17 мая 2014 г.

Демократия и Интернет-безопасность

15-16 мая 2014 года в Общественной Палате РФ прошел 3-й Форум электронной демократии.

За 2 дня больше всего слов было сказано про госуслуги, региональные сайты обеспечения обмена информацией между населением и властью, о защите от информационных угроз. Только 2 человека обратили внимание на собственно демократию в электронной среде.

  • Одним из них был Жириновский, высказавший, на мой взгляд, вполне здравую мысль, что главной задачей электронной демократии является выявление новых политиков. Он высказал ее в начале и в конце своего выступления. Все остальное время было сказано много о чем, включая тему угроз, но все больше довольно скучно и не по теме.
  • Вторым «демократом» был научный сотрудник из Карелии, выступавший в самом конце и осторожно противопоставивший возможности использования информационной среды для развития демократии жирно обозначенным в ходе форума охранительным мерам.

Охранительный блок продолжает уже набившие оскомину законодательные тенденции по ограничению доступа к ресурсам сети Интернет. Не могли в этом контексте не вспомнить о защите бедных детей. Слабая надежда на прозвучавший в начале этой темы из уст Л.Н.Боковой оборот про «развитие культуры противодействия негативным проявлениям в сети» безвозвратно угас на слайде, продолжающем продвигать программного монстра для контроля и мониторинга за доступом всех российских школ. Опять звучали доводы с опорой на некие исследования про 40% трафик с необразовательной тематикой. Вопросы задавать возможности не было, поэтому ссылку на источник этого исследования получить опять не удалось. Подозреваю, что таких ссылок все равно бы не дали. Приходится оставаться при мнении, что покоя не дают бюджетные деньги, которые можно за этот проект урвать.

Много говорили о проблеме зависимости от западных аппаратных и программных решений, от западных Интернет-сервисов и служб, о необходимости иметь собственные решения и о запущенности этой проблемы. В каком-то смысле, было высказано, что объявленные санкции даже полезны, т.к. требуют от разговоров об обеспечении безопасности перейти к конкретным решениям по созданию электронного суверенитета. Как это можно сделать в электронике, многим непонятно.

Весьма любопытным был доклад об изучении блогосферы на украинские темы в увязке с этапами развития кризиса на Майдане: до активной фазы, в активной фазе до начала боев, в боевой фазе. Было показано изменение доли активных и пассивных призывов в сети. Времени подробно выслушать информацию не было, но полную презентацию обещали выложить на сайте. Докладчик декларировал наличие целенаправленных воздействий на Интернет-аудиторию для формирования требуемых эффектов и по наличию связи между состоянием «виртуальных» действий с событиями в реале.

Блок чекистской информации сначала показался странным для форума по электронной демократии, но потом уже понял, что это один из трендов: защита власти как оборотная сторона демократии. Были показаны прямые аналогии принимаемых в различных цветных революциях мер. Стало ясно, что власть весьма озабочена новым каналом воздействия на граждан и ищет инструменты регулирования. Порадовало одно: по мере выработки разумных мер тупые ограничения могут начать снижаться. Строго говоря, основные здравые противодействия уже сформулированы и заключаются в обеспечении большей информационной «проводимости» между чиновниками и населением. Именно поэтому такое большое внимание начинают уделять госуслугам и обратной связи.

Ключевое противоречие в создаваемых в регионах электронных взаимодействиях между чиновниками и населением заключается в том, что их использование крайне мало. Не столько потому, что их нет, сколько из-за отсутствия востребованности. Причем, с обеих сторон. Многие услуги либо не нужны, либо неудобны. Чиновникам запросы по электронным каналам тоже не нужны. Развитие этих взаимодействий идет только там, где чиновник мотивирован реагировать на электронные коммуникации с населением. Было названо 3 причины наличия мотивации: давление сверху, давление снизу, давление изнутри. Инициативные чиновники встречаются, но редко (изнутри). Население редко проявляет требовательность в отношении электронных запросов. Поэтому основное продвижение происходит при заинтересованном внимании руководства.

Общий вывод сложно сформулировать.

  • Почувствовать обстановку в состоянии проблемы удалось– о потерянном времени не жалею.
  • Здравые люди в процессах развития тематики электронной «демократии» есть.
  • Для демократии сейчас условий нет.

Когда и если удастся обеспечить технологический суверенитет, вероятность освобождения должна вырасти. Сейчас, когда риски неспособности страны занимать независимую позицию высоки, о расширении свобод говорить смысла нет– на первом месте стоят охранительные меры. Пока есть вменяемые люди, надежда на смягчение ситуации остается. Главный вопрос– останутся ли вменяемые люди на местах при мощном охранительном лобби?

14 апр. 2014 г.

Дружить против?

После кораблекрушения долго искали 2-х евреев. Обнаружили на необитаемом острове. Там же обнаружили построенные ими три синагоги. На вопрос «зачем?», объяснили: «В эту я не ходил, в мою– Изя, а в ту мы оба не ходим».

Когда нет близости, можно найти общего врага. Это один из самых примитивных глубинных механизмов организации социума, основанный на выживании, который часто используется для манипуляций. Чтобы его вызволить из-под спуда культурных наслоений современной гуманитарной риторики, нужно приблизить восприятие действительности к истокам борьбы за существование– создать агрессивную обстановку. Чем ниже образовательные и культурные навыки, тем быстрее чувство тревожности перерастает в агрессию. И только единицы в состоянии контролировать себя и не скатываться в поиск своей агрессивной группы. Эти единицы оказываются изгоями для всей остальной массы, ибо они вне любой из агрессивных групп и, тем самым (в логике защиты), тоже враги.

Вокруг конфликта на Украине все стороны увлечены традиционной для политики риторикой: геополитические интересы прикрываются разговорами о защите прав людей. В спокойной ситуации это было бы более наглядно. В агрессивной это вычленить почти невозможно. Участник агрессивной группы находится в позиции оправдания своей группы и обвинения другой, независимо от аргументов. Для него в любой информационной конструкции первичен эмоциональный вектор: «за нас» или «против нас». То, что «за», рассматривается под углом зрения удачности воздействия на окружающих. Все, что «против»,– или глупость, или обман, или вражеская пропаганда.

Предположим, сторонники киевской власти правы и все «зеленые человечки» из России. Пусть, действительно, разогревает или организует протестную активность Востока московский Кремль. Внимание, вопрос: почему в Запорожье их выгнали, а в Донецке и в Луганске поддержали?

Наводящий вопрос: можно ли поджечь море?

Встречный вопрос: если бы на Майдане не оказалось подготовленных боевых групп, мог ли произойти силовой захват власти? Эти группы спонтанно образовались из романтически настроенных граждан?

Романтически настроенные сторонники Майдана, обратите внимание на Интернет-риторику, которая стала массовой: «Не нравится– вали в рашку», пренебрежительное «ватники». Вы за это стояли на Майдане?

Можно сколько угодно тыкать пальцами в истинные или надуманные причины противодействия на Востоке Украины, но отрицать наличие оснований для недовольства невозможно! Вы сами не всем довольны. Но вы готовы это терпеть в надежде справиться постепенно. А кто-то не готов. Точно так же, как вы сочли возможным не дожидаться 9 месяцев до перевыборов, а свалить Януковича, когда это показалось возможным. И сочли это правильным! Вы искренне радовались успеху. И многие из «рашки» вас в этой радости и надежде на лучшую долю поддержали.

Почему вы отказываете в праве «не дожидаться» чего-то тем, кто не хочет мириться со своим недовольством новой властью? Ведь, они требуют референдум. Вы боитесь провокаций и манипуляций на подсчете голосов? Поднимайте мировое сообщество на наблюдение, а не на военное противостояние. Вы боитесь, что они захотят отделиться? Но это их право! Так же, как вы считали своим правом свалить Януковича. При этом вы как взрослые люди должны были понимать всю ответственность незаконного свержения власти и возможность иных точек зрения. Если вы за демократию, конечно!?

Обратите внимание– я ни одним словом не поддержал манипуляции с Крымом и с разжиганием конфликта спецагентами! Но, когда я вижу в сети интеллигентных людей, сползающих в агрессивное невосприятие иных точек зрения, радующихся агрессивной реакции «своих», мне становится грустно.

Вы пока оказались ничем не лучше нас, из «рашки». Вы не смогли подняться туда, куда звали нас. Да, и Европа немногим лучше. Если вообще лучше. Чище, благопристойней– да, но точно так же зацикленная на геополитике и дружбе «против». Впрочем, в одном вы пока впереди: у вас есть альтернатива и именно на нее я обращаю внимание. У нас с альтернативами все хуже и хуже. Не потеряйте свою!

Не надо искать прихожан 3-й синагоги– это необратимый, чаще всего, процесс! Лучше обойтись одной, но, если не получается, пусть каждый построит свою, причем, необязательно синагогу. Что хочет: строить– не ломать. Даже помочь можно, что наиболее ценно в анекдоте! Со временем что-то изменится. Сложнее всего сменить чувство враждебности.

5 апр. 2014 г.

Защитная агрессия

Я уже было зарекся писать об идеологических баталиях вокруг Украины, Крыма, Путина и всей прочей политической баламутины, но бешенная динамика и калейдоскоп оттенков будоражат мысли и новые осмысления требуют формализации.

Каждый день вскрывает новые водоразделы с агрессивными сторонниками на обеих его сторонах. Это приводит к мысли, что конфликт вокруг Крыма стал катализатором назревающих тектонических сдвигов в обществе по множеству аспектов.

Судя по всему, проявившиеся ментальные конфликты не мог заранее предугадать никто. В этом смысле, сам факт конфликта можно рассматривать как благо, ибо теперь есть возможность их анализировать. С другой стороны, это вызов Путину как инициатору, Украине как главному актору, ЕС и США как не слишком уважаемым, но реальным претендентам на лидерство в международном законодательстве.

Главная международная вилка «границы–самоопределение», как мне кажется, решается просто:

  • приоритет незыблемости границ является ценностью геополитики как защита от очередного передела
  • приоритет права народа на отделение является гуманитарной ценностью прав человека (людей).

То есть, все зависит от выбора приоритета ценностей.

Наиболее наглядно это проявляется на вопросе из сети: «Как бы россияне посмотрели на отделение острова Кунашир во время волнений на Болотной?». Мало кто из россиян имеет какое-то личностное представление об этом острове, населяющих его людях, их интересах и ценностях. Но любой из них воспылал бы праведным гневом, если бы остров вдруг решил отделиться и даже перекинуться жаждущей Японии. Мне почему-то кажется, что жители Кунашира могут и не возражать– не знаю. А, ведь, ровно то же самое произошло с Крымом: большинство украинцев не волнуют желания и стремления крымчан, но они пылают праведным гневом. Я этот гнев понимаю и отчасти разделяю, но исключительно в отношении способа отделения: с применением силы и с сомнительной процедурой проведения референдума, непонятное для меня некрасивое изъятие самостоятельно отданного ранее оружия (теперь сами не знают, что с ним делать).

Однако, проблемы Крыма всплывали и раньше– для Украины не новость пророссийские настроения на полуострове, но без силового влияния речи быть не могло о предоставлении Крыму права на отделение. Так что, с позиции уважения гуманитарных прав крымчан, иного пути не было.

И тут мы возвращаемся к тупику выбора: когда отдавать приоритет гуманизму, а когда геополитике?

Когда адепты гуманизма по ложным предлогам бомбили города и страны, они отдавали приоритет геополитике и плевали как на гуманизм, так и на границы. Когда они утверждали отделение Косово, они приняли приоритет гуманизма. Когда отделившиеся по факту территории Абхазии, Осетии, Приднестровья в вооруженном конфликте отстаивали свои границы, они приняли приоритет незыблемости границ. Общим во многих из этих решений о выборе было противопоставление позиции России. Может, там были еще какие-то соображения, но они не очень очевидны.
Складывается ощущение, что мнение жителей Крыма не волнует претендентов на решение его судьбы: их всех беспокоят исключительно геополитические аспекты их собственных позиций.

  • Для России нетерпима вечная проблема с Черноморским флотом, которым Украина постоянно спекулировала в ответ на газовые рычаги. Эмоциональная составляющая присоединения есть, но она, на мой взгляд, намеренно преувеличивается.
  • Для Украины нетерпима утрата территории и рычага воздействия на Россию.
  • Для ЕС и США удачный повод поставить на место Россию и, возможно, более сложные многоходовки, о которых любят стращать российские СМИ и любители конспирологических сценариев.

Сейчас ситуация закручивается еще круче, ибо крымские татары решили разыграть ту же карту с автономией. Ясно, что Россию это совсем не устраивает, но быть обвиненной в двойных стандартах власти тоже совсем не хочется. Понаблюдаем.

Другая тема– о рабской психологии россиян и героических демократических украинцах.

Не хочется задевать романтические настроения украинцев, но в том, что Майдан доведен до переворота, есть много неромантических факторов. Прежде всего, вынесенный на фасад Майдана лозунг– «Достали». Будь власть чуть умнее, все бы так дальше и тянулось. Глядя на полемический пафос сторон, я не вижу никаких отличий между наиболее ярыми представителями как проукраинских, так и пророссийских взглядов. Что любопытно, среди украинцев я редко встречаю агрессивно пророссийские позиции, а среди россиян заметны не менее одержимые, чем украинцы. Я не вижу разницы между ними: что те, что другие одичало-неинтересны и невменяемы. Обе стороны называют других фашистами, причем не могут толком объяснить, что именно позволяет им делать такие выводы. Про «бандеровцев» еще как-то понятно– они были пособниками настоящих фашистов, что бы о них не утверждали украинцы. Про логику отнесения россиян к фашистам можно только догадываться. Одни огульно тычут пальцами в сторону Украины и всех подряд называют бандитами. Другие с неменьшим рвением называют россиян рабами и быдлом, хотя в чем их отличие от россиян непонятно: и те, и другие ведут себя, как большинство; и те, и другие очень боятся худшего развития ситуации и занимаются эмоциональной самонакруткой, пугая противника громкими криками. И те, и другие злорадствуют по поводу проблем противоположной стороны, реальных и возможных, с причитаниями в духе «так вам и надо». В то же время, трудно не признать при спокойном анализе оправданность практически всех претензий, если не доводить их до абсолюта, но одержимые идут до конца. Большинство с обеих сторон сплачивается перед лицом агрессивных воплей другой стороны. И, если для Украины есть риск превосходящей военной мощи России, то для россиян полудохлая армия, внушающая кому-то страх, вызывает прилив позабытой гордости, уместный, скорее, для слов гимна Украины. За ним можно прятать опасение все чаще появляющихся статей о растущей мощи Китая.

Тут и прогрессивная Германия засветилась в таком-же мелко-гадливом поведении– многозначительным подарком Китаю старой карты с отторгнутыми от Китая территориями.

Тут и США со своими побрякушками-санкциями, будто невинная девушка на выданьи, строит из себя светоча демократии и защитника обиженных.

Можно, конечно, демонизировать Путина, но он не хуже других. Я не в восторге от его действий, начиная с решения идти на 3-й срок, но вешать на него всех чертей считаю идиотизмом– его реально поддерживает большое количество избирателей. Пусть не 146%, но достаточно для избрания и поддержки.

В общем, ситуация гадкая со всех сторон и все в ней выглядят гадко. Может, это и есть вызов современности? Только, без взаимного доверия выйти их него некак. Соответственно, все это либо приведет к очередной мировой войне, либо, если цивилизация повзрослела, приведет к мирному изменению правил поведения. Возможен и неантропогенный выход– мировая природная катастрофа. Я обратил внимание, что часто социальные потрясения начинаются незадолго до мощных землетрясений. Тут, как раз, Йеллоустонский вулкан просыпается. То ли он нас всех разбередил, то ли просто кстати подоспеет…

Но я бы предпочел цивилизационное решение. Сможем? Надежду вызывает наличие и более взвешенных позиций. Они сейчас не в моде и их носители все чаще воздерживаются от публичных выступлений, устав от набрасывающихся на них одичалых. Но они есть и это дает надежду.

1 мар. 2014 г.

Первые шаги в iTunes-U

9.2.2014 по инициативе Светланы Павловой (newtutor.pro) провел ознакомительный webinar по сервису iTunes-U, недавно открытому для создания из России.

Весьма удобный сервис для создания и использования в обучении дистанционных курсов, но доступен только с гаджетов производства Apple.

Запись на сервисе вебинаров оказалась кривая, поэтому пришлось ее переделывать самостоятельно.

26 февр. 2014 г.

Революция в мозгах

События на Украине и их обсуждение в сети заставили задуматься о мышлении и взаимопонимании, об общем и разном в нас и о восприятии исторических событий. В частности, я начал, как мне кажется, иначе воспринимать события 100-летней давности в царской России, хотя о них, казалось бы, уже столько говорено-переговорено, что ничего нового уже быть не может.

Этот текст– попытка осознать выплеснувшийся в связи с событиями на Украине поток мышления. Попытка понять, как мы живем друг с другом, ссоримся и миримся. Попытка углубить размышления о непримиримом противостоянии «революционеров» и «консерваторов». Это совсем не о том, кто прав или виноват в событиях на Майдане, в Крыму, в западной или восточной частях Украины. Причем, на старте написания этого текста я еще не знаю, что получится в процессе и к чему я приду– это для меня самоценный процесс рефлексии, в которой я почувствовал потребность.

Иногда случалось, что меня убеждает связное изложение противоположных точек зрения. Это шизофрения или отсутствие собственной позиции, собственного анализа? Если не просматривается явного злого умысла сторон, как правило, вырисовывается подход, который не противоречит ни одной из этих изначально противоположных позиций. Однако представители исходных взглядов все равно относятся к нему с недоверием и рассматривают оппонента как врага, ищущего брешь в обороне. Причем, я имею в виду не Украину и не политику, а вполне деловые ситуации без угроз жизни, здоровью и прочим базовым ценностям жизни людей. Понятно, что в отношении ситуаций с базовыми ценностями все это выглядит гораздо более агрессивно.

Наблюдение бурных дебатов и прогнозов в отношении событий на Украине привели к мысли, что жесткие обвинения в злонамеренности сторон сыграли гораздо более страшную роль в событиях начала 20-го века, чем реальные позиции «красных» и «белых»,– именно представления о злонамерениях послужили спусковым крючком реальных злодеяний, а не наоборот. А дальше пошла самозакручивающаяся спираль сбывающихся «предсказаний», «зуб-за-зуб»... и понеслась. Может, прошедшее 100-летие не прошло даром и позволит избежать этой самоубийственной спирали?

Удобным инструментом понять проблему мне показалась недавно освоенная 3-уровневая модель мыследеятельности Щедровицкого. Возможно, мое представление недостаточно точно соответствует оригиналу, но это можно поправить в дальнейшей коммуникации. Как я ее понял, мышление происходит в коммуникации и заключается в построении ментальной карты мира.

Наблюдая происходящие в жизни процессы, человек строит свою модель мира. На основании этой модели он выстраивает стратегии поведения и своим поведением оказывает воздействие на реально происходящие в мире события. Анализируя эти события, он достраивает свою картину мира. Как социальное существо, человек это делает не сам по себе, а совместно с другими членами социума, в коммуникации с ними. Опыт их поведения оказывает влияние на индивидуальную картину мира. Эта картина определяет поведение человека и именно поэтому считается, что воспитание закладывается в первые 3 года жизни. Именно в этот период формируется базовое представление о мире, которое в дальнейшем уточняется, но редко меняется кардинально.

Кардинальная смена картины мира возможна, но она происходит крайне редко и в предельно стрессовых ситуациях. Более того, попытки предложить иной взгляд, расходящийся с уже сформировавшимся, приводит в состояние стресса. Тем более сильного, чем сильнее отличается новая модель мира от существующего взгляда на нее. Именно поэтому оценки революционных событий приводят к столь агрессивным дискуссиям даже среди тех, кто далек от участия в событиях– возникает угроза сформировавшейся картине мира.

Если это так и верно предположение Капицы об ускорении развития общества (а оно подтверждается различными аналитиками и доступно каждому при готовности это принять), самым острым препятствием на пути адаптации становится проблема инерционности мышления и неготовности менять свою картину мира. Именно этим, видимо, объясняется поляризация общества практически по всем актуальным вопросам, рост суицидных проявлений, сексуальных девиаций и иных внешних проявлений фрустрации.

На этом фоне, возвращаясь к событиям на Украине, прекрасной инициативой является идея перехода на русский язык западных украиноязычных областей– Львова, который последние дни обвиняли в национализме и агрессивной политике в отношении русского языка,– ради консолидации с русскоязычными областями. И не менее прекрасный ответ о солидарном переходе на украинский язык представителей восточных областей, которые оказались готовы услышать сограждан и не усматривать в этом пропаганды и злого умысла. Конечно, не всем это оказалось под силу и в сети есть наглядные примеры восприятия этой инициативы с конспирологической позиции. Я никоим образом не пытаюсь утверждать, какое из этих восприятий верно– это покажет время. Но я убежден, что у любого из восприятий есть перспектива исполнения ожиданий– «что посеешь, то пожнешь».

Сам ход навстречу для начала сближающей коммуникации, показывающей готовность принять чужую картину мира, позволяет создать условия для неагрессивного сближения разных картин мира, выявления в них непротиворечивых конструкций и создания на их основе общих моделей мира. Конечно, есть риск злонамеренной манипуляции, но для нее должны быть рациональные основания, а не просто страх перед сменой своих взглядов. Конструктивное поведение должно предусматривать трезвый анализ всех оснований и формирование критериев для отличия злонамеренности и доброй воли.

При анализе под этим углом становится понятнее ущербность алчности, когда готовы отхватить иное, неготовое к присоединению, помимо его воли. Можно принудить, но нельзя силой сменить картину мира. Более того, силовое присоединение заметно повышает барьер недоверия, который в критической ситуации не позволит наладить конструктивную коммуникацию. А деструктивная коммуникация может оказаться разрушительной и с лихвой вернуть издержки, возникшие на этапе силового присоединения.

В модели современной украинской ситуации это проявляется в Крыму, в котором высока доля жителей, не принявших внутренне свое отнесение к Украине в момент распада СССР. Это возвращается сейчас, хотя ситуация совсем иная. Если не удастся организовать продуктивную коммуникацию, лучше не удерживать Крым, мне кажется,– это сильно усложнит ситуацию. При этом я совсем не уверен, что для Крыма правильно отделяться, хотя есть силы, заинтересованные в этом. У Украины сейчас есть пассионарный шанс вырваться из российского шаблона социальной стагнации, который сильно зависит от готовности ее жителей поддержать именно его, а не мышинную возню любителей власти. Но есть и риск вернуться в этот шаблон без средств к существованию с необходимостью искать внешнюю поддержку. И тогда могут сбыться негативные ожидания.

В модели современной украинской ситуации это проявляется в отношениях России и Украины на уровне граждан– правительственные отношения мне сейчас не интересны, хотя для них это тоже, наверняка, имеет определенное влияние. Восприятие Украины как части единой страны, с которой у россиян ассоциируется Россия, и внутреннее несогласие с автономией Украины приводит к коммунальной модели отношений со своенравным подростком. И ровно в той же модели, если у подростка есть возможность проявить самостоятельность поперек мнения занудных старших, он ее проявит. Если нет возможности, он подчинится, но непременно с еще большим усердием постарается проявить самость при первом удобном случае. И ровно в той же модели, далеко не всегда правы занудные родители. Особенно в тех случаях, когда ситуация заметно отличается от типичной– ибо подросток без опыта действует по обстановке, а взрослый становится заложником старых моделей поведения.

Только не надо за этой моделью видеть мое восприятие Украины как младшего брата– это просто модель и я обращаю внимание на свойство программирования и исполнения ожиданий.

В отличие от коммунальных ситуаций, в политическом процессе участвует много игроков. Среди них есть те, кто преследуют корыстные интересы, а не стремятся к органичному и продуктивному миру. Их главный инструмент– манипуляция на низменных и подсознательных мотивах. Чтобы им эффективно противодействовать и использовать позитивные мотивы честных участников, мои размышления могут оказаться небесполезными, надеюсь.

Но мне интереснее барьер, возникающий между достоверно добросовестными участниками дискуссий. Почему даже дружелюбно настроенные собеседники при обсуждении некоторых вопросов могут рассориться? Известны случаи разводов на политической почве. В гражданской войне известны случаи, когда брат шел на брата, сын на отца. Откуда берется такое противостояние?

В относительно стабильной ситуации у каждого из нас уже сформировался некоторый образец поведения, который обеспечивает продуктивное, на наш взгляд, взаимодействие с окружающими. В отсутствии конфликта, никого не волнует внутренняя картина мира, ибо она проявляется именно во взаимодействии с окружающими. Когда в ситуации появляются новые факторы, каждый начинает реагировать на них в соответствии со своей картиной мира– тут-то и начинаются ранее непритертые нестыковки внутренних моделей. Чем сильнее проявляется расхождение ожиданий от поведения друг друга и чем более значимо для участников оно, тем острее проявляется конфликт моделей.

Выход из проявившегося конфликта может быть разный:

  • исключить из обсуждения конфликтную тему
  • найти модель поведения, минимизирующую фрустрацию партнеров
  • убедить одного из участников в необходимости смены его картины мира
  • согласованно обновить картины мира, учитывающие новые обстоятельства

Как мы знаем, чаще всего стороны пытаются изменить модель мира собеседника, вплоть до силового давления. К сожалению, неандертальский подход актуален до сих пор. На этом фоне уклонение от конфликта по вариантам 1-2 кажутся верхом цивилизованности. Однако в действительно значимых ситуациях, коими являются выбор общественного строя, смена цивилизационных ценностей и даже способов их смены, уклониться не удастся. Остается или подавить или согласованно обновиться. Если считать значимой ценностью конструктивные решения, нужно учиться обновлениям.

Таким образом, ключевым инструментом конструктивного выхода из конфликта является налаживание доброжелательной коммуникации, в которой стороны проявляют готовность понять картину мира и ценности собеседника. Это принципиально отличается от наблюдаемых в сети деклараций собственных представлений об оппоненте– о его картине мира и ценностях без согласования с самим оппонентом, а на интерпретации его поведения. В аналогичных коммунальных коммуникациях уже есть продуктивные модели «активного слушания», которые доказали свою эффективность. Достаточно усомниться в собственной непогрешимости и принять возможность существования иного объяснения наблюдаемых явлений, поддержать собседника в объяснении его позиции и проявить свою заинтересованность в ее понимании.

Особо хочу обратить внимание, что это важно не только и не столько в отношении процессов на Украине, сколько для нашего выживания и формирования навыков жизни в условиях быстро меняющегося социума как нового его свойства на современном этапе развития.

Удачи всем нам во взаимопонимании и достоверном различении манипуляторов и честных партнеров, в умении и готовности согласованно обновлять свои картины мира!

4 февр. 2014 г.

Слом сознания или жизнь без границ

Ни одно из публикуемых в соцсетях гневных обличений и обвинений властных структур в нормативной деятельности не дает удовлетворения– оно не ложится на внутреннее представление о целях, ценностях и возможностях занятых там людей. Конспирологические теории я не могу принять, ибо они неконструктивны независимо от правдоподобности.

Хочу поделиться гипотезой о причинах жесткого идеологического противостояния больших масс соотечественников в отношении принимаемых последнее время законодательных ограничений.

Мы привыкли жить в условиях территориальной ограниченности, в рамках которой нормы поведения определялись окружением. Иные культуры были любопытны, но не могли влиять на нас сколь-нибудь существенно. Культура поведения «программировалась» семьей самим фактом совместного проживания, хотя до сих пор очень жизнеспособно мнение о воспитывающем влиянии школы.

Это позволяло очень трепетно и гостеприимно относиться к приезжим, ибо их влияние на местную культуру было исключительно познавательным. Кое-что могло быть воспринято на сознательном уровне, но приживалось очень долго, поэтому не пугало. Такое легкое отношение к иноземным (в широком смысле) проявлениям не могло угрожать местной культуре, а лишь обогащало ее.

По мере раскрытия границ и усиления потоков миграции внутри страны, нагрузка на местную культуру начала возрастать, стали возникать зоны, где появилась состязательность культур. Миграционная конкурентность меня сейчас интересует в меньшей степени, хотя она тоже требует анализа. Я хочу сконцентрироваться на конкуренции с западными культурными влияниями, связанными с резко возросшей волной туризма и территориальной безграничностью Интернет.

Несмотря на наличие в Советском Союзе межнациональных проблем, в целом, уровень толерантности оставался довольно высоким. Я имею в виду не только межчеловеческие отношения, но и отношение к самым разным обычаям и проявлениям. Интерес к ним, на мой взгляд, хорошо передается в песне Высоцкого «...ой, Вань, какие попугайчики! Нет, я, ей-богу, закричу...».

Выход россиян в сеть изначально был намного менее регламентированным, чем на Западе. Мы на них смотрели с удивлением: почему у них столько запретов? Несмотря на жесткие дискуссии о путях развития образования, подавляющее большинство приняло как безусловный успех подключение всех школ России к Интернет. Претензии были (и остаются) к узким каналам связи.

И вдруг начался по всем позициям откат: по ограничениям Интернет-контента сначала для школ, а потом и для всех пользователей, по усыновлениям, по сексуальной ориентации, по свободе выражения протеста, по свободе собираться в общественных местах, по ... да, практически, по всему. Дискуссии поляризовали общество до непримиримой убежденности каждой части в своей правоте. На фоне привычного свободного отношения к вольностям поведения новые порядки многими воспринимаются с ужасом полного непонимания и нелицеприятных эпитетов типа «взбесившийся принтер».

Наиболее острым предметом дискуссий стало протестное движение, так называемого, «креативного класса». Представители протестного движения старались демонстративно действовать в рамках правового поля– их в ответ начали избражать наймитами Запада по развитию «цветных революций». Для многих участников протестных мероприятий это воспринималось дикостью и подлым ходом властных структур. Для многих людей прагматичных взглядов протестное движение вызывало агрессивное неприятие и воспринималось реальной угрозой. Поляризация была очень сильной даже с теми, кто негативно воспринимал действия властных структур. Однако понимания между яростно дискутирующими согражданами не появилось.

Следующим любопытным этапом для развития понимания проблемы стал украинский Майдан. Интерес к нему в России заметно выше простого любопытства судьбой близкого соседа. Вариантов объяснения может быть много, но одно из важнейших– высокая похожесть раскола общества на сочувствующих и неприемлющих. Силу противодействию на Украине придает экономическая составляющая, которая поставила многие малые предприятия на грань выживания, но многое остальное явно роднит его с ушедшим в скрытую форму российским противостоянием.

Вот, на этом уровне размышлений мне и пришла в голову гипотеза о том, что это информационная революция– подсознательная попытка спрятаться от новой реальности безграничности, где за свою культуру придется открыто конкурировать, доказывать ее преимущества, а не жить, как раньше, без оглядки и опасения на смену модели взаимоотношений. Таким образом, этот конфликт не столько политический,– хотя политика в нем тоже есть, но не в большей степени, чем всегда,– сколько информационно-культурологический. Я легко допускаю наличие и влияние на него заинтересованных политических сил, но очевидно наличие широкой базы честных и неангажированных сограждан, разделяющих протест и не имеющих никакого отношения к этим злобным силам. Попытки представить их глупыми баранами заслуживают точно таких же оценок в ответ.

Часть граждан, которая сумела погрузиться и освоить новые информационные реалии, готовая отстаивать свои культурные позиции и взгляды в открытом обсуждении, ринулась в этот новый информационный океан. Те же, кто не готов к свободному диалогу культур и почувствовал угрозу для привычного образа жизни, стремятся защититься различными искусственными барьерами. Ничего удивительного, что готовыми к плаванию в современном информационном мире эти попытки возведения искусственных стен воспринимаются как пещерные проявления, противоречащие здравому смыслу и современному уровню развития.

Стремясь понять агрессивных защитников нашей культуры (в смысле уклада жизни), вынужден признать, что поводов для опасения предостаточно. Процветает примитивное свинячество во всех проявлениях: сорим, где едим, курим, где хотим, без оглядки на женщин, детей и прочих некурящих, матом не ругаемся, а разговариваем (даже в интеллектуальной среде считается особым шиком «прокатиться по маме», в руководстве любого уровня, в гетерогендерной компании). Мужчины часто весьма инфантильны, а женщины часто далеки и от образа «прекрасной незнакомки», и от «горящей избы». Уровень взаимной агрессии, семейного насилия заметно выше традиционной общинной взаимовыручки. Готовность бросить ребенка выше готовности взять сироту в свой дом...

Я готов понять волнение за наши традиционные ценности– только, где они в реальной жизни и почему они вдруг появятся за забором ограничений? Важнее понять, почему они стали исчезать– не от Интернета же?!

Мое мнение: ценности стали исчезать именно из-за потери свободы самовыражения и возможности самоутверждения. Возврат этих качеств безболезненно пройти не может и требует возврата возможности самоутверждения и самовыражения. Появление возможности к продуктивному самоутверждению является главным преимуществом российского уклада по сравнению с советским при всех его недостатках. Главным недостатком российского уклада является узкая ориентация на чисто финансовый успех, что привело к разбазариванию долгосрочных и нефинансовых активов страны, привело к деградации многих культурных норм, опирающихся на русские традиции. Наш современный уклад имеет весьма ограниченные возможности для возрождения, а разброс в доходах не способствует возрождению, т.к. демонстрирует безразличие успешных единичных персонажей к стране в целом, которую представляет основная масса граждан, прежде всего.

Если мы хотим возрождения культуры, нужно не заборы строить, а создавать условия для творчества, конкурентности, самоуважения. Успешными должны быть те, кто развивает страну, а не наживается на ее ресурсах и соревнуется с зарубежными толстосумами. Если внешние культуры окажутся более привлекательными, никакими ограничениями мы от них все равно не спрячемся, а наиболее продуктивных сограждан потеряем. За закрытым забором можно только мусор прятать и плесень разводить.

Культура Интернет ломает то, с чем пока не справился авиапоток– традиционные границы. Мы стоим перед новым этапом– жить в открытом пространстве без территориальных границ. Видимо, это произойдет не сразу, но в открытом информационном пространстве по мере снижения языкового барьера размывание государственных границ неизбежно. Пока ресурсы являются источником личной успешности, их основные акторы будут всячески препятствовать ослаблению своего влияния на ресурсы. Но кризис ресурсного управления становится все более очевиден во всем мире. Успехи в освоении новых источников энергии приближают развязку: скандинавские страны уже покрывают из мусора заметную долю своих потребностей в энергии.

Лучше входить в новую будущность с открытыми глазами, ясной головой и свободой, опирающейся на культуру осознанного выбора, чем с жесткими шорами на глазах и запряженным в разваливающуюся телегу. А развивать культуру выбора можно только в условиях свободы выбора– «Спасибо, Кэп!».

1 февр. 2014 г.

Опять 152-ФЗ-некомпетентность в ДОМ

Очередная 152-ФЗ-отчебучка ДОМ, публично проявленная на селекторе 30.1.2014 (15 мин.):

Речь идет о благом, в первом приближении, деле облегчения участи родителей по регистрации ребенка в региональной базе данных для зачисления его в образовательные организации. В идеале, как задумано в логике переноса госуслуг в электронный вид, это должно происходить автоматически при формировании заявки в личном кабинете на портале госуслуг. Однако, если верить доложенной статистике, примерно половина родителей еще не могут этого сделать, поскольку их данных в электронном виде в этих базах нет. Поэтому они вынуждены идти в окружные службы информационной поддержки (ОСИП), чтобы оформить заявки на постановку детей в очередь. И там образуются большие очереди из таких родителей, есть нарекания на стиль общения сотрудников.

Мудрая идея о переносе функциональных обязанностей ОСИП на директоров школ, как и следовало ожидать, никаких возражений у сотрудников ДОМ не вызвала. Оно и понятно: все привычное всегда лучше нового, даже в том случае, когда привычное плохо вписывается в новые реалии законодательства и делопроизводства. Ведь, школы всегда сами набирали детей, а сейчас какие-то мудренные ИТ-процедуры!

Но в результате, вместо упрощения задачи защиты персональных данных (ПДн) опять усугубление ответственности директора школы– теперь на те обязанности, которых еще недавно не было. Самое смешное, что, похоже, сами директора этого не понимают!

Кроме некомпетентности директора в вопросах защиты ПДн, возникает вопрос о законности таких действий: ключевым понятием 152-ФЗ является вопрос о целях обработки ПДн. Не уверен, что в законе «Об образовании в РФ» обработка данных для ведения региональных БД учета детей находится в компетенции школы. По моим представлениям, это компетенция муниципального уровня управления. В таком случае, исполнение директором функций ОСИП является противоправными даже в случае получения согласия от родителей. Даже получение согласия является нарушением принципов 152-ФЗ! Если же появится распоряжение ДОМ, обязывающее директоров вести непредусмотренную законом деятельность, то это будет нарушением сразу 3-х законодательных актов: 152-ФЗ, 273-ФЗ и ТК РФ как выходящее за рамки компетенции и вменяющее дополнительные обязанности. Впрочем, им не привыкать– тот же букет уже имеется в отношении ЭЖ. Когда до их проверок дойдет очередь, директорам станет весело– именно они отвечают за данные нарушения.

Самым удивительным для меня были массовые акцентированные сентенции про то, что это право (!) дадут только директору. Как будто директор будет этим заниматься: очевидно, что он поручит ввод данных кому-то, кто, скорее всего, будет не лучше «девочек» из ОСИП. Таким образом, его заранее подводят под еще одну ответственность– разглашение ПДн.

В то же время, можно все оформить совершенно законно и не подставлять директора: воспользоваться последними обновлениями 152-ФЗ и заключить договор об удаленной обработке данных ОСИП с одним из сотрудников школы, который достоверно будет заниматься именно этим. За это положить ему определенную оплату в качестве совместительства– это обеспечит недостающие точки ввода данных и не обременит школу (директора) лишней ответственностью, кроме обеспечения необходимых условий по защите данных.

Можно было бы опять попричитать по поводу возможности не только не обременять школы новой головной болью с ПДн, но и существенно облегчить ее с помощью ИТ-госуслуг. Но в наблюдаемых условиях это недоступно пониманию ЛПР в ДОМ :(