29 февр. 2016 г.

Проблемы AirPlay

Очень удобная возможность при работе с устройствами Apple– выводить изображение на экран, не мучаясь при этом с проводным подключением. Встроенная во все системы технология AirPlay позволяет вывести его через AppleTV или вспомогательные приложения, установленные на компьютере, на внешний экран. Для этого достаточно щелкнуть на иконку со стрелочкой.

Беда в том, что иногда ее нет– не видит устройство в окружающем пространстве сервиса AirPlay. Что делать?

  • Самая частая причина в том, что устройство докладчика и AppleTV подключены к разным WiFi-сетям. Поэтому первое– нужно проверить, к каким сетям каждая сторона подключена.

  • Вторая по частоте менее явная беда– слабая пропускная способность WiFi-сети. Простые дешевые точки доступа больше 3-5 пользователей держать не могут. По этой же причине, если удается подключиться, изображение может двигаться с задержками. Но тогда проблема более очевидна.

  • Третья неприятность из понятных– точка доступа не все протоколы или порты поддерживает. На картинке изображена таблица со стандартными портами и протоколами, которые используются в AirPlay. Это актуально для неApple-точек доступа. Я сталкивался с этим у Cisco.

К сожалению, бывают и непонятные проблемы, для решения которых, по образному выражению сисадминов, нужны «бубны»: включать-выключать подключения к сети всех узлов, перезагружать их... Одно из возможных объяснений, если они читателя порадуют,– наложение помех от других радиосигналов. Можете почитать рекомендации Apple.

Если ничего не помогает, можете попробовать попить чайку– мне вчера, вместо «курения мануалов», на которые я дал ссылку, вполне помогло бы не хуже: само схватилось, но чуть погодя.

26 февр. 2016 г.

Услуга или насилие?

Многочисленные дискуссии часто сталкиваются в ценностном противостоянии об образовании как услуге. Вторым планом услуга представляется:

  • у одной стороны– учеником как потребителем услуги в контексте «что изволите»,
  • у другой– помощью в реализации образовательной потребности ученика.

В качестве альтернативы услуге называют разные варианты, но наиболее точным мне показалось определение Дмитрия Куликова на круглом столе (58-я минута), что образование– это насилие (не в контексте ремня, а в контексте принуждения). И цель этого насилия– воспроизводство всего социально ценного нашей страны.

В представление о насилии прекрасно вписывается частое утверждение, что обучение– это труд, а не развлечение, что нужно привыкать к трудностям, чтобы потом в жизни не было неожиданностей. Противопоставляя сторонникам разнообразия и выбора жизненные реалии, противники образования как услуги пугают неспособностью учеников к осознанному выбору и отказами от усилий по обучению без насилия.

Если опираться на деятельностную модель А.Н.Леонтьева, следует принять, что дискуссия носит не понятийный, а сущностный, ценностный характер:

  • если обучение проходит в режиме насилия, необходимости следовать внешней программе, в учениках формируется модель ведомого поведения, ибо любая иная входит в конфликт с образовательной средой;
  • если обучение проходит в режиме услуги (выбора), формируется модель осознанного ответственного поведения, ибо любая иная приводит к ситуациям проигрыша.

Если в той же логике рассмотреть издержки:

  • в режиме насилия

    • конфликтные ученики (сильные субъекты) находятся в стрессе от ограничений, поэтому ломаются или научаются противостоять негативным обстоятельствам;
    • лояльные ученики получают максимальную поддержку;
    • наиболее массовая часть научается лояльности и навыкам уклонения от насилия (нарушениям правил без последствий);
  • в режиме услуги (выбора)

    • активные ученики имеют возможность максимально реализовать свои интересы, в том числе, вне школы;
    • пассивные ученики находятся в стрессе от необходимости принимать самостоятельные решения и научаются , в том числе, использовать более активных в качестве своих ведущих;
    • наиболее массовая часть как-то распределяется между этими полюсами.

Полезно оценить, какие образовательные потребности формируются при обоих вариантах:

  • в режиме насилияизбежать избыточных усилий, но сдать экзамен;
  • в режиме услуги (выбора)что бы выбрать и ничего интересного не упустить.

Взрослые люди будут отстаивать в образовании те ценности, которые понятны и комфортны им. Представление об образовании как культуре именно здесь проявляется наиболее явно– каждый постарается провести в жизнь свои представления о культуре:

  • кто учился под нажимом и без него старательно увиливал от занятий, иного образования не поймет
  • кто в обучении видел возможности развития, примет выбор в образовании как норму

Тут и цели образования выглядят более рельефно:

  • Нам нужны капризные в выборе собственного пути фантазеры
    или лояльные исполнители?


  • Нам нужны готовые к ответственности за свой выбор и требующие того же от других
    или воспринимающие ответственность как наказание и относящиеся к чужой ответственности в логике «повезло/не_повезло»?


  • Нам нужно воспитание как осознанная модель поведения
    или как продукт пропаганды правильного поведения, которое можно втихую нарушить?

16 февр. 2016 г.

Тезаурус смыслов образования

В общем случае, слово «образование» рассматривается в одном из 2-х смыслов:
  • как процесс формирования чего-то нового
  • как результат этого процесса (новообразование)

Многообразие смыслов слова «образование» в культурном контексте сгруппировано в той же логике и расширено сферой деятельности:

  1. Образование как процесс– адаптация индивидуума к современному социуму, основанному на сложных интеллектуальных моделях, эмоциональных проявлениях, коммуникационных формах:
    • Образование как творение
      • формирование образа Бога в человеке
      • формирование картины мира (разночтения: в бытовом смысле, существующем у любого, или в философском, как онтологии, доступной далеко не всем)
      (остается разночтение: субъектно или объектно?).
    • Субъектный подход: Образование как модель мышления– способ познания мира, формирование представления о мироздании на основании личной познавательной активности.
      • как ценность– осознанная потребность к познанию мира, к формированию нового знания, к открытию новых форм, к интеллектуальной деятельности.
      • как цель– стремление приобрести компетенции для самореализации в обществе по содержательным и/или формальным основаниям.
      • как способность творить собственный мир и участвовать в сотворении мира вокруг (Владимир Никитин).
      • как развивающий досуг, игра– освоение новых отношений, форм деятельности без рисков реального ущерба традиционным жизненным обязательствам (риски обусловлены не объективными потребностями, а собственным желанием участвовать в игре).
      • как согласование картин мира между субъектами
    • Объектный подход: Образование как обучение и воспитание– целенаправленная внешняя деятельность по передаче знаний и навыков, трансляция культурных норм в виде декларируемых компетенций, в том числе норм поведения. Может рассматриваться, в том числе:
      • как прогрессивизм– зона прорыва в будущее.
      • как прагматизм– инструмент решения текущих общественных задач.
      • как консервация– процесс накопления и трансляции коллективной / социальной памяти, способ удержания общественных норм и образцов.
      • как насилие– воспроизводство всего социально ценного страны.
      • как подавление свободы–«Образование должно быть направлено на уничтожение свободной воли, так, чтобы после него ученики были не в состоянии на протяжении всей своей жизни мыслить или действовать иначе, чем хотелось бы их школьным учителям», Johann Gottlieb Fichte (1762-1814)
      • как война– экспансия своих культурных образцов на культуру других стран и/или защита своих культурных норм от вытесняющих заимствований.

  2. Образование как результат– совокупность компетентностей субъекта.
    • как ценз– документально подтвержденная компетентность субъекта на соответствие нормативным компетенциям.
    • как статус– компетентность субъекта, придающая значимость его/ее аргументам и ролевой функции в группе.
    • как образованность– субъективная оценка компетентности лица относительно обсуждаемой темы или группы лиц.

  3. Образование как сфера социальной жизни– «система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию)» (©А.Н.Леонтьев).
    • как сфера деятельности– совокупность объектов, субъектов и решаемых ими задач, связанных с обучением.
    • как система– структурированное представление образования как сферы деятельности с учетом взаимосвязей в контексте управления ею.
    • как общественное благо– декларированная в законах система государственной поддержки образования как системы.
    • как рынок– сфера образования в качестве потребителя товаров и услуг.
    • как трудовая функция– способ профессионального участия в образовании как процессе:
      • как служба– профессиональная деятельность, связанная с образованием как сферой деятельности в соответствии с должностными обязанностями.
      • как служение или миссионерство– личностная установка на распространение образования как культуры.
      • как услуга– обучение декларируемым компетенциям (образовательный продукт).

6 февр. 2016 г.

Единство формы и содержания

Реализация давних дискуссий о форменной одежде для учителей в одной из школ подтолкнула к оценке под углом зрения единства формы и содержания.

Унифицированная форма органична для унифицированного содержания.

Практически все, носящие форму, являются носителями весьма формальных инструкций: военные, милиция, врачи, стюардессы, официанты, эстрадные коллективы. Это не мешает им иметь индивидуальность, но в мир они несут унифицированный смысл своих должностных инструкций.

Если учитель тоже несёт в мир себя под углом зрения унифицированных программ, учебников, форм работы, наличие форменной одежды усилит этот акцент и для него самого, и для окружающего мира.

Если образовательный процесс в школе делает акцент на разнообразии, самоопределении, выборе и взаимодействии в разных формах, имеет смысл поддержать это разнообразием одежды. Это не отменяет общих принципов, dress code, но и он зависит от широты разнообразия и уровня культуры его носителей.

Аналогично для учеников.

Если школа призвана готовить примерно одинаково всех учеников, школьная форма будет способствовать унификации процесса, отношений и поведения участников.

Если говорить об индивидуальных образовательных траекториях, построение которых совсем нетривиальная задача, школьная форма была бы дополнительной помехой.

Рассуждения об облегчении задачи родителям, на мой взгляд, вторичны. Актуальнее проблема отличать молодых учителей, если ученики без формы :)

PS. ФБ-провокация директора московской школы 415 Матвея Говорущенко удалась (ФБ-ссылка).