«Дивлюсь я на небо та думку гадаю»:
– Нравится мне, как прошло обсуждение проекта закона «Об образовании в РФ»?– Нет, хотя во всех этапах участие принимал. Почти впустую – только грамоту МОН заработал «За активное участие».
– Нравится мне протестное движение по блокированию проекта закона?
– Нет, т.к. не вижу прока в нем, кроме самого движения как демонстрации его наличия.
Чего я сам бы хотел, предпочел?
- Любой исход не страшен, т.к. часть проблем уже внесена и в действующий закон, и в проект, а часть проблем не вошла ни туда, ни туда (в частности, волновавшие меня нестыковки с 152-ФЗ).
- Ничего принципиально нового, что стратегически повлияло бы на развитие ситуации, в проект не внесено. Главный конфликт – несоответствие существующей системы образования новым общественным потребностям – остался примерно в той же комбинации. Отличия тактического характера не меняют ни систему, ни общество, ни их взаимоотношение. Потребность выработки реальной стратегии, а не локальных процедурных изменений, как была, так и остается актуальной и даже заметно усугубилась в связи с агрессивной реакцией общества – эмоциональная обстановка не располагает к конструктивному поиску выхода.
- Цель «собрать все нормативные акты образовательной сферы в один закон» оказалась нереализуема, зато размер закона стал необозримым. В этой ситуации выбор «один огромный закон или несколько тематических» становится тоже неочевиден. Пожалуй, несколько тематических могут оказаться удобнее.
Так, и вывод?
Пожалуй, я ближе к тому, чтобы проект приняли. Хотелось бы, конечно, чтобы учли ряд важных замечаний кабинетных спецов и активных протестантов (есть и разумные предложения в потоке неконструктивных эмоций). Но сам факт движения в нормативной базе, провоцирующего на изменения в реальной жизни и ответную реакцию на них, более продуктивен, чем возврат в исходное состояние.
Все равно, ситуация в целом практически неуправляемая: реальные школы живут не по документам, а «как скажут», максимально саботируя на гране фола указания сверху, но теряя при этом сильных сотрудников, неспособных играть роль барана в стаде. И это самый сильный тормоз всего. Пока школа не станет самостоятельной реально, ничего не изменится. А этому противится вся система, включая школы. Остальные проблемы на фоне этого – семечки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий