21 авг. 2010 г.

Когнитивная гипотеза «чайника»

С интересом прочитал 2-томник Бориса Величковского «Когнитивная наука: Основы психологии познания». Он содержит богатый и всесторонний обзор различных подходов, моделей, экспериментов и анализа проблем по трактовке экспериментов, частой нестыковке их результатов. В эпилоге автор констатирует наступление очередного кризиса в объяснительной базе когнитивной науки.

При чтении не мог отделаться от гипотезы, которая, как мне кажется, могла бы примирить разные изложенные в книге модели и объяснить ряд обсуждавшихся проблем. Больше всего нестыковок происходит при попытке объяснить модели памяти и восприятия информации. Поскольку не могу считаться спецом, решил, что оптимальной «норкой» для такой дилетантской гипотезы может быть собственный сайт.

Как человек, работающий с информацией, я понимаю, что «помнить» можно только коды. Восприятие должно каким-то образом оцифровать поступающую аналоговую информацию. Опыты доказали, что воспринимается та информация, которая попадает в поле деятельности. Кое что может оказаться в памяти и вне основной деятельности, но доля этой информации заметно меньше.

Суть гипотезы: для восприятия генерируются нервные возбуждения в мозгу, имитируя возбуждения, возникающие от рецепторов при «наблюдении» реальных событий («наблюдение» в общем смысле — не только визуально).

При этом имитация может ограничиваться не полным совпадением, а только той его частью, которая актуальна для осуществляемой деятельности. Если при этом в поле возбуждения попадает больше совпадающих элементов, то и запомнится может больше информации. В результате нужно запомнить не широкий спектр «увиденного», а только последовательность «кнопочек», на которые нужно «нажать», чтобы повторить важную часть «увиденного». Восприятие состоит в сопоставлении имитированного возбуждения с существующими в памяти, за которым может последовать запоминание новой «кнопочки» или корректировки старой.

Этот простой подход позволяет дать объяснение многим нестыковкам в разных моделях и наблюдаемым эффектам. Становится понятно, почему работают голосовые связки при чтении. Думаю, они работают и при слушании. Особенно явно это должно бы наблюдаться в случае плохо разборчивой речи. А эффект забывания детских воспоминаний может быть связан с тем, что с возрастом изменяется физиология генерации возбуждений. Попытка вызвать их из памяти приводит к эффекту типа «искомая страница не найдена». Возможно, восстановление ряда функций при электрической стимуляции мозга, проводимых Н.П.Бехтеревой, связаны с тем, что при этом формировались новые образы возбуждений на функционирующей части мозга с новыми «кнопочками».

Сочетание такого подхода с гипотезой Бехтеревой, что мозг — антенна, позволяет предположить модель «чтения мыслей».

Продумывая что-то, мы «давим на кнопочки», стимулируя возбуждения. Другой мозг принимает их и пытается подобрать к принятому сигналу свои «кнопочки». Учитывая высокую индивидуальность возбуждений, трудно ожидать хорошего «чтения мыслей». Чем ближе окажутся формы возбуждения, тем точнее будет «принятая» мысль. Этим может объясняться более высокая восприимчивость близких родственников. При плохом согласовании возбуждений можно распознать только сильные и относительно инвариантные образцы возбуждения. Например, сильные эмоции. В частности, эта модель может объяснить случаи из моей жизни, когда знакомая собака, мимо которой я проходил много раз, пару раз весьма агрессивно облаяла меня именно тогда, когда я мысленно репетировал жесткую полемику по работе.

Меня давно занимает мысль, что удовольствие «узнавания» носит гораздо более глубинный смысл, чем просто некий социально-психологический акт взаимодействия. Этот механизм может являться парным для индикации правильного подбора сохраненного в памяти возбуждения. Возможно, бесконечные повторения, требуемые детьми, преследуют задачу наработки образов и получения удовольствия от их узнавания.

Критериями достижения наиболее вероятного ответа или ненахождения его являются чувства удовлетворения от узнавания, огорчения от неузнавания, удовлетворения от удивления при несовпадении поиска и достоверного решения (новые коэффициенты нейронной сети). Предпосылкой для такого обобщения являются результаты О.К.Тихомирова («Психология мышления»).

Если моя гипотеза верна, многие эксперименты по изучению памяти и восприятия измеряли побочные эффекты личностного свойства, т.к. подопытных не слишком волновала информация, которую им предлагали для восприятия и запоминания.


Мысли на ту же тему

Язык — это дополнительное средство каталогизации, инструмент индексации огромного потока информации. Он позволяет быстрее вычленять необходимые блоки «кнопочек» из памяти. Видимо, они тоже имеют некий обобщенный образ, исключительно индивидуальный для каждого. Информация о том, что аудиоинформация воспринимается человеком быстрее визуальной — дополнительное подтверждение этой мысли (для ускорения узнавания стоит использовать самый быстрый канал).

Язык — это моделирование «базы данных» на уровне мозга: вместо образцов восприятия ссылка на группу однотипных образцов. Без развитого языка, видимо, трудно ожидать умения моделировать искусственными средствами (карты, схемы, чертежи).

Специфичность левого и правого полушария определяется, видимо, делением задач на процедурные и нечеткие. Отсутствие у человека инстинктов (по П.Я.Гальперину «Лекции по психологии») навело на очевидную аналогию с компьютерами.

Описание инстинктивного поведения земляной осы у Гальперина откровенно напоминает на «зашитые» в память подпрограммы (компьютерное ПЗУ). Из описания следует, что, если «подпрограммы» уже отработали, возвращения к ним не происходит. Даже если результат их действия в результате вмешательства внешних сил оказался испорчен.

Отсутствие «ПЗУ» должно компенсироваться у человека «ОЗУ», т.е. он должен необходимые для деятельности подпрограммы «загружать» в память. По мере развития уровень сложности и вложенности этих подпрограмм растет (научение по Гальперину), а обратная расшифровка этих подпрограмм вызывает затруднение.

Собственно, видимо, левое полушарие постепенно заполняется подпрограммами. Часть подпрограмм — описанные ранее «кнопочки».

Правое полушарие занимается вероятностными оценками нечетких задач на основании процессов типа нейросети: распознаванием образов, обнаружением подходящих образцов в памяти.

21.08.2010

7 июн. 2010 г.

Правка 273-ФЗ

 (добавления показаны курсивом)

  1. Правка тезауруса (глава 1)

    Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия и термины:

    • автономия образовательной организации - самостоятельность образовательной организации в принятии решений и осуществлении деятельности в пределах, установленных настоящим Федеральным законом и утвержденным в установленном порядке уставом;
    • академические свободы - свободы возможности выбора, предоставляемые педагогическим работникам при осуществлении научно-педагогической деятельности, а также обучающимся при получении образования в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность;

    • аттестация обучающихся (выпускников) - процедура оценки педагогическим работником или специально созданной комиссией степени освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), образовательной программы;

    • воспитание - систематический процесс формирования и развития личности, подготовки обучающегося к участию в жизни общества в соответствии с общечеловеческими социокультурными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами система мер, стимулирующих формирование и укрепление одних норм поведения и подавление других;

    • дистанционное образование - образовательный процесс, осуществляемый при размещении субъекта образования и педагога в разных помещениях, удаленных друг от друга;

    • документ об образовании и (или) квалификации - документ установленной формы, выдаваемый в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, и подтверждающий достижение лицом установленных государством уровней образования (образовательных цензов) и (или) квалификации;

    • домашнее образование - образование несовершеннолетних, в котором инициатива в выборе образовательной траектории принадлежит родителям или законным представителям субъекта образования;

    • зачетная единица (кредит) - унифицированная единица измерения объема трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по основным профессиональным программам;

    • качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (федеральным государственным требованиям) и (или) заявленным потребностям заказчика образовательных услуг;

    • квалификация - характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций;

    • компетенция - согласованная совокупность полномочий и требований, необходимых для квалифицированного и ответственного выполнения необходимых обязанностей;

    • компетентность - оценка соответствия личных качеств субъекта заявленной компетенции;

    • направленность (профиль) образования - целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося;

    • образование - общественное и частное благо, под которым в системе образования понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и

      • как процесс - целенаправленная деятельность по освоению компетенций определенных объема и сложности;
      • как статус (ценз) - подтвержденный документом образовательной организации уровень компетенций;
      • как оценка (образованность) - интегральная оценка компетентности лица в отношении обсуждаемого круга компетенций;
      • как сфера деятельности - оказание образовательных услуг, направленных на создание условий для эффективного и качественного образования граждан в важных для общества направлениях, полноценного и своевременного обеспечения кадрами рынка труда, динамичного развития промышленности, науки, культуры, формирования у населения активной гражданской позиции на основе гуманистических ценностей, навыков здорового образа жизни;
    • образование в домашних условиях - образовательный процесс, который проводится в домашних условиях субъекта образования;

    • образовательная деятельность - профессиональная деятельность в сфере образования целенаправленные последовательные действия, осуществляемые управомоченным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) с целью реализации образовательных программ, программ профессиональной подготовки, а также предоставлению дополнительных образовательных услуг;

    • образовательная единица - логически завершенный объем знаний, умений, навыков;

    • образовательная программа - локальный нормативный акт, детализирующий содержание, условия и ожидаемые результаты образовательного процесса;

    • образовательный модуль - тематический блок в рамках образовательной программы, обеспечивающий приобретение определенных компетенций, которые могут быть достоверно проверены;

    • образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами - образовательные стандарты и требования по образовательным программам высшего образования, самостоятельно устанавливаемые университетами, определенными нормативный акт, содержащий необходимый минимум требований к условиям организации и результатам образовательной деятельности; принимается федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, организациями, ведущими образовательную деятельность;

    • образовательные услуги - услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ, программ профессиональной подготовки или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью, другие услуги, связанные с обучением;

    • образовательный процесс - целенаправленный педагогически обоснованный процесс оказания помощи субъекту образования обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности посредством реализации образовательных программ , реализующим образовательную программу;

    • образовательная траектория - последовательность изучения образовательных единиц;

    • образовательный ценз - уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом об образовании и является условием получения образования следующего уровня или ведения профессиональной деятельности;

    • обучающийся - лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и осваивающее образовательную программу;

    • обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее особенности физического и (или) психического развития, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий;

    • обучение - целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитию способностей форма ведения образовательного процесса, в котором инициатива в выборе образовательной траектории принадлежит субъекту образовательной деятельности;

    • общедоступность образования - ключевой принцип закона о равенстве прав на возможность полученияе образования без каких-либо юридических ограничений (за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом);

    • общее образование – вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

    • общероссийский классификатор специальностей по образованию - технический нормативный правовой акт, который определяет коды и наименования укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, по которым реализуются основные профессиональные образовательные программы;

    • организации, осуществляющие образовательную деятельность - юридические лица, которым настоящим Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии (образовательные организации, организации, осуществляющие обучение);

    • педагогическая деятельность - ведение образовательного процесса, разработка образовательных программ, координация работ по ведению образовательного процесса и разработке образовательных программ;

    • персональные данные - хранимая в образовательной организации информация о физическом лице, в отношении которой должны быть обеспечены меры по защите, предусмотренные федеральным законом №152-ФЗ "О персональных данных";

    • платные образовательные услуги - образовательные услуги, оказываемые на возмездной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц;

    • практика - вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

    • примерная образовательная программа - учебно-методическая документация, определяющая содержание образования, структурированное по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы;

    • профессиональная ориентация - деятельность по предоставлению информации и консультационной помощи, направленная на содействие свободному и осознанному выбору обучающимся профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;

    • профессиональная подготовка (обучение) - целенаправленный процесс обучения, направленный на освоение лицами умений и навыков, компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций в сфере технического и обслуживающего труда;

    • профессиональное образование - вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности;

    • профильное обучение - форма организации образовательного процесса, основанная на дифференциации и индивидуализации содержания основной общеобразовательной программы с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся;

    • самообразование - образование, в котором инициатива в выборе образовательной траектории принадлежит субъекту образования;

    • субъект образования - физическое лицо, заинтересованное в образовании;

    • субъект образовательной деятельности - физическое или юридическое лицо, оказывающее образовательные услуги;

    • средства обучения - приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы;

    • трудоёмкость - количественная характеристика учебной нагрузки обучающегося, основанная на расчете времени, затрачиваемого им на выполнение всех видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной программы, включая организованную самостоятельную работу;

    • уровень образования - формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом;

    • учебное издание - издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на обучающихся определенного возраста и образовательную программу соответствующего уровня и (или) направленности;

    • учебный план - документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

    • учебный процесс - процесс обучения;

    • федеральный государственный образовательный стандарт - технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня. Иные термины определяются в отдельных статьях настоящего Федерального закона;

    • электронное обучение (e-Learning) - процесс обучения с использованием электронных средств, компьютерных сетей, информационных технологий, позволяющих интенсифицировать и индивидуализировать образовательный процесс за счет интерактивных (диалоговых) возможностей .

  2. Комментарии к тексту (гл. 5 ст.50,53 // гл. 8 ст. 76 // гл. 10 ст. 96)

    Время жизни закона с таким качеством невелико, а сформулировать пути решения стратегических задач образования общество пока не готово. 

    С другой стороны, за почти 20 лет в образовании возникли новые реалии, в частности, дистанционное образование, электронное обучение, обработка персональных данных. Их неурегулированность очень мешает. В связи с этим, было бы логично сейчас сконцентрироваться на быстром и аккуратном решении заявленных объединительных задач и внесения назревших проблем просто и технологически:

    • собрать воедино существующие нормы
    • учесть в нем новые реалии

    Такой подход позволит не затягивать сроки введения в действие назревших изменений в законодательстве и приступить к созданию стратегического нового варианта закона. Таким образом, все мои предложения по внесению изменений в данный проект вторичны по отношению к вышесказанному. Самым важным моим предложением по изменениям в проект закона являются тезисы об учете проблем с обработкой персональных данных.

    Главное замечание - данный проект демонстрирует неготовность к стратегическому изменению системы образования, несмотря на значительные нововведения. И нововведения, и проект нового закона носят процедурный, а не стратегический характер. Проект не создает новых осознанных целей и перспектив, задела для стратегического развития системы в целом. Это означает, что корни проблем еще не осознаны и анализ их решения с формулированием целей впереди. К сожалению, хотя проект пытается конституировать некоторые произошедшие изменения, собирать воедино разрозненные нормы, но делает это неаккуратно: учтены не все изменения и не очень удачно, неаккуратно собраны уже имеющиеся в законодательстве нормы. Таким образом, продекларированная цель объединения всех образовательных норм в один закон не решена.

    Самые ценные нововведения - заметное повышение самостоятельности и независимости образовательных учреждений (в новой терминологии -"организаций, ведущих образовательную деятельность"). Для логического закрепления этой тенденции считаю важным явно защитить их от вала требуемых отчетов (см. предложение к ст.76).

    Самое важное упущение - недоработка проблемы соблюдения закона 152-ФЗ "О персональных данных". Крайне важно явно отразить в новом федеральном законе специфику работы с персональными данными в образовательных организациях, что позволит в логике 152-ФЗ руководствоваться ими, а не сложными и непрофильными для образования инструкциями ФСТЭК. Свои предложения я разместил здесь же в смежном документе. Попутно, в развитие той же проблемы, необходимо оказать влияние на налоговые и другие органы, получающие отчеты от бухгалтерий и необоснованно требующие указывать в них персональные данные - это напрямую не связано с образованием, но приводить бухгалтерские системы к требованиям 152-ФЗ образовательным организациям тоже нужно.

    Самая грустная недоработка - остается неурегулированной проблема отношений с несовершеннолетними, у которых отсутствует мотивация к обучению и которые препятствуют нормальному ходу образовательного процесса. Декларация обязанности соблюдать права окружающих не предусматривает реальных инструментов ответственности за ее несоблюдение. Явно присутствует запрет на серьезные меры воздействия для злостных нарушителей до 14-15 лет (ст. 45 я бы переименовал в "Защита обучающихся от ответственности"). Точно так же, остается голой декларацией ответственность родителей за получение ребенком образования - реальной ответственности, кроме лишения прав, не предусмотренно. Непонятно, почему право на образование оборачивается обязанностью терпеть тех, кто совсем не рвется этим правом адекватно воспользоваться. 

    Самое непонятное - почему декларируется ответственность образовательной организации за результаты образовательного процесса безотносительно оценки соблюдения требований этого процесса обучающимся? Как известно, "можно притащить верблюда к реке, но нельзя заставить его пить" (см. предложение к ст.96).

    • Гл. 5, 

      • Статья 49 (летом 50). Права и свободы педагогических работников, гарантии и меры социальной поддержки

        11 (летом 4). Педагогические работники имеют следующие трудовые и социальные права и гарантии в пределах, установленных настоящим Федеральным законом:

        • право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
        • повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном нормативными правовыми актами;

          Анализ:

          Компенсация на литературу фактически не осуществляется, т.к. по налоговым правилам "компенсация" предполагает предоставление доказательств приобретения в виде чеков, которые обременительно собирать и которые никогда не могут точно сойтись с нормативно разрешенной суммой компенсации. С другой стороны, затраты на литературу - это тоже повышение квалификации, но в форме самообразования. Повышение квалификации часто проводится формально, образовательное учреждение для повышения квалификации и/или курсы навязываются.

          Предлагаю

          удалить п.12 ниже по тексту и заменить 2 указанных пункта про "литературу" и "повышение квалификации" одним:

          повышение квалификации за счет средств, перечисляемых работодателем на специальный счет педагогического работника на основании действующих нормативов, которые могут быть потрачены только на цели самообразования (приобретения литературы и иных профессиональных материалов) и/или обучения в любой организации профессионального образования на выбор работника;

        • длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы;

          Анализ

          Эта норма не работает: условия, гарантии (прежде всего, финансирование) для годичного отпуска нигде не определены, поэтому данный унаследованный тезис остается декларацией. Уточнение в п.10 ничего реально не дает.

          Предлагаю

          нужно законодательно предусмотреть дополнительные 10% фонда оплаты труда на финансирование этих отпусков и обязать работодателя соблюдать данные государственные гарантии, предусмотреть процедуру заблаговременного формирования списка таких отпускников без ущерба для образовательного процесса.

      • Статья 52 (летом 53). Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников

        2. Педагогические работники могут проходить обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам. Работодатель обязан предоставить возможность для прохождения обучения в объеме не менее 72 учебных часов не реже одного раза в пять лет. Повышение квалификации может осуществляться ими в течение пяти лет,как единовременно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством самообразования, освоения отдельных учебных курсов, дисциплин, модулей, прохождения практик, стажировок.

    • Гл. 3 (летом 8), 
      • Статья 31 (летом 76. Учет и отчетность в системе образования)

        к 6 (летом отдельный п.5). Текущий учет и сдача отчетов на его основе ведутся по утвержденным формам и в соответствии с графиком на основании нормативных актов, принятых до начала учебного года или аналогичного образовательного цикла для организаций с другой цикличностью образовательного процесса (например, до начала сезона для сезонного лагеря). В исключительных ситуациях, касающихся вопросов здоровья и безопасности людей, могут быть востребованы иные формы отчетности в течение образовательного цикла. Изменение внутренних процедур учета в течение образовательного цикла без существенного изменения трудозатрат может производиться по согласованию с ответственными за ведение учета сотрудниками на основании локальных актов.

    • Гл. 9 (летом 10), 
      • Статья 88 (летом 96). Особенности возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием

        1. Образовательная организация обязана возместить ущерб, причиненный обучающемуся некачественным образованием.

        Под ущербом, причиненным некачественным образованием, в настоящей статье понимается ущерб, причиненный вследствие невыполнение в существенном объеме по вине образовательной организации предусмотренного образовательными отношениями учебного плана в рамках реализуемой образовательной программы, несоблюдение предусмотренных в ней методических условий, санитарно-гигиенических норм, техники безопасности, непредоставление рабочего места на практических занятиях. В случае претензий в отношении основной образовательной программы, минимума содержания дополнительной профессиональной образовательной программы критерием является исполнение требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательной программой, учебным планом, договором на образовательные услуги (при его наличии) в части структуры основной образовательной программы, минимума содержания дополнительной профессиональной образовательной программы, количества и продолжительности учебных занятий, предусмотренных учебным планом.

        Требование об ущербе, причиненном образовательной организацией, может быть заявленно в том случае, если обучающийся прилежно и в срок исполнял требования образовательной программы, а выход из графика, предусмотренного учебным планом, происходил не по его вине.

    • Гл. 1,  (стилистические правки)

      • Порядок статей не очень удобен для понимания. Статьи 5, 7, 8 могли бы идти после общей системы законодательства (ст. 6, 12-16). Последними я бы сделал ст. 10-11.

      • Статья 3. Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования

        2. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования отношений в сфере образования признаются:

        • 2) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия; уважения к правам и свободам человека, к закону; любви к окружающей природе, Родине, семье внимательного отношения и готовности помочь семье, чужим людям, окружающей природе; уважения прав и свобод своих и чужих, готовности отстаивать их на основе закона;

          Обоснование: "воспитание любви" - сомнительный штамп советского периода. "Гражданственность" - красивый тезис. "Патриотизм" - естественное отношение любого психически здорового человека к месту, где он вырос, живет. Его отсутствие - либо комплекс неполноценности (тогда это болезнь), либо унизительно бездарное руководство, на которое невозможно повлиять (тогда воспитание не поможет).

        • 5) запрещение дискриминациив сфере образования;

          Открытость и равный доступ к образованию

          Обоснование исправления: негативное утверждение выглядит неудачно. Нужен вариант позитива, активной формулировки.

        4. Каждый по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему права на получение образования различного уровня и свободен в распоряжении ими.

        ... Человек, осуществляя свои права на получение образования и исполняя вытекающие из этого обязанности, не должен нарушать обязан соблюдать права, свободы и законные интересы других лиц.

      • Статья 8 (летом12. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации)

        12 (летом 11). Качество образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивается посредством установления контролируется на основе федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, государственных требований к ведению образовательной деятельности , а также осуществления службами государственного контроля и надзора в сфере образования , формирования в рамках общероссийской системы оценки качества образования.

  3. Поправки по системе оценивания (Глава 7. Статья 63)

    Глава 7. Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ

    Статья 63. Общие требования к организации образовательного процесса

    ...

    9. Системы оценивания, форма и порядок текущего контроля успеваемости, периодичность и правила проведения промежуточной аттестации обучающихся в образовательном процессе определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и закрепляются локальными актами, принятыми в соответствии с уставом организации и закрепляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в уставе организации, осуществляющей образовательную деятельность. Форма и порядок текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическими работниками самостоятельно.

    10.Организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеющая государственную аккредитацию, ведет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в соответствии с законодательством и принятыми локальными актами. Минимальный состав данных для ведения учета учебной деятельности, а также порядок, форма и сроки передачи их в другие организации, в том числе для архивного хранения, утверждаются в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

  4. По персональным данным

    Предложения для учета специфики образовательной деятельности в отношении законодательства о персональных данных. 

    Текст дополнений обозначен курсивом. Поскольку версии текста, обсуждавшегося летом и вынесенного на обсуждение зимой несколько отличаются, в тексте ниже сначала указаны ссылки на зимний вариант нумерации, а в скобках сохранена летняя нумерация. Там, где логика текста проекта заметно поменялась (2 статьи внизу моего предложения), часть текста для зимнего варианта предложено объединить в качестве дополнения к ч.1 ст.30 гл.3. 

    ===

    Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей, связанных с получением образования

    Статья 57 (летом 58). Порядок и условия возникновения прав и обязанностей лиц, поступающих на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность

    2. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана:

    ознакомить лицо, подавшее заявление о приеме на обучение (далее - поступающий, абитуриент) и (или) его родителей, иных законных представителей со своим уставом, лицензией на право осуществления образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, образовательными программами, правилами обработки персональных данных и другими документами, регламентирующими в ней организацию образовательного процесса, права и обязанности обучающихся по соответствующей образовательной программе.

    Статья 59 (летом 60). Возникновение образовательных отношений.

    1 (летом 2). Образовательные отношения возникают при наличии договора об образовании (обучении), заключенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке с учетом положений настоящего Федерального закона, и при условии передачи документов, предусмотренных правилами приема.

    Статья 61 (летом 62). Прекращение образовательных отношений

    1. Образовательные отношения прекращаются:

    в связи с отзывом согласия на обработку персональных данных, предусмотренных правилами приема;

    Статья дополнительная. Порядок обработки персональных данных в организации, осуществляющей образовательную деятельность

    1. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту персональных данных обучающихся и их родителей (законных представителей), переданных ей для ведения учета учебной деятельности обучающихся, организации эффективного информационного обмена с ними о ходе и обеспечении учебного процесса. Персональные данные передаются на весь период обучения и хранения архивов, предусмотренных отраслевыми нормативами.

    2. Правила обработки персональных данных, включая состав требуемых данных и условия доступа к ним, определяются исключительно в рамках уставной деятельности и оформляются локальными актами организации. Правила должны быть опубликованы на сайте организации и общедоступны в месте сбора заявлений на прием. Ответственность за соблюдение правил несет руководитель организации, если нарушение прав субъекта персональных данных не связано со злоупотреблением уполномоченного на обработку данных сотрудника.

    3. Факт передачи документов, содержащих персональные данные, подразумевает согласие на их обработку в соответствии с опубликованными правилами. Если знание этих правил и согласие с ними отражены письменно в тексте договора или заявления о приеме, оформление отдельного письменного согласия на обработку персональных данных не требуется.

    4. Регистрация организации как оператора персональных данных для ведения образовательной деятельности не требуется.

    5. Принятие решений, затрагивающих интересы обучающихся на основании исключительно автоматизированной обработки результатов обучения, возможно без получения согласия при наличии открыто опубликованных правил подведения итогов, позволяющих производить их независимую проверку другими средствами.

    6. При размещении персональных данных обучающихся, их родителей (законных представителей) и сотрудников в информационных системах (ИСПДн) организации должны использоваться средства разграничения доступа к ним. Нормативная документация о ее структуре, защищенности данных и распределении доступа должна быть оформлена локальным актом организации и утверждена ее руководителем. Для ИСПДн, которая не имеет подключения к общедоступным компьютерным сетям, дополнительных согласований не требуется.

    7. При ведении образовательной деятельности, кроме случаев, специально ограниченных в Уставе организации или в договоре на образовательные услуги, допустимо использовать в общедоступных источниках информации, в том числе в информационных системах, ограниченное сочетание персональных данных обучающегося: ФИО, пол, возраст (дата рождения).

    Глава 7. Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ

    Статья 63 (летом 64). Общие требования к организации образовательного процесса

    10 (летом11). Организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеющая государственную аккредитацию, ведет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    <---- для зимней версии выделенные ниже фрагменты предложено перенести в ч.1 ст.30 гл.3

    Оценка учебной деятельности обучающегося не является конфиденциальной информацией, кроме случаев, специально предусмотренных в Уставе организации или в договоре на образовательные услуги. Тем не менее, из соображений педагогической этики необходимо избегать необоснованных случаев открытой публикации результатов обучения с указанием ФИО обучающихся. Обоснованность таких публикаций контролируется органами самоуправления организации.

    При хранении архивных данных на электронных носителях сдача необходимой части этих данных в архив на бумажных носителях может производиться сразу по завершении их обработки в рамках учебного цикла. Для этого они должны быть выведены в требуемой форме, заверены подписью ответственного лица и печатью организации.

    ---->

    11 (летом 12). Обучающимся и родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, со сведениями об успеваемости обучающихся и результатами их промежуточной аттестации.

    По письменному заявлению данная информация может направляться по общедоступным каналам связи на указанные в заявлении адреса, в том числе, электронные. Ответственность за качество передачи информации по общедоступным каналам связи организация не несет.

    <---- в ч.1 ст.30 гл.3

    Информация об организации и реализации учебного процесса должна быть общедоступной при соблюдении Устава организации и требований, установленных федеральными законами к охране объектов интеллектуальной собственности, в том числе:

    • графики, тематика, содержание занятий,
    • требования к заданиям,
    • состав учебных групп организации и ее структурных подразделений,
    • причастность обучающихся и других физических лиц к открытым мероприятиям, проводимым в рамках уставной деятельности.

    (Летом была логичная статья 76 в главе 8, но в зимнем варианте ее не стало, поэтому текст ниже курсивом тоже предложено внести в ч.1 ст.30 гл.3)

    Глава 8. Государственное регулирование и управление в сфере образования

    Статья 76. Учет и отчетность в системе образования

    2. Учету в системе образования подлежат: контингенты обучающихся ... а также результаты образования (обучения).

    <- в ч.1 ст.30 гл.3

    Персональный учет субъектов персональных данных ведется только при наличии непосредственных образовательных или иных договорных отношений. Во внешние структуры передаются требуемые статистические данные, получаемые на основе персонального учета.

    6.6.2010

8 сент. 2009 г.

Электрошоком по автопрому

Странное ощущение вызывают действия в области автопрома. Меня трудно отнести к фанатам авто, но проблемы развития страны, автотранспорта и вездесущих пробок меня волнуют: хотелось бы инженерного процветания страны и минимизации автомобильного выхлопа.

Тупиковость технологии создания автомобилей на двигателях внутреннего сгорания уже давно очевидна - мир выпускает альтернативные двигатели, гибридные технологии. Тойота одно время даже с убытком продавала модели на гибридных двигателях, чтобы популяризировать их. 

Если мы уже признали отсталость России в области автомобилестроения, почему не сконцентрироваться на электромобилях, внедрение которых у монстров автоиндустрии вызывает маркетинговые сложности? Нам-то в этой ситуации терять нечего, а шанс закрепиться в этой нише среди лидеров можно было бы испытать. Электротранспорт у нас имеет свои традиции, опыт выпуска электродвигателей-колес у нас есть, для перемещения по городу и в ближнем пригороде электромобиль имеет огромные преимущества. При массовом выпуске электротранспорта, в том числе, для личных нужд, можно существенно поднять пошлину на использование в городе машин с выхлопом.

Мне кажется, если можно при переводе на электротягу повысить надежность существующих отечественных моделей и/или снизить стоимость владения ими, образуется заметная доля пользователей, которых даже такой вариант вполне устроит. Еще во времена своего детства я читал об идее построения электромобиля с мотор-генератором в качестве источника энергии, если нет компактного и легкого аккумулятора: работая в оптимальном режиме на традиционном топливе, он выделяет существенно меньше вредных веществ. Даже этот подход мог бы стимулировать развитие электротехнологии без революционных прорывов. Глядишь, и появился бы повод для оного чуть погодя: не все-ж в хвост лидерам смотреть издалека?

PS (2017). Видать, надул Илону Маску через ноосферу :)

20 авг. 2008 г.

Надежды и страсти по ЭЖ-2008

Зачем Медведеву дневник?

Для начала, хочу выразить глубокое удовлетворение от того, что теперь, в силу невышибаемого советского менталитета, образовательная бюрократия форсирует изменения в порядок документооборота, регламентированный еще в 1974 году. Грустно сознавать, что президент страны должен проталкивать технологические изменения в практику делопроизводства - сами чиновники, видимо, не в состоянии.

Но теперь я хочу выразить опасение, что в силу того же менталитета замечание президента будет выполнено в точности, как он сказал: не изничтожить традиционные журнал и дневник, а вести их параллельно.

Теперь остается переживать, как будут интерпретированы "параллели" президента:

  • Если в отношении каждой школы, то одновременное ведение и электронной версии, и бумажной наиболее затруднительно
  • Если в отношении системы в целом, абсолютно правильно и адекватно ситуации:
    • кто может жить без бумажного журнала - живет с электронным,
    • кто не может - живет пока с традиционным.

Насколько я понимаю логику существующего делопроизводства, достаточно сдать таблицу со сводными итогами успеваемости школы. Остальное школа может хранить в любом удобном для себя виде, лишь бы всегда были доступны для вывода привычные и новые формы учета учебной работы, например:

  • табель с итоговыми отметками ребенка
  • заверенная сводка успеваемости за некоторый период
  • фактическая реализация учебного плана
  • распределение учебной нагрузки

А в отношении дневника, мне просто жаль, что нет возможности спросить самого президента, насколько полезен был ему лично его собственный дневник и насколько аккуратно он сам его вел? Видимо, особая осторожность его в отношении школьного дневника продиктована деликатностью к тонкой материи педагогического контакта ученика и учителя, которого, к сожалению, часто нет вообще, а в отношении дневника особенно.

К счастью, дневник никакими нормами не регламентирован, поэтому, кроме замечания президента и непоколебимой привычки, ничто не заставляет школу его беречь до нового распоряжения президента. Поскольку "привычка свыше нам дана ...", не поленюсь ее проанализировать.

Дневник был вечной темой для моих дискуссий с собственными родителями, причем, совершенно, на мой взгляд, бесполезных - в стиле "так надо". Несмотря на изменение с тех пор моего статуса в школьной иерархии, отношение к дневнику нисколько не изменилось. Как раньше, так и сейчас я считаю основной функцией дневника - средство передачи кляуз родителям.

Что содержательно ценного есть в дневнике:

  • имена учителей
  • расписание уроков
  • домашние задания
  • табель и текущие отметки
  • упомянутые уже кляузы.

Как я без этого обходился:

  • имена выучивались без дневника
  • расписание тоже (особенно ценно при изменениях!)
  • домашние задания я всегда писал в тетрадях - это гораздо удобнее
  • отметки редко интересовали моих родителей (да, и меня в качестве родителя тоже)

Что характерно, ничего порождаемого мной в дневнике нет! Даже отметки как, вроде бы, результат моей деятельности, порождаются все равно учителем. Ой, ошибся - я должен был неделя за неделей порождать в нем записи уроков, хотя они не менялись.

Зато как грозно гремит голос учителя: "Где твой дневник?!". Всегда возникал вопрос: а если бы дневника не было, ему было бы, что сказать? Теперь я точно знаю, что у учителя всегда есть, что сказать или спросить, хотя к сути это относится далеко не всегда - чаще к эмоциональному подавлению ученика.

Так что, если бы президент почтил меня вопросом о дневниках в эпоху Интернета в каждой школе - одном из самых серьезных достижений национального проекта,- я бы предложил объявить жесткую программу по его искоренению в ближайшие сроки. Единственное ограничение для этого - доступность Интернета для учеников и их родителей.

Вся упомянутая информация формируется школой, поэтому ничто не мешает публиковать ее на сайте школы. В результате автор информации отвечает за ее доступность, а ученик не испытывает стресса от необходимости делать бессмысленную и чужую работу.

А для основного назначения дневника - кляуз - гораздо лучше подходит электронная почта. По той же почте можно извещать родителей и о результатах успеваемости.

В пользу моего настроя по искоренению дневника может стать дополнительный стимул к ведению классного журнала электронным образом, т.к. записи в журналах и дневниках очевидным образом пересекаются.

Но электронный классный журнал - отдельная тема.

29.07.2008


Параллели Медведева: по Эвклиду или по Лобачевскому?

  1. Введение

    Совещание в Петрозаводске всколыхнуло в обществе мечты и опасения, связанные с электронным документооборотом (ЭД):

    • тех, кто плохо разбирается в проблеме, но озабочен карьерными успехами, очень волнует, как правильно понять сигнал "сверху"
    • тех, кто хорошо разбирается в проблеме, но далек от карьерных успехов, очень волнует, чтобы эти сигналы были поняты правильно

    Есть риск, что произойдет типичная для нашей бюрократической культуры ситуация: вырвут из контекста похожие слова, чтобы на их основе принять решения, противоречащие смыслу указания.

  2. Факты

    Заседание президиума Государственного совета "О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации" в Петрозаводске 17 июля 2008 года было посвящено буксующему процессу внедрения ЭД. Показательно место темы электронного журнала (ЭЖ) в этом обсуждении: на уровне основной проблемы тема ЭЖ выглядит абсолютно неадекватно, однако ей было уделено заметное место.

    Такая несоразмерность может объясняться следующими причинами:

    • через школу и, соответственно, через журнал проходят практически все дети, а, значит, к окончанию школы они будут психологически воспринимать ЭД как нечто само собой разумеющееся
    • вокруг детской успеваемости в большей или меньшей степени концентрируются интересы их родителей, а, значит, и им прививаются навыки ЭД
    • проблемы внедрения ЭЖ не являются особо критичными, поэтому полученный без существенного риска опыт может рассматриваться как модельный вариант ЭД, причем, у всех на глазах.

    В этой связи показательна позиция президента России, которая процитированы практически во всех СМИ: против резких революционных изменений. Именно эта фраза, вырванная из стенограммы всего совещания, рискует стать ложным ориентиром для чиновников:

    "... всё равно мы бумажные формы журнала и дневника отменять не будем, но давайте вменим в обязанность школам вести параллельно электронные формы этих же самых учётных документов ..."

  3. Выводы

    Вместо указания не делать резких изменений, а постепенно и успешно внедрять новую технологию, чиновники могут тупо потребовать вести одновременно оба вида документооборота. А это противоречит здравому смыслу и логике президента - об успешности внедрения ЭД при таком решении можно будет забыть, т.к. все СМИ вскоре будут завалены жалобами учителей.

    Параллельное существование ЭЖ и бумажного журнала (БЖ) имеет только один смысл - они должны сосуществовать, пока ЭЖ естественным образом не вытеснит привычный БЖ или не образуется некоторое распределение функций между ними.

    Соответственно, адекватное решение поставленной задачи - создать такие требования к отчетности, которые будут стимулировать лидеров постепенно уходить от БЖ и, по возможности, полностью заменить его на ЭЖ, хотя отстающие школы смогут при этом продолжать жить с БЖ.

    20.08.2008

16 авг. 2008 г.

Кто будет собирать осколки камней Осетии?

Противодействовать политической грязи на Кавказе сложно. Но не противодействовать нельзя. Политики приходят и уходят, но какие люди остаются, от политиков все же зависит. Склеить разбитые варварской бомбардировкой осколки государственной целостности Грузии вряд ли удастся. Победа в любом исходе этой политический возни будет временным успехом политической верхушки - народы от любого исхода дополнительно пострадают:

  • Будет ли признание новых границ победой России в затянувшейся полемике с Грузией, с Америкой?
  • Будет ли победой Грузии удачно проведенная западом компания по удержанию официальных границ?

Если говорить о действительном прогрессе после произошедшего ужаса, то это могут быть только усилия по скорейшему рубцеванию нанесенной раны. Прежде всего, в отношении пострадавших в этой возне народов Осетии, Абхазии и Грузии. Тот, кто лучше сумеет помочь в рубцевании раны - тот и победит, хотя победа скорой быть не может.

Я думаю, ключ к лечению - дети:

  1. Взрослые не смогут забыть и простить, а дети, если создать для этого условия, смогут. Еще и родителей будут смягчать.
  2. Дети - бесспорный приоритет всех стран, включая участников конфликта.
  3. Дети вне политики

Найти взаимопонимание в отношении детского проекта и начать сближение позиций на нем будет существенно легче.

Основная идея - создать открытую для детей образовательную зону "Осетия-Грузия-Абхазия", которая была бы обеспечена самыми современными образовательными ресурсами и технологиями на основе тесных обменов с детьми всего мира и, прежде всего, детей этой территориальной зоны.

  • Россия могла бы обеспечить эту зону качественными информационными каналами, строительными ресурсами.
  • Америка могла бы поставить туда самое современное компьютерное оборудование и оргтехнику.
  • И Россия, и Америка, и Европа могли бы организовать там на стыке территориальных границ учебный центр международного уровня для повышения квалификации учителей всего региона и для обмена опытом учителей всего мира

Размещение подобного объекта исключит агрессивные действия любой стороны самим фактом своего существования. К моменту проведения Олимпиады в Сочи туда можно было бы без стыда за политиков водить приезжающих со всего мира туристов.

Можно создать прецедент - международное правило по исключению из "страны детства" любых политических игр (подслушка, разведка, манипуляция) с категорическим исключением стран-нарушителей из членства в международных организациях.

Для удобства можно создать там скоростные современные трассы, связывающие центр со столицами и морскими курортами - это будет и выгодный туристический проект, и адекватная международному уровню центра транспортная инфраструктура, развивающая весь регион и приносящая доход владельцам.

Другими словами, вокруг детского проекта естественным образом могут наслоиться уже и недетские проекты, способствующие интеграции и залечиванию ран на основе развития региона, а не дележки границ и звона оружия.

16.08.2008

5 июл. 2008 г.

Подводные камни MYP

Тесное знакомство с технологиями обучения в среднем звене школ Международного Бакалавриата привело к некоторым неутешительным выводам: даже в ключевых позициях, на которых строится система, заложены серьезные противоречия.

Данные заметки относятся именно к этим ключевым точкам - фундаменту системы: замечания есть к любой живой системе, но понять проблемы в узловых точках существенно важнее.

Итак, "три кита" MYP:

  1. проектная деятельность
  2. области взаимодействия
  3. критериальное оценивание

  1. Проектная деятельность

    Проектная деятельность на слуху сейчас у всех, однако в модели MYP она прописана намного более четко, чем в российской школе. Акцент в этой модели сделан на формировании цикла проектной деятельности от замысла до реализации и осмысления результата.

    Обязательным элементом - итогом обучения проектной деятельности в средней школе - является выполнение персонального проекта (ПП).

    На первый взгляд, логика организации ПП кажется неубиенной:

    • самостоятельная работа от идеи до реализации
    • невмешательство взрослых без инициативы ученика
    • полностью выполненный и запротоколированный цикл деятельности
    • презентация итогов работы

    Но при реализации начинаются вопросы:

    1. Условия оценивания ПП контролируют не результат проектной деятельности, а педантичность протоколирования процедуры его выполнения.

      В результате наиболее ушлые детишки не слишком много усилий затрачивают на работу по созданию чего бы то ни было, а концентрируются на описании процесса. С другой стороны, хорошие по содержанию работы без достойного описания процедуры оказываются с менее высокой оценкой.

      Самое антипедагогичное заключается в том, что часто субъективная оценка работ одноклассниками существенно расходится с формальной оценкой этих же работ комиссией, причем, члены комиссии разделяют субъективную оценку, но вынуждены руководствоваться формальными правилами.

      Есть еще один глубинный фактор для сомнения в абсолютности процедурного подхода к оценке проектной деятельности, если принять модель поэтапного формирования деятельности П. Я. Гальперина. В случае, если какие-то формы деятельности у ученика уже сформированы, стремление формализовать их выполнение при описании неизбежно будет вызывать вполне обоснованное противодействие, т.к. потребует дополнительных усилий по разворачиванию из "внутреннего плана". Осмысленный уровень планирования проектной деятельности зависит от сформированности этих навыков: то, что нужно указать в плане одному, абсолютно естественно без указания другому.

      Чем лучше ученик ориентируется в предметной области своей деятельности, тем менее проработанными будут мелкие детали в планировании - манипулирование более крупными блоками будет психологической закономерностью его деятельности.

    2. Условия проведения ПП предусматривают самостоятельность автора на всех этапах. В нашей культуре принята схема творческих работ с научным руководителем. Эта схема приводит к более содержательным работам, чем собственные изыскания учеников 8-9 классов, но это противоречит процедурной логике ПП.

    3. Самое сложное в организации ПП - мотивация учеников, без которой, согласно логике А. Н. Леонтьева, деятельность в принципе невозможна. В логике ПП успешное его выполнение необходимо для достойного завершения MYP и поступления на дипломную программу.

      В логике российской школы, если ученик не заинтересован в поступлении на дипломную программу, проблема мотивации традиционно решается выставлением отметки. Но в логике ПП за его выполнение не предусмотрено выставление отметки по отдельному предмету - его даже запрещено учитывать при выставлении отметок по смежным предметам.

      Таким образом, ПП мотивационно не поддержан ни для учеников, ни для учителей, а схема его проведения и оценивания вызывает много негативных эмоций.

  2. Области взаимодействия

    Целостность любого знания, осознание связи его с другими, место в общей структуре знаний - крайне важная задача. Давно известна проблема предметного разграничения, когда одно и то же знание на разных школьных предметах не всегда увязывается учениками как одно.

    Попытка системы MYP акцентировать внимание на целостности любого знания вызывает безусловное уважение и заслуживает всяческой поддержки.

    На первый взгляд, модель целостности в виде "ромашки" областей взаимодействия кажется удобной и понятной: в любом знании, действии можно найти

    • социально значимые элементы
    • проблемы здоровья
    • экологию как взаимосвязанную окружающую среду
    • творческое начало
    • новые полезные навыки

    Однако на практике, когда нужно формализовать упомянутые аспекты (именно эти!), модель оказывается ужасающе искусственной и вместо целостного восприятия своих действий и новых знаний начинается вымучивание банальных фраз, компрометирующих саму идею целостности. Для того, чтобы с помощью этой модели достичь исходной цели, нужно произвести нетривиальные умопостроения, которые,

    • во-первых, часто не под силу не только ребенку, но и учителю
    • во-вторых, вызывают сомнение в целосообразности.

    Для достижения поставленной цели можно без особых усилий придумать более прозрачные модели, однако, это противоречит официальной позиции руководства системы MYP.

  3. Критериальное оценивание

    В образовании давно и много обсуждался вопрос об "оценке - отметке". Важнейший фактор ОЦЕНКИ - обратная связь, позволяющая исполнителю понять свои проблемы, ошибки. По традиционной школьной отметке, которая интегрирует в одном числе все неисчислимые аспекты работ, получить детализированную обратную связь невозможно.

    В качестве альтернативы предлагается критериальное оценивание - несколько чисел по разным заранее оговоренным шкалам.

    На первый взгляд, это кажется логичным - лучше иметь несколько "датчиков", которые в каждом предметном цикле могли бы быть постоянными. Кроме того, система оценивания MYP взяла за основу современную технологию HR (кадровых служб) - assessment. Эта технология позволяет формализовать требования и сделать оценку более объективной.

    Однако в практике применения такой системы оценивания выявляется много проблем:

    • основная и самая удивительная (психологическая) - прозрачность обратной связи существенно ухудшилась, т.к. подавляющее большинство учеников и, особенно, родителей не желает разбираться в нюансах критериального оценивания; пока оценивание работ будет влиять на отметки, любые усложнения будут ухудшать функцию обратной связи (к сожалению, не я автор этой идеи)

    • больше 5 аспектов, требующих оценки, воспринять в принципе невозможно, а их часто существенно больше в работе; в результате приходится выявленные аспекты все равно интегрировать - просто вместо одного числа их нужно сгруппировать в несколько

    • усилий по созданию и применению критериальной системы оценивания существенно больше; при этом, если учитель ответственно подходит к созданию рубрикатора оценивания работы, основное преимущество лежит не в улучшении обратной связи, а совсем в другом: учитель более четко понимает, что он хочет проверить в работе

    Самое удивительное, применение технологии assessment для оценки работ учащихся в принципе некорректно. Технология предполагает описание модели компетенций по должностям, необходимым компании. Далее для этой модели подбираются методики выявления кандидатов, соответствующих данной модели, и технология регистрации их достижений в процессе испытаний. Часто эти процедуры позволяют не только выявлять необходимых кандидатов, но и развивать их в нужном компании направлении.

    Технология считается в HR очень затратной и используется только в тех случаях, когда затраты на ее проведение должны окупиться.

    Итак, процесс технологии assessment предельно похож на логику обучения - видимо, этим и объясняется ее привлечение,- но ключевой момент, если исключить затратность, заключается в постановке задачи: подбор персонала под модель компетенций.

    Таким образом, ее можно применять только для отсечки минимально допустимого уровня обученности, что можно сделать существенно менее затратно.

    Использовать ее для более высокого уровня - значит подгонять ребенка под кем-то заданный шаблон (модель компетенций). Даже рекомендованная в руководствах MYP схема согласования критериев с классом не обеспечивает декларированной и пока никем не оспоренной модели: задача школы развивать способности ребенка, а не подгонять его под внешнюю модель.

    Единственное адекватное применение этой технологии - научить учеников проектировать собственные модели компетенций, а потом в процессе обучения проверять их достижение. Боюсь, специалистов, способных проводить такую работу с учениками, найти будет сложно.

Здесь приведено краткое описание проблем с реализацией краеугольных камней MYP, каждую из которых можно разбирать более подробно. По мере их осознания я уже публиковал на сайте гимназии заметки об областях взаимодействия и критериальном оценивании (1, 2). Объяснения проблемы применения технологии assessment в MYP я раньше не приводил.

Все чаще возникает ощущение, что некоторые проблемы связаны с национальным менталитетом, глубинными привычками несколько иначе решать некоторые задачи, чем это принято в MYP.

Это не означает, что для нас неприемлема вся система - она существенно более проработана структурно и нормативно, чем российская, в ней используются современные технологии менеджмента. Не воспринять эти позитивные факторы при поиске форм модернизации российского образования было бы нелогично. Однако игнорировать противоречия в ключевых опорных элементах структуры MYP было бы глупо.