текстовый файл, а, как минимум база данных. Лучше база знаний с движком ИИ для реакции на разные уточняющие запросы.

Тогда и хранить документ логичнее не в иерархической структуре папок, в которой путаются даже педантичные сисадмины, а в логике баз данных с автоматической индексацией на основе лингвистического анализа, что поможет искать документы тоже автоматически по смыслу его содержимого.

Прообразом такой логики работы с документами можно считать системы типа «Консультант» и «Гарант». В этой логике можно было бы ожидать глобального развития библиотечных систем в направлении сетевой интеграции всех типов документов. Однако наблюдается обратная ситуция, когда не торопятся реализовывать в отечественных офисных пакетах даже локальные плагины для автоматического заполнения в тексте библиографических ссылок по разным стандартам типа EndNote, Zotero, Mendeley, ссылаясь на ограниченный круг пользователей, которым это критично.

Локальная работа с цифровым документом должна обеспечивать базовые задачи электронного документооборота, которые сегодня реализуют в больших системах СЭД. При переводе логики работы с документами на простые СУБД (например, типа sqllite) со стандартными интерфейсами взаимодействия с внешними БД, можно было бы органично перераспределить задачи документооборота на уровне документа и на уровне администрирования библиотек документов.

Чтобы логика работы с документами была сквозной, нужны добротные распределенные деревья каталогов. А это перекликается с новой логикой работы по идентификации. Я неоднократно утверждал, что пришедшая с запада идеология защиты идентификация под углом зрения защиты персональных данных ошибочна. Защищать надо персональные операции, чтобы проверка полномочий не производилась путем идентификации. Именно система каталогов могла бы отвязать проверку полномочий от идентификации– и тогда идентификация может быть совершенно открытой и соответствующей традиционной логике гражданской ответственности.

Но ключевым в реально цифровом приложении по работе с документами я вижу жесткое, но ненавязчивое структурирование. Форму и содержание связывает структура текста. Носитель смысла может не осознавать структуры своей информации, но он ее чувствует. Инструментарий приложения должен подталкивать носителя информации к структурному построению текста. Тогда и получателю текста будет легче понять передаваемый ему смысл. Главный вызов– как сделать такой инструментарий удобным и ненавязчивым. Неплохим прообразом такого интерфейса можно считать офисный пакет Apple– они предлагают пользователю изначально структурированные образцы текста, в которых нужно заполнять трафаретные поля своим содержанием.

При подготовке документа в грамотно структурированном формате появляется уникальная возможность представлять один и тот же контент в разных внешних формах: смысл хранится в давно известном, но не получившем достойного уровня развития формате xml, а внешние представление в формате xslt. Сам по себе формат xml используется, но его ресурс описания структуры недоиспользован. Зато открывается непривычная пока возможность хранить и рассылать разные внешние представления единого содержания. В той же логике можно обеспечить выдержки из основного текста, цитирование со стандартными форматами ссылок, протоколы доработок...

Структурированный текст удобно хранить в формате баз данных с автоматической конвертацией в отчуждаемый формат xml. Отслеживая даты, время и авторство, такой формат хранения делает логику работы с информацией существенно точнее и гибче, чем в виде плоских изолированных текстовых файлов.

Иначе может заиграть в такой логике работы задача включения в документы списков. Списки органичны для обработки базами данных. Если движком обработки документов станут базы данных, в стабильные описательные части документа намного удобнее будет интегрировать динамичные списки, работа с ними становится гораздо комфортнее. Простые и привычные для баз данных задачи сортировки станут применимы для текстовых документов. Появится возможность динамичного подключения к текстам внешних баз данных, интеграции данных из разных источников, столь привычная для руководящих рассылок.

Все варианты развития документооборота при такой трансформации из плоских текстов в многомерные, на основе уже привычной логики баз данных, с подключением систем ИИ, даже сложно предугадать– это новый мир, который пока неизвестен и поэтому не востребован. Найдутся ли Джобсы в России, кто рискнет сорвать куш новых пока неизвестных потребностей? Нашлись бы энтузиасты их поддержать в столь продуктивной и полезной инициативе в случае неудачи?

21 июл. 2023 г.

Таинство «за» и «против»

Чудо успевших повзрослеть в СССР недоступно другим. Даже рожденные в СССР, но повзрослевшие после, живут уже в другой реальности. Самый удивительный вопрос – как может единая для всех живущих наблюдаемая реальность породить столь ожесточенные «за» и «против»?

Возьмем более узко – про советскую школу. Дискуссии выпускников условной «советской школы» отражают диапазон между полюсами

  • «образец для подражания, к которому надо вернуться»
  • «устаревшая модель индустриальной логики тиражирования знаний».

Речь об «условной школе», хотя учились все в конкретной школе, потому что все школы жили по единым правилам и по единой программе (с небольшими вариациями в нескольких профильных спецшколах). То есть, совсем одинаковыми школы не были, но понятие «единое образовательное пространство» под шапкой «советская школа» было.

Выскажу гипотезу, что основа разногласий лежит в типизации школы конкретным выпускником– как он воспринимает свою школу (и/или учителя): как типичного представителя «советской школы» или как нетипичного, отличающегося.

Можно взять по 3 опорных условия позитивного восприятия своей школы:

  • для фанатов «советской школы»:

    • личная удовлетворенность школой при ностальгии детства
    • успешная конкуренция страны в мировой геополитике (включая индустриализацию, победу в ВОВ и социальные достижения)
    • концентрация на достижениях советского общества, слепота на негативные проявления или терпимость к ним
  • для критиков «советской школы»:

    • удовлетворенность своей школой (учителем), воспринимаемая как контраст на фоне других школ
    • неудовлетворенность другими школами (учителями) как более типичными
    • критичное отношение к негативным явлениям советского образа жизни

При таком угле зрения на дискуссию речь фактически идет о том, типична ли личная удовлетворенность школой как институтом «советской школы»? Да, и сама удовлетворенность подвергается испытанию на память: она вытеснила все негативное и предается радостной ностальгии детства или признает оправданность политики коммунистической партии и советского правительства о необходимости школьной реформы?

О проблемах Брежнев начинал говорить еще в 1976 году на 25 съезде КПСС, а реформу в 1984 году объявил Лигачев на Пленуме ЦК КПСС. В том числе, именно тогда очень шумно обсуждали проблемы выпускных экзаменов и особенно вступительных, мечтали о прозрачном и независимом сквозном экзамене. Обсуждали его немыслимо долго. Смогли бы быстро– глядишь, совсем бы иначе его воспринимали сейчас. «Ложка хороша к обеду».

Негативное отношение к своей школе, на мой взгляд, менее значимо для анализа, поскольку в этом случае не о чем спорить – все плохо:

  • если свою неудачную школу считать нетипичной, то это просто невезуха со школой
  • если считать свою школу типичным представителем, то нет предмета спора.

Против негативного опыта есть только одно возражение в споре о «советской школе» в целом как институте - переубедить в типичности неудачной школы ссылками на личный удачный опыт оппонента, чтобы свести суть недовольства к невезухе, т.е. к первому варианту.

Лично я прошел 4 совсем разные школы:

  • 1-й класс я отучился в прекрасной школе при Гнесинке (музыка, хор в сетке расписания)
  • со 2-го по 7-й в типовой школе спального района Царицино (далеко было возить в Гнесинку)
  • 8 математический класс в типовой школе Москворечья рядом с МИФИ
  • 9-10 физический класс одной из лучших физмат-школ в центре Москвы.

Для меня последняя школа воспринимается как откровенно нетипичная и даже антагонистичная «советской школе», особенно после нескольких волн развала прекрасных физмат-школ. Под развал попала и наша школа, и многие наши конкуренты по школьным олимпиадам разного уровня. Мы потом радостно встречались с теми же ребятами-конкурентами на студенческих олимпиадах.

Многочисленные примеры уникальных спецклассов в обычных школах жестко завязаны на уникальных учителей, что доказано плачевной судьбой: спецкласс загибался сразу же, когда эти учителя уходили. А уход происходил не только по бытовым причинам, часто по идеологическим, ибо нефиг выпендриваться– у нас «единое образовательное пространство».

Старое отношение к новой школе

Отношение к школе как институту общих правил взросления осложняется собственническим потребительским отношением. Школа– институт приспособления к жизни. Но она еще и воплощение ностальгии родителя по собственному детству, наложенной на отношение к своему ребенку как клону себя. И ладно бы родитель сам реализовывал школьные задачи подготовки ребенка к современной жизни. Так нет – он традиционно перекладывает ответственность на школу.

И если в «советской школе» родитель не вмешивался в педагогический процесс, кроме форс-мажорных ситуаций, то сегодня он считает себя в праве выступать с позиции «сделайте мне красиво». При этом большинство плохо представляет себе реальные проблемы современного образования, не соотносит их с изменениями условий обучения, не видит ничего, кроме балла ЕГЭ. Мир вокруг стремительно меняется, а терять школу как островок стабильности страшно. Проще выступить консервативным клиентом и потребовать прошложизненную модель школы, забыв в подсознательной заботе о своем спокойствии о турбулентностях, в которых придется жить ребенку.

Почему хотят прошложизненную модель школы учителя, мне понятно– это им проще и удобнее. Учительские ритмы жизни очень жесткие, кроме каникул, а любые изменения и тем более реакция на индивидуальные потребности требуют дополнительных и существенных усилий. Почему родители устраивают бег в мешках на голове, чуть менее понятно, ибо они, вроде, с позиции заказчика должны (бы) выступать, – но им тоже так проще. Вот так и сошлись на ложной и тупиковой постановке задачи и учителя, и родители, и чиновники.

Благо, тем, кто осознает вызовы и занимает активную позицию, есть возможность выйти из этого замкнутого круга– это и учителя, и родители. Некоторые чиновники тоже, но они оказываются подмяты обратным ходом маятника ретроозабоченных – против ветра чиновникам сложно идти, а редкие резкие контрпримеры отбивают охоту спорить. Поэтому альтернативные модели живут преимущественно вне государственных школ. Впрочем, и там потихоньку поджимают краники свободы самовыражения правилами централизованного регулирования образования.

Одно обнадеживает– в редких целеобразующих фразах президента ценности современного активного образования просматриваются. Насколько они станут опорой против шумно летящего назад маятника, жизнь покажет.

3 июл. 2023 г.

Куб потребностей Бабы-Яги

Последнее время часто натыкаюсь на упоминания «теории самодетерминации» – self-determination theory (SDT), авторы которой Ryan и Deci с примыкающими авторами разных ветвей ее развития.

На первом просмотре SDT меня не очень воодушевила. Но по мере роста числа упоминаний со все большим пиететом, в том числе серьезных авторов, решил вернуться и посмотреть повнимательнее. И снова не воодушевился, но теперь решил еще и публично поворчать.

О терминологии

Начну с русскоязычной интерпретации названия. К сожалению, перенос на русскую почву очередного англоязычного творения происходит в уже привычной схеме пропаганды энтузиастами ленивой кальки с чужого языка без учета родного языка. Кальку делают либо фонетически, либо прямым переводом. И при этом не обращают внимания на восприятие слова из культуры русского языка – его привычных корней, устоявшихся смыслов, игнорируя особенности подсознательного восприятия слов людьми русской культуры, находясь под магией английского восприятия текста.

Determination (детерминация)— это определение. Но на английском первична глагольная сущность. Если вникнуть в текст описания SDT, авторы под «самодетерминацией» понимают, чем и как определяется поведение человека. Собственно, сама эта теория декларирует себя как теорию мотивации.

А на русском языке «самоопределение» воспринимается как «кто я, где я, с кем я» — описательно-созерцательная мода. Именно поэтому нельзя перевести SDT как «теория самоопределения». Но «самодетерминация» вообще ни с чем в языке не увязывается— болтается как очередной сорванный с западной клумбы цветок в русской проруби. Зато звучит импортно и умно. А каждому участнику обсуждения с потугами осознанности нужно ярлык в памяти прицепить, что надпись на клетке с этим зверем не «самоопределение», а нечто связанное с «мотивацией», но лидеры переноса задали моду говорить «самодетерминация». Вот и терпите теперь.

О базовых потребностях

Логика этой теории опирается на базовые потребности. Авторы определяют три таковых: компетентность, автономность, связность (competence, autonomy, relatedness). Антиподы «автономность/связность» понятны, логичны и вполне удачны. Но каким образом компетентность оказывается рядоположна автономности и связности? По мне, в той же логике оси (или вилки) гораздо важнее базовая аналогичная по значимости вилка между стремлениями к стабильности и к приключениям. А, вот, потребность в наращивании компетентности возникает, дабы приблизить другое логичное понятие в этой теории – благополучие (well-being).

При замене «компетенции» из SDT на вторую ось «стабильность/изменчивость» получился «крест Риманна-Томанна», как выяснилось позже из комментариев моих коллег под публикацией модели в VK.

Справа моя версия «креста», идентичная по смыслу осей с моделью Риманна-Томанна, но поверх с облаком индивидуальных целей поиска благополучия и наработки компетенций ради него.

Дальнейшие размышления привели к необходимости еще одной важной вилки потребностей, без которой говорить о мотивации невозможно – ось ответственности. Кто-то стремится к субъектной позиции – для него характерна ориентация на внутреннюю ответственность как неотъемлемая плата за свободу выбора. А для большинства, согласно Фромму, характерно «бегство от свободы», – им присуща ориентация на внешнюю ответственность.

И тогда получается 3-мерное пространство потребностей (титульная картинка).

Начало координат указано условно, для наглядности, нет в этих ориентирах больше/меньше, лучше/хуже. Такая модель потребностей радикально меняет всю логику анализа.

Самая интересная схема в SDT, на мой вкус, – о типологии/регуляции (cхема из статьи 2000-го года).

Крайние позиции на этой схеме, по-моему, вырождены и имеют смысл только для отражения целостной логики модели:

  • левая слишком роботизирована для жизни,
  • правая слишком инфантильна (капризный ребенок).

Осмысленными с практической точки зрения являются, на мой взгляд, только средние 4 (пронумерованы мною поверх схемы).

Вместо моей «ответственности» на схеме просматривается «Perceived Locus of Causality» (Локус причинности). Может, это для них то же самое? Но терминологически лучше «ответственность».

Еще один терминологический дискурс – про внутреннюю и внешнюю мотивацию. В логике теории деятельности А.Н.Леонтьева мотивация не может быть внешней. Внешними являются условия для деятельности, выбор которой зависит от внутренней мотивации в данных условиях. По смыслу описания в SDT это просматривается, но принята именно эта терминология, что совсем не нравится.

В логике моей модели потребностей пронумерованные 4 варианта «внешней мотивации» могут разложиться примерно так:

Ось динамики здесь не отражена, поскольку не учтена. Если же учесть все три оси, можно примерно так построить типологию:

Для контролируемой модели поведения динамика, вероятно, не важна

В логике активной фазы импортозамещения, защиты российского суверенитета и дня Бабы-Яги, который с 2013 года отмечают в конце июня, обнаружил любопытную особенность: Баба-Яга ворчлива и довольно агрессивна, вплоть до каннибализма, но частенько помогает героям сказок. Кому?

Герой Бабы-Яги тот, кто по этой 3-мерной схеме имеет редкое сочетание:

  • занимает активную позицию с зашкаливающей внутренней ответственностью,
  • предельно готов к любым и самым неожиданным приключениям,
  • не ради своих личных интересов, т.е. ориентирован на социальную связность.

12 мая 2023 г.

Цифровая трансформация школы

(по мотивам «Хартии цифрового пути школы»)

Образование и мир

Образование многими рассматривается как интеллектуальный инструмент для конкуренции на рынке труда. Однако рынок труда всегда гонится за изменяющимся миром. Чем быстрее меняется мир, тем сильнее система образования как инструмент соответствия рынку труда отстает от изменений мира. Образование как картина мира, на первый взгляд, не связано с рынком труда, занимается отстраненными от повседневных задач вопросами, но именно целостная картина мира облегчает гонку за изменениями. Полезный трудовой навык наработать легче, чем построить картину, образ мира. Картина мира– лучшая преадаптация к быстрым изменениям.

Школа и мир

Школа – это целостная среда мягкого освоения мира, зеркало его возможностей и процедуры их осознания. Что не освоено в школе в мягком режиме помощи и поддержки, потом приходится осваивать в жестком режиме самостоятельной жизни или оставлять неосвоенным. Школа раскрывает широкие возможности мира, предупреждает риски и предполагает перспективы.

Учитель и мир

Учитель– носитель принятой картины, образа мира в личной профессиональной интерпретации. Главное отличие учителя от других носителей картины мира– способность ею делиться, учитывая особенности восприятия ученика и помогая ему выстроить свою. Картина, образ мира– это известные модели и языки их описания, ролевые позиции и правила их взаимоотношений, ценностные ориентиры отношений и реакций на различные события, образцы проявления телесности, чувств и эмоций на примерах из жизни и культуры.

Содержание образования

Построение картины, образа мира происходит всю жизнь. Образование как построение картины мира происходит через освоение способов познания мира, навыков построения образа мира, нахождения или смены своего места в мире. В быстро меняющемся мире успешнее проявляется активная (субъектная) позиция, способная на основе своей картины мира лучше ориентироваться, быстрее достраивать свою картину мира вслед за изменениями. Кто сам не успевает за изменениями и знает свои способности, в активной позиции умеет встраиваться в команды с быстро реагирующими на изменения лидерами. Узнавание себя и овладение способами осваивать и достраивать свою картину мира и есть содержания образования.

Качество образования

С учетом развития личности и ее картины, образа мира на протяжении всей жизни во всех ее проявлениях, качество образования проявляется в эмоциональном соответствии занимаемым ролевым позициям: соответствии реального желаемому. Чем лучше человек знает себя и чем ближе условия его жизни к его прогнозам, тем выше качество его образования– построенной им картины, образа мира.

Результаты образования

В быстро меняющемся неоднозначном противоречивом конкурентном мире результат образования имеет такие же характеристики. Если рассматривать образование как построение картины мира, то результат образования может быть оценен только косвенно по внешним проявлениям.

Результаты обучения

Обучение отличается от образования конкретностью результатов. Для разных целей нужно разное обучение и оцениваются разные результаты, разной направленности. Для оценки знания моделей и языков их описания уместны тестовые задания с формальными критерями сопоставления разных решений. Для оценки навыков взаимодействия в коллективе уместны социометрические опросы или доказательные портфолио. Личностные характеристики могут считаться для внешней оценки некорректными или оцениваться субъективно, при необходимости. В условиях цифровой среды часть результатов обучения может формироваться по цифровому следу.

Родители и школа

В условиях быстрых изменений не остается шансов на длинные циклы обучения по долго разрабатываемым и долго утверждаемым программам. Необходимы динамичные индивидуально адаптируемые программы, ориентированные на активное образовательное поведение ученика и семьи. Надо помочь родителям осознать необходимость вовлеченности семьи в формирование образовательной траектории ученика, умение и готовность делать выбор, нести за него ответственность.

Цифра и мир

«Цифра»– это сокращение и обобщение понятия «цифровые технологии» во всевозможных проявлениях. Цифровые технологии радикально изменили мир, поскольку резко сократили циклы обновления огромного количества процессов, которые в эпоху бумаги и механики обновлялись годами и десятилетиями. Они внесли изменения в разных качествах на разных уровнях:

  • и как инструмент,
  • и как технология,
  • и как сложная среда экосистемного типа, прежде всего коммуникационная,
  • и как процесс мышления, опираясь на искусственный интеллект, робототехнику и множество других проявлений, влияющих на продуктивные способы мышления.

Именно «цифра» стала причиной ускорения изменений мира, поэтому существенно расширены пространства в картине мира с отражением цифровых проявлений. Без «цифры» современное образование невозможно, чтобы быть адекватным своим задачам.

Цифра и личность

Цифровые технологии радикально изменили делопроизводство. В доцифровую эпоху совместимость данных была крайне низка, поэтому задачи агрегации данных были крайне трудоемки. Для снижения трудоемкости документы строились с избыточностью. «Цифра» сняла проблему совместимости и тиражируемости данных, тем самым уничтожила трудоемкость традиционного документооборота. Это привело при сохранении старой логики делопроизводства к «цифровой прозрачности». Возросли риски приватности, информационного преследования. Взрослые не умеют жить в таком информационно прозрачном мире, не успевают к нему адаптироваться с цифровой скоростью изменений.

Цифра и школа

Цифровое расширение картины мира является новым полем работы школы. Этика и эстетика цифрового мира становятся важным содержанием обучения и образования в современной школе. «Цифра» должна быть широко представлена в школе вопреки страхам тех взрослых, которые сами не готовы к полнокровной жизни в цифровом мире. Только глубокое погружение в цифровой мир при поддержке грамотных учителей может обеспечить полноценное образование и обучение в школе.

Цифра и учитель

Учитывая стремительность изменения цифровых сред и способов взаимодействия, усилия должны направляться на постоянное и оперативное повышение квалификации учителей, вовлечение в цифровые форматы работы не только профильных учителей информатики, а по всем направлениям обучения. Цифровое расширение мира должно быть отражено во всех программах и направлениях обучения.

Цифра и родитель

Все, что мы не понимаем, чем не умеем пользоваться, что несет риски, вызывает страх. Взрослые, в профессиональном внимании которых не находится «цифра», не успевают угнаться за ее динамикой. Поэтому многие испытывают вполне обоснованный страх. Страх вызывает 3 наиболее частые реакции: спрятаться, убежать или напасть. В отношении «цифры» ярко представлены все эти формы. Если исключить инфантильные реакции, взрослый в состоянии понять, что «цифра» с нами навсегда, все закономерности, включая быстрые изменения, неизбежны. Самая продуктивная реакция– использовать возможности удерживать изменения под контролем. Ограждение ребенка от рисков поставит его в ущербное положение в ближайшем будущем. Школа– шанс помочь ученику быть в потоке изменений и быть готовым к его поворотам. Чтобы лучше оценивать риски и адекватно помочь, если неприятность все же случится с ребенком, надо самим взрослым стараться не отставать от изменений. В идеале, школа может держать в цифровом тонусе не только учеников, но и их родителей.

Цифровая образовательная среда (ЦОС)

Мы живем в цифровой среде. Она решает не только образовательные задачи. Цифровая образовательная среда ориентирована на решение образовательных задач. Она складывается из самых разных элементов, в том числе образовательных платформ– как общедоступных, внешних (государственных и коммерческих), так и локальных (изолированных в локальной сети организации и корпоративных с ограниченным доступом). Личная ЦОС складывается из тех цифровых систем, с которыми лично взаимодействует ученик в целях образования.

Государственная ЦОС

В условиях цифровой среды и постановки задач образования в течение всей жизни прежняя структура системы образования в виде жестких уровней и этапов растворяется. Циклы обновления диктуют необходимость более коротких фрагментов обучения, которые в совокупности формируют индивидуальную компетентность. В этих условиях нужны новые условия персональной образовательной логистики, превращения всей инфраструктуры образования в единый распределенный по всей стране образовательный институт с гибкими правилами и процедурами набора индивидуальной компетентности с возможностью удобной и оперативной адаптации на рынке труда.


Базовый пост «Сборка по ЦОС» от 13.5.2017, где подборка ссылок по этой теме

4 февр. 2023 г.

Концепт реконструкции 273-ФЗ

  • 18-минутный преддоклад с общими идеями в виде видеоролика и аудио-конкаста
  • Информативный 22-минутный видеофрагмент из 2-часового zoom-обсуждения с лидером ассоциации семейных школ
  • Текст сборки по итогам обсуждения (статья-ВК)
  • 13-минутный стендовый доклад на конференции в Шанинке «Функциональная реструктуризация в системе образования» 25.01.2021 как видео или аудио-конкаст

Пояснения в внешнему виду:

  • Обычный вид текста – авторский текст или перефраз существующей нормы.
  • Желтый фон – цитирование нормы закона (в скобках в конце цитаты отсылка на главу/статью/пункт; при отсутствии – из той же статьи).
  • В названиях глав и статей формулировка может быть скорректирована автором – в скобках отсылка на номер существующей в законе.
  • Статьи без раскрытия – детально не разбирались, избегая слишком большой детализации, т.к. не сочтены важными для изменений (с точностью до новых терминов), оставлены для сохранения общей структуры и соотнесения с существующим законом.
  • В конец вынесены те, которые предлагается исключить в отдельный реестр с исключениями и уточнениями.
  • Главы про управление и финансирование не разбирались: при уточнении измененных подходов должны быть расмотрены более внимательно.

Текст концепта (формат Word) размещен на GoogleDisk.