- Цифровая школа– это институт. Не конкретная школа №2, №45, №57, хотя любая из них или все они могут быть в ее составе.
- Цифровая школа– это среда для индивидуальной образовательной деятельности, в смысле возможности выбора индивидуальных образовательных курсов, программ, в смысле построения на базе индивидуальных выборов образовательной траектории «под себя».
- Цифровая школа– это среда без границ, как в смысле отсутствия границ для выбора учебного курса, так и в смысле отсутствия любых барьеров для поступления, кроме содержательного (ученик должен быть готов к изучению в соответствии с критериями курса).
- Цифровая школа– это цифровой контакт, как в смысле необязательности очного присутствия, так и в смысле подтверждения образовательного ценза без бумаги. Выбор способа контакта за учителем и учеником– среда готова поддержать любой вариант. Технологические ограничения для обеспечения процедур контроля достоверности неизбежны, но временны и вторичны относительно принципа.
- Цифровая школа– это цифровой контент, в смысле способа представления материала. Это не исключает работы с неоцифрованным материалом, когда это удобнее и обоснованнее с точки зрения процесса. Но всегда, когда это оправдано и удобно, должен быть в доступе цифровой вариант.
- Цифровая школа– это цифровой инструментарий, в смысле способа работы с контентом, с документацией.
- Цифровая школа– это цифровая образовательная среда как гибкое многообразие открыто взаимодействующих конкурентных инструментов и ресурсов, свобода выбора любой комбинации из которых доступна любым пользователям. (см. подробнее «Сборка по ЦОС»)
- Цифровая школа– это удобная среда навигации по широкому разнообразию ресурсов, адаптирующаяся к каждому пользователю в соответствии с его особенностями и предпочтениями.
- Цифровая школа– это открытый сервис, в смысле возможности получения из него информации для создания своей собственной цифровой оболочки для любых полезных целей и, наоборот, для внесения в нее информации (при условии верификации). Например, официальное подтверждение образовательного ценза, формирование личного органайзера или портфолио на личный вкус, формирования резюме для поиска работы и др.
- Цифровая школа– это цифровая бюрократия, в смысле отсутствия ручной работы там, где есть малейший шанс автоматизации, и избегание ручной бюрократии там, где ее можно избежать. Цифровая среда должна органично содержать в себе инструменты агрегации процессов и результатов как измерители отчетных показателей своей работы. Процессы в среде должны изначально учитывать задачи мониторинга как элементы цифровой бюрократии.
Вариант KPI цифровой образовательной среды в логике обеспечения принципов построения ЦОС (из статьи «Цифровые фантазии бюрократов»):
Принцип ЦОС | Описание | Измеряемый параметр |
---|---|---|
Полезность | Любая информационная система в составе ЦОС должна создавать новые возможности для пользователей и/или снижать их трудозатраты. | Количество/доля организаций, не затративших ручного труда на формирование отчетности |
Достаточность | Состав и функциональность ЦОС должны отвечать целям, для которых она создавалась, избегая избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение, а также отвечать полномочиям и возможностям пользователей. | Объём/доля трафика разных информационных систем в рамках ЦОС |
Открытость | ЦОС должна обеспечивать свободу обмена данными и расширения новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы. | Количество/доля цифровых образовательных сред с открыто опубликованными протоколами обмена данными, регламентами подключения сторонних систем |
Доступность | Все информационные системы и данные в составе ЦОС должны быть доступны пользователю, как правило посредством Интернет, и не могут быть ограничены, кроме соблюдения лицензионных условий и согласованной приватности данных. | Количество пользователей системы/ доля внешних пользователей по отношению к базовой организации |
Единство | Работа всех информационных систем должна быть согласована в единой образовательной и технологической логике, позволяющей решать в разных частях ЦОС разные специализированные задачи на основе опубликованных протоколов. | Количество/доля информационных систем, участвующих в автоматическом сборе отчетных данных |
Конкурентность | Любые части ЦОС, кроме регламентируемых правительством страны государственных информационных систем, не могут быть ограничены для полной или частичной замены конкурирующими технологиями. | Количество/доля разных информационных систем одного типа |
Ответственность | Право и возможность формирования ЦОС из различных технологий, в том числе согласование задач по обмену данными со смежными информационными системами, предоставляются тому, на кого возлагается обязанность решать соответствующие задачи. | Количество/доля цифровых образовательных сред, построенных на альтернативных продуктах по отношению к централизованным информационным системам |
Измеримость | Мониторинг происходящих в ЦОС событий формируется самой логикой цифровых процессов, исключая необходимость специальных дополнительных акций по контролю. | Количество измеряемых параметров/количество агрегированных параметров |
Программа мероприятий по формированию Цифровой школы в этой логике:
- Нормативное описание Цифровой школы как института на основе принципов ЦОС, которые ограничат диктат современных региональных решений в этом сегменте в пользу гибких открытых конкурентных подходов.
- Кардинальный пересмотр параметров отчетности под углом зрения минимализма ручного труда (тоже нормативная база)
- Формирование инфраструктуры ЦОС как архитектуры цифрового остова на основе множества узкоспециализированных взаимосвязанных государственных информационных систем (описано в моем тексте требований для иного варианта построения системы Контингент), разгружающих школу от ряда задач учета (в частности по защите персональных данных), и инструментов подключения к ним множества иных образовательных информационных систем.
- Формирование и поддержание в актуальном состоянии протоколов обмена данными (комиссии из состава разработчиков+платформы для отладки) как утвержденных стандартов
- Интегратор сетевых ресурсов (аналогично или совместно с проектом СЦОС)
- Распределенное финансирование цифровых инструментов и контента через школы и учеников (типа ваучеров)
- Экспертные оценки как инструмент косвенного влияния на выбор пользователей.
Обновление списка мероприятий (на 16.4.2022).
Апрельские тезисы (БабаЯга-22). Многое перекликается, но, к сожалению, считать что-либо выполненным нельзя в полной мере. Акценты сместились по факту развития цифровых инструментов и практики их применения.
PS.
- 30.7.2018: Учебный контент как яд
- 19.7.2018: Цифровая школа как гибкая логистика знаний
- 5.4.2018: Риски и перспективы «Цифровой школы»
- Статья в УГ
- YouTube-ролик доклада на конференции в Сколково (14 мин. + 6 мин. ответы на вопросы)
- 13.5.2017: Сборка по ЦОС