27 февр. 2017 г.

Жизнь– это эскалация риска

Если бы я был Богом, я бы старательно поддерживал на Земле конфликтность, чтобы стимулировать развитие способов их решения. Именно раздражающие конфликты, проблемы заставляют искать новые все более сложные способы структурирования среды вокруг себя. Именно поэтому всякие гуманистические идеи про «мир во всем мире» не больше, чем один из способов решить конфликт. Способ этот совершенно бесперспективен, пока нет иного конфликта, решение которого важнее и существеннее «мира во всем мире».

В некотором смысле, это рецепт лечения головной боли ударом по пальцу. Как и в этом рецепте, уровень конфликта должен быть адекватен ожидаемому уровню развития. Каждый способ уклонения от риска приводит более масштабным рискам. Более мощные риски– более серьезные усилия по их разрешению– более сложные инструменты решения и мышления. Глобальный ядерный конфликт может быть актуален только тогда, когда человечество будет готово к покорению космоса, например, но будет избегать этого.

Жирующее общество потребления на фоне нищеты остальных, особенно при информационной прозрачности мира, является грубейшим нарушителем принципа развития. Если увлекаться управленческими моделями жизни человечества, любой тип управляющего, от Бога до «тайного мирового правительства», должен спровоцировать взрыв, препятствующий праздному наполнению желудка. Именно поэтому нет и не будет никогда единственного центра силы у человечества, пока оно одиноко во вселенной.

Мир на Земле наступит не раньше, чем человечество выйдет за рамки Земли и более актуальными станут конфликты между Землей и внешними поселениями. Совсем необязательно этим конфликтам быть военными– достаточно, чтобы на фоне внешних конфликтов единство позиций на Земле было важнее распрей.

23 февр. 2017 г.

40 лет нонконформизма

40 лет с окончания школы в 1977 году. Так что, юбилей окончания школы на носу. Шляпа и палка на фото Кати Костаревой– она тогда после перелома ноги ей кокетничала. Очередную конфискацию для общественных целей совместили с фотосессией.

Последний звонок мы гуляли сами, а на выпускной нас заперли в школе после торжественной части в театре. Мы были первыми заключенными на ночь, потому что в предыдущем году какие-то посторонние гуляющие выпускники ночью сцепились на Красной площади и кого-то, вроде бы, даже порезали. С тех пор выпускные мероприятия превратились в спецоперации.

Соглашаюсь с диагнозом Катерины Поливановой, публично озвученном на днях в мой адрес на конференции «Тенденции развития образования». Да, с переходом в старшую школу тихий послушный мальчик начал бузить. Если можно не соглашаться с собой, почему нужно соглашаться с другими? Значит, моему нонконформизму чуть больше 40. Реверансы своим учителям я уже публиковал. Среди них заметная доля из 179-й, в которой я учился именно в старших классах. На День математика 18 февраля, посвященный 85-летию НикНика, не попал, но помню его и рад, что он еще в строю.

День математика в 179 напомнил о приближающемся юбилее, а февраль внес «строевую» ассоциацию и лексику. Нонконформизм мой несовместим с воинской службой– с трудом вытерпел военные сборы. Поэтому всегда с неловкостью воспринимаю поздравления с Днем советской армии и флота во всех его инкарнациях. Это не мешает с полным уважением относиться к добросовестным служивым и разработчикам новых вооружений: к сожалению, до сих пор на равных можно договариваться только при наличии этих убедительных аргументов. Но оружие должно лежать в ножнах. Доставать его нужно только для тренировок на полигонах или для защиты, если иначе никак. И заниматься этим должны только те, кто чувствует желание служить в армии. Пушечное мясо уже не нужно, а техника сложна и динамична для надежд однажды обучить и иметь резерв на всю оставшуюся жизнь.

14 февр. 2017 г.

Роботы без Азимова?

Завтра в Европарламенте обсуждают рекомендации по приданию роботам прав в логике юридических лиц. И хотя комментаторы пишут, что понятие «электронная личность» имеет такое же отношение к человеческой личности, как «юридическое лицо» к человеческому лицу, наши православные уже заволновались о перспективах уничтожения человечества. Рекомендации Европарламента прямо с первых строк мотивирующей части документа отталкиваются от наиболее известных художественных образов.

Страхи можно понять: о возможном вытеснении людей роботами звучит из уст не только футурологов, но и экономистов. Исторические экскурсы про луддитов в позапрошлом веке и про бухгалтеров в совсем недавнем прошлом успокаивают не всех. Перед образованием встают вопросы, чему учить, чтобы не попасть под сокращения из-за роботов в ближайшем будущем.

У нас есть аналогичная законотворческая инициатива Гришина, на которую я недавно отреагировал.

В том же ряду стоит рассматривать 23 принципа искусственного интеллекта (ИИ), которые подписали очень уважаемые в ИТ западные знаменитости. Они отличаются по жанру и по направленности (ИИ, а не роботы), но по сути это примерно одно и то же– регулирование сферы использования умных технологий. Я не отделяю ИИ от роботов, поскольку чистый ИИ– сущность условная: в той или иной форме он должен оказывать воздействие на нашу жизнь. В роботах это проявляется более явно. Но суть от этого принципиально не меняется.

Любители фантастики и все, кто связан с робототехникой, наверняка знают 3 закона робототехники из рассказа Азимова «Хоровод» (1942), исключающие агрессивность роботов:

  • Первое: робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
  • Второе: робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, если эти приказы не противоречат Первому Закону.
  • И третье: робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму Законам.

Позднее в романе «Роботы и Империя» (1986) интеллектуальные гоминоидные роботы выводят 0-й закон, вычислив который логическим путем, выходят из строя:

  • 0. Робот не может причинить вред человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был причинён вред.

На удивление, в предлагаемых нормах, с которыми удалось столкнуться, эти давно известные всем любителям научной фантастики законы никак не отражаются. Еще до принятия юридических норм первые практические реализации умных технологий направлены против человека: силовое подавление и лишение приватности. Неужели эти короткие формулировки законов оказались слишком наивны? Азимов из исторического далека ошибался или мы легкомыслены?

Мне эта тема показалась важной, в упомянутых текстах не все понравилось, поэтому захотелось отнестись, в надежде обратить внимание коллег и общества на эту тему, пока не поздно. Мне кажется, что в предложениях в логике понятийных сущностей типа юрлица или робота-агента не учтены важные системные упущения действующего законодательного принципа, унаследованного с доисторических времен: закон нацелен на поиск виноватых и их наказание. Закон должен быть нацелен на предотвращение, а не на месть.

Подписанные знаменитостями 23 принципа, изложенные в иной логике и акцентированные на ИИ, могли бы стать альтернативным направлением нормотворчества, но они показались мне, во-первых, слишком длинными, во-вторых, слишком умозрительными и поэтому нежизнеспособными. Подходы составителей к безопасности вызвали у меня смущение: я не понимаю ограничений на исследования, кроме страхов. Страхи не могут помочь в безопасности. Если миссия нашей цивилизации– создать новый разум, никакими формальными ограничениями этот процесс не остановить. Принципы типа хартии– это неплохо, если их немного. Безопасность я вижу не столько в хартии, сколько в жесткой нормативной регламентации на этапе реализации изделий. И пусть исследуют, что хотят. Генетические и бактериологические исследования более опасны, но их не могут контролировать.

С чем я полностью согласен, что исследования должны вестись открыто. Даже если будут выкладывать в доступ не все, обязательство заявить о своих работах и что-то публиковать обеспечит возможность мониторинга за теми, кто работает в сфере ИИ.

В качестве альтернативы, хочу предложить свои соображения о подходе к нормам будущего законодательства с учетом ИИ.

Управление рисками и жесткая регламентация

Поскольку силовые задачи человечеству нужны, в целях безопасности нужно, прежде всего, жестко разделить регламентацию силовых и гражданских изделий:

  • Силовые установки должны иметь броскую недвусмысленную внешность, предупреждающую издалека о своем назначении. Силовые установки должны исключать возможность спутать их с естественными животными организмами, прежде всего, с человеком, и с типовыми для обыденной жизни гражданскими установками. Безопасность силовых установок должна обеспечиваться жесточайшей регламентацией. Например, запрет создания многофункциональных силовых установок– только узкоспециализированных. Это позволит алгоритмически ограничить сферу их использования. Формирование многофункцинальных групп из разных установок можно ограничить особыми условиями, прежде всего, под особым внешним контролем и при наличии «волшебной кнопки» самоликвидации.

  • Гражданские установки должны жестко соблюдать законы Азимова. Нулевой закон Азимова, предполагающий приоритетность человечества над отдельным человеком, не может реализовываться гражданскими установками– функция силовой защиты людей друг от друга должна быть возложена исключительно на силовые установки. В безопасности гражданских установок люди должны быть абсолютно уверены, как и в надежности распознавания вида установки: силовая или гражданская.

Упомянутые 23 принципа ИИ при соблюдении законов Азимова гражданскими установками основную массу пользователей волновать не должны. Подразумеваемые в них риски могут проявиться только в силовых и экспериментальных установках.

Я вижу 3 уровня решения задач безопасности в соответствии с уровнями рисков:

  • механические риски
  • риски операционной системы (ОС)
  • риски логических выводов ИИ

Все конкретные риски должны быть классифицированы и документально отражены, в том числе, в виде внешней маркировки. Чтобы законы исполнялись,

  • механическая установка должна быть описана разработчиком с точностью до конкретных рисков, чтобы разработчик операционной системы целенаправленно строил программную реализацию, обеспечивающую их контроль.

  • Кроме контроля за механическими рисками, ОС должна иметь систему блокировок на случай программных сбоев и коммуникационных задержек.

    Тестирование установки должно заключаться в проверке всех описанных ситуаций. Если несчастный случай произойдет по причине, отсутствующей в описании рисков, за нее должен нести ответственность разработчик.

  • Системы ИИ не должны иметь возможности причинить вред человеку. Полагаю, они должны иметь два уровня:

    • защищенный приоритетный уровень безопасности (законы Азимова),
    • функциональный уровень, ответственный за целевые гражданские задачи.

    Возможно, слой безопасности логичнее реализовывать как часть операционной системы, потому что безопасность конкретной установки зависит от ее механических возможностей. У Азимова соблюдение законов предполагалось даже на аппаратном уровне– именно поэтому модуль управления роботов сгорал раньше, чем он мог законы нарушить.

Альтернатива может быть в том, чтобы слой «защитника» был самоценным для любых систем, потому что защита нужна не только механическим установкам. Мы все чаще и все плотнее работаем с системами ИИ, полагаясь на свой здравый смысл, не имея полного представления о работе ИИ. Есть смысл логику документирования рисков и формирования защитной прослойки с ИИ на основе конкретных рисков использовать не только в роботизированных системах.

Мы знаем, что обходят сегодня практически все, но сложность такого обхода должна быть существенно выше ценности такого пути.

Гражданские отношения

Кроме технологических мер, есть и гражданская ответственность разработчика, изготовителя, продавца, владельца, сервисной службы и хакера, взламывающего штатный режим изделия, обходя технологические барьеры. Если удастся сделать хороший защитный слой на базе ИИ, можно все эти сложные комбинации ответственности свести к отношениям вокруг него. А условием внешней ответственности для потребителя должен быть жесткий регламент запуска системы под защитным слоем.

Реализация законов Азимова неизбежно приведет к изменению законодательных принципов в обществе, потому что простая формулировка «причинить вред человеку» требует формализации, а это, по сути, вся нормативная база, построенная сегодня в логике наказания. А наказание бессмысленно в отношении робота. Наказание в отношении человека тоже бессмысленно, но мы уже так привыкли. Будучи переформулированными для робота, варианты причинения вреда человеку начнут пересматриваться в отношении людей, ибо это более разумно и эффективно.

На месте великих подписантов 23 принципов ИИ, я бы призвал к пересмотру принципов построения законов, унаследованных человечеством со времен рабовладельчества, а не к ограничению исследований ИИ на базе собственных страхов.

PS. 16 февраля Европаламент принял текст.

2 февр. 2017 г.

Закон, культура, воспитание

Закон не нужен вообще, если люди могут договориться. Он нужен только там и тогда, когда ситуация не может разрешиться здравым смыслом и неоднократно повторяется (в развитие короткого поста на ФБ).

Если рассматривать культуру как соотношение общественных законов (писаных или жестко сформулированных правил) и морали (неписаных правил или, точнее, подходов к решению), то при сопоставимой сложности отношений, на мой взгляд, чем выше уровень культуры, тем более значима доля неписаных правил. Если представить себе культуру роботов, то у них логично ожидать отсутствие неписаных правил– все формализованы. Тогда:

  • Закон должен быть только там, где недостаточно здорового чувства меры на основе культуры.
  • Чем меньше культуры, тем больше законов.
  • Чем больше законов, тем меньше значение культуры.
  • Чем меньше законов, тем они сильнее.
  • Законы должны облегчать жизнь, а не усложнять ее.

Ограничения в сообществе неизбежны, ибо у каждого есть свои интересы, планы, проблемы. Вопрос в способе согласования. При высоком уровне культуры в обществе можно обходиться здравым смыслом и взаимоуважением. Здравый смысл– это не только и не столько индивидуальный ум, сколько умение минимизировать опасные и конфликтные ситуации. Этот навык опирается на культуру: как личную, так и общественную. Общественная культура– это общепринятые способы взаимодействия, в том числе избегания конфликтов. На основе общественной культуры формируется личная культура: личный опыт, личная харизма, личные особенности, включая личную соображалку.

Здравого смысла не всегда хватает. Если некая ситуация регулярно приводит к конфликтам и не находит культурного разрешения, группа авторитетных и неглупых создает общее правило– закон. Чем менее культурно общество, тем больше требуется таких законов. И чем больше наваяют таких законов, тем меньше обществу нужна культура, ибо функция регулирования переходит все в большей степени на формальные правила.

На ФБ в ответ появился жесткий контртезис:

В отсутствии Закона все моментально становятся либо некультурными, либо мёртвыми. Закон выступает арбитром, у него функция дяди с палкой, который бьёт по голове, независимо от культуры, справедливости, здравого смысла и пр., а только по тому как записано.

Какие развилки меня волнуют:

  • закон и справедливость
  • закон и месть
  • личное и общественное
  • закон и культура
  • культура и воспитание

Рассмотрю подробнее:

  • Самая избитая и бесконечная тема– закон и справедливость.

    Люди стремятся к справедливости, но разные люди ее понимают по разному, поэтому закон как форма общественного договора сменил суд, опирающийся на усмотрение уважаемых людей, по их представлению о справедливости. И именно суд на основе закона как свода правил можно рассматривать как «дядю с палкой, который бьёт по голове, независимо от культуры, справедливости, здравого смысла и пр., а только по тому как записано».

    Суд на основании закона удовлетворения не принес. Это проявилось в многочисленных художественных произведениях, где герой, которому симпатизирует читатель/зритель, нарушает закон ради справедливости. Естественно, в представлении героя (автора?). Тем не менее, логика закона как формального правила не обсуждается. Общественное мнение озабочено в гораздо большей степени обеспечением декларируемой независимости суда и строгого соответствия его деятельности закону. Раз даже набор формальных правил не удается в полной мере реализовать, то что говорить о справедливости, которая не формализуема?

    Побочным эффектом такого формального подхода является обсуждение ситуаций, которые выпадают из типовых условий закона. И тогда наиболее странно звучат доводы по подгонке нестандартной ситуации под ту или иную стандартную ситуацию закона вместо осознания ее нестандартности. Люди не удерживают логики появления закона как правила на основе общественного согласия и провозглашают первичность формальных правил. Спор идет в логике схоластических дискуссий: какой из неподходящих тезисов закона более подходит в данной ситуации?

  • Глубинная проблема закона, которая не обсуждается и считается незыблемой– поиск виновных и их наказание.

    Казалось бы, зачем в 21 веке на фоне споров о демократии, о правах человека, о либерализме действовать в логике мстительно-устрашающей архаики? Почему не рассуждать в логике предотвращения нарушений вместо попытки наказаний? Не все ли равно, кто виноват? Важно, как предотвратить повторение. Кому интересно, старые наивные рассуждения подробнее.

  • Серьезным культурным водоразделом, в частности, между Россией и США является приоритетность личного и общественного.

    Мы очень похожи во многом, но, судя по различным художественным фильмам, в ряде узловых событий, где проявляется эта приоритетность, явно видны разные подходы. Те же санкции, которые для западной культуры воспринимаются абсолютно естественно как наказание, для нас воспринимаются с недоумением. В России, несмотря на все дискуссии о либерализме, общественное несопоставимо важнее личного. На западе значимость личного заметно выше. Я не даю оценок «хорошо/плохо»– это каждый решает сам. Я констатирую очевидное для себя наблюдение. Поэтому именно в России подход предотвращения неприятностей вместо наказания, на мой взгляд, более реалистичен, чем для запада.

  • Свое отношение к соотношению закона и культуры я уже определил в начале.

    Именно поэтому меня крайне беспокоит «бешеный принтер». Наметившийся крен в пользу формальных правил даже в тех аспектах, которые всегда регулировались общественными представлениями, беспокоит больше всего. Либо это глупый законодательный раж, который можно успокоить властными рычагами на основе здравого смысла. Либо это признак размывания навыка культурного регулирования. И тогда это тревожный сигнал и власти, и обществу. В совокупности с призывами о воспитании, есть подозрение, что второе более вероятно.

  • Самый скользкий в этом обсуждении аспект о соотношении воспитания и культуры.

    Сегодня общепризнанным рассуждением является призыв к школе заниматься не только обучением, но и воспитанием. Об этом и министр регулярно говорит, и народный фронт конференции проводит, и на каждом образовательном мероприятии кто-то обязательно об этом скажет, причем в пафосном залоге. В учебные курсы школы сначала вставили отдельным часом изучение религии (с одним из обоснований как воспитание), сейчас призывают не религии вообще, а именно православие как наиболее массовую в России. Отдельная новая инициатива верховного муфтия об уроках нравственности. Да еще и ответственность ввести за духовно-нравственное воспитание!

    Меня такое представление о воспитании вгоняет в тоску. Как представлю себе эти уроки нравственности на фоне полицейских мероприятий по контролю за сливами информации на ОГЭ/ЕГЭ/олимпиадах, так тошно становится. Не воспитывается человек причитаниями! Будь то в школе, на публичных мероприятиях или дома. Человек воспитывается только действиями. Причем не всеми, а которые он сам счел достойными подражания! Давно известная истина для родителей: можете ребенку говорить, что угодно,– он будет вести себя так, как вы сами себя ведете. Потому что родители– самые значимые люди для любого человека. Их пример– его самый частый выбор. Любые другие люди могут повлиять на этот выбор только в том случае, если они окажутся значимыми для ребенка и если пример их поведения покажется ему достойным подражания.

    Да, поведение героев воспитывает, потому что отношение многих людей к их поступкам демонстрирует значимость их для многих– повод задуматься и взять себе за образец. Но если про этот поступок только говорят пафосно на мероприятии, а герой в остальное время едва сводит концы с концами, позабыт-позаброшен всеми до следующего публичного мероприятия, вряд ли вменяемый человек поверит в значимость. Это будет зависеть от его модели успешности в жизни. А сейчас старательно выстраивается представление об успешности по принципу финансовых доходов. И что умники воспитания противопоставят в своих пафосных речах этой общественной максиме?

    Все, кто реально думает о воспитании, об общественных ценностях, должны четко понимать, что воспитание– это слепок культуры. Какова бытовая культура вокруг человека– таково и воспитание. С небольшими семейными вариациями, ибо роль родителя никто не заместит. Хотите повысить уровень воспитания– обеспечьте соответствующий уровень культуры вокруг человека. Единственное, что может школа сделать в вопросах воспитания– обеспечить высокий культурный фон своим ученикам. Но он зависит от культуры учителей школы.

    Если мы недовольны уровнем воспитания молодежи, нужно не законы новые лепить, не уроки новые вставлять, а заняться собой– бытовой культурой, в которой молодежь живет и развивается. Чтобы небезразличие в уличных конфликтах не ставило борца за правое дело в неловкую ситуацию. Чтобы некультурные формы поведения пресекались. Чтобы были рабочие и аккуратные сортиры, чистые мусорки, уважительные работники сервиса и, тем более, органов полиции...

    Если говорим о патриотизме, то он должен проявляется в жизни, а не на словах, в том числе в пропаганде. Сколько лет мы будем обеспечивать остатки фронтовиков квартирами и гарантировать им достойную медицину или просто бытовой уход? Тот же «Бессмерный полк», где он проводился от души, а не для отчетности, оказал заметно большее влияние, чем пафосные школьные мероприятия по спущенному сверху графику.

    О каком патриотизме можно серьезно говорить, если в дискуссиях с собственными согражданами критиков поддерживаемой властью позиции относят чуть ли не к врагам? Давайте без меры в СМИ обзывать друг друга «либерастами», «коммуняками», «фашистами», «ватниками», «колорадами», «сепарами», «укропами»...– и вырастим неспособных видеть иное мнение, способных видеть в носителе иного мнения врага. Мы сейчас, может, и не перейдем границы взаимных оскорблений. А они смогут? Без той культурной опоры, которую заложили в нас,– способности уважать иное мнение?

    Мы прошли непростые времена, когда все обвалилось, но забыли, что в этом обвале жили и росли дети. Именно ту культуру они восприняли и сейчас воспроизводят. И их уже не исправить. Современные дети живут и растут сейчас. Все, что происходит в культуре сейчас, мы получим чуть погодя в исполнении детей, которые сейчас незаметны. И преломиться это может самым неожиданным образом. Если мы их осчастливим «воспитанием» в стиле советской школы, то испортим формализмом, получим «совок». Причем в гораздо худшем виде, потому что идеология в советской школе еще была, хотя и плыла изрядно. Сейчас у нас идеология «красивой жизни» с попыткой наложить религиозные ценности. Формализм на этом фоне может привести к жесточайшему цинизму, на фоне которого «совок» покажется шедевром воспитания.

    Можно и нужно говорить о воспитании, но в логике страны, а не школы. Не может школа перевоспитать всю страну. В школе можно обсуждать организацию мероприятий, проведение которых способствует переживанию и рефлексии каких-то событий, действий. Но это вполне реализуемо и в рамках учебной деятельности. Без специальных мероприятий, за которые потом еще неделями отчеты писать. Гораздо эффективнее проводить важные для культуры мероприятия по стране, а не по школам.

Отношение к закону– важный аспект воспитания.

Отношение к закону, к суду, к правоохранительной системе транслируется из поколения в поколение. Можно сколько угодно причитать о том, что хорошо и как правильно, но это никак не сказывается на реальном отношении, пока не возникнет устойчивого впечатления об изменениях.

  • В России не верят закону, старательно избегают общения с ним до последнего. Одни пословицы чего стоят. Стойкое мнение, что нет ни одного закона, который можно было бы реально выполнить. И смысл такой Фемиды народ видит в необходимости иметь возможность любого привлечь к суду, когда и если власти это потребуется. Народ же в культуре бытового общения больше настроен на поиски справедливости. Каждый, как может. К преступникам в народе отношение негативное. Судимость остается клеймом на всю жизнь.

  • На западе, несмотря на различные фильмы, отношение к закону уважительное. Возможно, сказалось бурное прошлое с судами Линча, или это свойство протестантизма, распространенного на западе. Важен факт. Допустимо позитивное отношение к преступникам: факт совершения преступления не исключает признания личных достоинств. Преступил– поймали– наказали– освободился– забыли.

Наблюдение за процессами в России пока доказывает правильность исторически сложившегося отношения. Поэтому и жесткая народная реакция на активизацию законотворчества в виде уничижительного слогана про «бешеный принтер». Таким образом, если законотворчеством хотели улучшить ситуацию, то получилось «как всегда».

Принцип снижения нормативной нагрузки, предложенный Трампом, я считаю великой идеей, которую нужно импортозаместить в России. Чем больше мы будем переносить на уровень культуры, тем сильнее и адекватнее будут законы. А мы терпимее и мудрее.

31 янв. 2017 г.

Учиться хором

Прекрасное музыкальное явление стало поводом для размышлений о жизни и об образовании.

30 января 2017 года наслаждался юбилейным концертом, посвященным 70-летию Льва Зиновьевича Конторовича, народного артиста России, профессора, заведующего кафедрой Современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории.

  1. О мотивированном обучении

    Мои собственные дети занимались в детском хоре, который курировал юбиляр. Однажды мне посчастливилось наблюдать репетицию с его участием. Я как опытная училка с любопытством наблюдал, как совершенно лишенный каких-то авторитарных признаков на лице маэстро ходил между хористов, увлеченных беготней, и недоумевал, как же он их в чувство будет приводить?

    Начало репетиции, казалось, подтверждало мои опасения: старшие неторопливо встали на свои места, а мелюзга продолжала мотаться друг за другом даже когда начали петь. Но буквально в течение полминуты они прибежали на свои места. Однако сразу переключиться на пение не могли и продолжали друг друга смыкать. Пение прекратилось по команде Канторовича. Вопросительный взгляд на шалунов практически всех переключил. Только один не мог справиться с возбуждением от беготни. Опять начали петь. На этого неспокойного ноль внимания. Еще минута-две и он тоже входит в процесс.

    Незабываемое ощущение от совместного действа: явно видится, как Лев Зиновьевич играет на хоре. Я подчеркиваю: хор воспринимается как единый инструмент, на котором играет маэстро. При этом все получают удовольствие от процесса: он– от своей игры, дети– от исполнения своей роли, как индивидуально, так и в совокупности. И ему не нужно иметь нисколько авторитаризма, которым обязаны обладать все училки, чтобы контролировать согласованную работу детской аудитории. Он берет удовольствием от процесса. Когда он стал реже приходить на репетиции, дети начали уходить из хора. Именно он давал это незабываемое чувство радости совместного пения. Его ученица такой харизматичностью не обладала. Но это не та харизматичность, к которой мы привыкли: это невзрачная харизматичность Мастера!

    Случайно подсмотренная репетиция стала путеводной звездой моих бесконечных обсуждений будущего образования: что может сделать встречное движение учителя и ученика, каким удовольствием и напряжением может стать мотивированное обучение.

  2. О созвучии несозвучного

    Прекрасное многоголосие, часто с непростой мелодикой, вызвало неожиданную аллюзию к многочисленным столкновениям разных мнений и характеров. Каждый голос в хоре показался вправе представлять одно из мнений в дискуссиях.

    • В хоре они создавали совместную гармонию, давали несопоставимо более сочное звучание, чем каждый в отдельности.
    • В столкновении мнений каждый борется за свой голос, подавляя другой или склоняя его на свою сторону.

    Аналогии всегда неточны, но могут навести на полезные мысли. Тем более, в жизни очень много подобного.

    Мысль первая, что хор управляется централизованно и исполняет одну конкретную мелодию, рассчитанную заранее на много разных голосов. Отсюда вывод 1:

    • планы в стране, чтобы получалось сочно и красиво, должны обладать мелодикой на все голоса.

    Мысль вторая, что развитые сложные музыкальные произведения родились из природы. Естественные звуки, созвучия восприняты человеком и доведены до сложного и красивого звучания не при случайном стечении обстоятельств, а целенаправленно. Самой яркой иллюстрацией можно считать работу ансамбля «Стомп», где совокупность совершенно немузыкальных бытовых звуков превращают в увлекательные звуковые шоу. Значит, вывод 2:

    • чтобы получались вдохновляющие всех созвучия из разных мнений, нужно учиться их сочетать, а не подавлять или затыкать отличные от своего
  3. О страхах

    Мы все опасаемся за устойчивость своего существования. Но мир неустойчив. И неустойчивость, неопределенность нарастает. Навык стремиться к устойчивости может оказаться опасным. Для жизни в условиях неустойчивости, изменчивости нужно ценить разные мнения– лучше иметь выбор, чем оказаться в дураках из-за отсутствия альтернативы.

    Когда звучит один тон, один голос, это сначала нравится, потом раздражает, потом усыпляет. Если целый хор звучит в унисон, это сначала впечатляет как единение, потом удивляет, как что-то не очень естественное, наконец, воспринимается как громкая данность. Звук меняющийся в соответствии с условиями жизни не раздражает и не утомляет. А когда звуки множатся и сочетаются, они воодушевляют гораздо больше унисона. Это другое воодушевление: созвучная красота как широта возможностей, а не просто кратная мощь.

    Не надо бояться многоголосия. Нужно стремиться к нему. Созвучие сразу не достигается. И не всегда оно нужно. В детстве я не воспринимал сложную музыку без очевидной мелодики. Сейчас сложная музыка начала восприниматься. Правда, помногу тяжело: видимо, как все сложное, много не переваривается. Но сложно– не значит плохо. Лучше найти сложное созвучие, чем подавить чужой звук как лишний.

19 янв. 2017 г.

Расфокусировка университетов

От того, как будут менять концепцию высшего образования, зависит изменение многих общественных институтов в стране. Подходы излагают самые разные. Есть риск, что пойдут либо по самому простому в конкретной ситуации пути, либо по самому экономичному в логике текущих бюрократических реалий. Направление изменений критично, поэтому тоже решил поучаствовать во всеобщем параде предложений.

Рамку рассуждений мне задают свежие публикации Дмитрия Пескова (АСИ) про чисто сетевую концепцию университета НТИ и Олега Бочарникова про первичность культурного аспекта для университета. Более традиционными векторами можно считать проекты 5-100 и «Открытый университет».

На меня в полной мере не ложится ни один из этих подходов, хотя многие технологические аспекты близки. Тонкость, на мой взгляд, в общей концепции. А она складывается постепенно по мере обсуждений и наблюдений. Некоторые важные аспекты будущей системы я отразил в статьях «Манифест новой системы образования: от просвещения к образованию» и «Карта знаний может перевернуть высшее образование». В первой рассмотрены общие контуры системы без концентрации на высшем образовании, а во второй только один технологический аспект– замена устаревшего образовательного ценза (в виде неинформативного диплома) профилем освоенных дисциплин на карте знаний.

Здесь я хочу обратить внимание на необходимость пересмотра логики построения высшего образования и места в нем университета.

Для разбора стереотипов нужно возвращаться в исходную точку сборки модели и пересматривать ее с учетом новых условий. Университет стал точкой пересечения нескольких задач:

  • формирование новых знаний (наука),
  • клуб интеллектуалов по обсуждению разных сложных проблем,
  • место для обучения.

Круг лиц, круг тем, уровень специализации позволяли все это выполнять в сравнительно небольших учреждениях– университетах. По мере роста, можно было создать новый. Таким образом, университет был элитарным местом с позиции науки, культуры, образования.

Но со временем учреждение нового университета перестало отвечать исходным задачам. Постепенно главным продуктом университета стало, по факту, высшее образование– приобретение профессиональных компетенций. Научный аспект университеты начали решать по разному. Сочетание науки и обучения уже не может иметь единого подхода в силу больших объемов задач в каждом направлении. Баланс каждый университет решает в своей логике. Философские дискуссии стали скорее исключением, чем практикой. Аспект культуры, о котором пишет Олег Бочарников, выглядит наименее очевидным в современной практике, если рассматривать его не как неотъемлемый аспект жизни университета, а как один из управленческих показателей внимания.

Задачи, которые решал узкий круг интеллектуалов в университетах, сегодня стали охватывать все общество:

  • все должны учиться всю жизнь
  • все участвуют в обсуждении самых разных проблем
  • наука проникает во все и представляет собой многоуровневую структуру с огромным количеством участников

Таким образом, можно утверждать, что университет разросся на все общество и требует более тонкой настройки:

  • либо упразднить университет как сущность, которой больше не существует, чтобы не путать ее с первыми университетами,
  • либо переосмыслить его в новых условиях, сохраняя ключевые аллюзии к первым реализациям.

Подозреваю, что общество морально не готово исключать университет из современной культуры как традиционную и уважаемую сущность, но тогда нужно выбрать эти ключевые аллюзии и исключить из университета остальные.

Ключевой аллюзией к классическому университету я считаю яйцеголовую элитарность: место сбора любителей напрягать мозги самыми разными проблемами науки, культуры, образования. Элитарное «PR-агентство академий наук и искусств», излагающее самые сложные и творческие задачи на доступном для нетупых непрофессионалов уровне. Но предполагающем мотивированное погружение и изучение с возможностью более плотного подключения. Не попса. Таким образом, я близок к позиции Олега Бочарникова.

Крайне важно отказаться от идиотской бюрократической затеи называть все высшие образовательные организации университетом. Высшее образование сегодня является деловой нормой большинства, необходимое для успешного позиционирования на рынке труда. При чем тут университет? Я бы университетом называл редкие многопрофильные учреждения, где занимаются наукой и обсуждают самые разные ее направления, независимо от направленности научной работы каждого. В нем должны работать ученые и становиться учеными. Хотя работать и становиться учеными можно не только в университете, но и в аспирантуре, в научных учреждениях.

Достаточно ли переименовать университеты обратно в институты, как было в советское время? Хорошее по смыслу слово: «Разновидность организаций, цели которых обращены в будущее».

Полагаю, нужно внимательнее рассмотреть задачи обучения и строить организационные структуры с учетом современных реалий. Прежде всего, следует признать, что в высшем образовании закрепилось представление об обучении как преимущественно лекционно-семинарская деятельность. В то же время, при наличии современных информационных технологий такая организация работы является предельно неэффективной. Изучение теории можно и нужно переводить в формат «перевернутого класса» для самостоятельного изучения теоретических основ с возможностью очно разбираться с возникшими вопросами и проблемами. Это, помимо повышения эффективности работы преподавателей и студентов, позволяет отказаться от вступительных экзаменов– кто угодно может осваивать по сети теоретические основы, было бы желание. Очное общение возможно только с успешно осваивающими программу по практическим поводам.

Оценку освоения дисциплин, изученных любым удобным для обучающегося способом, нужно проводить в независимом центре оценки. Проще всего их создавать на базе действующих вузов в логике неизбежной диверсификации их деятельности.

Что касается названия «институт», я не вижу разницы между способами обучения в традиционном институте и в школе, кроме тематики программ. Учитывая, что школа движется в сторону индивидуализации образовательных программ, нет никаких причин разрывать эту логику после старших классов. Более того, если перестанут всех детей одного возраста жестко вести по единым для всей страны программам, а дадут право выбора, многим не потребуется 11 лет для освоения общеобразовательной программы. Уже известны примеры изучения школьной программы за 1-2-3 года при мотивированном обучении. Это значит, что остальное время ученики могут осваивать с неменьшим успехом что-то еще полезное, в том числе курсы высшей школы. Почему бы все теоретические дисциплины вузов не считать профильной школой? По крайней мере, уровень бакалавриата ничто не мешает сбросить из вуза в профильную школу. Думаю, и магистратура в теоретических аспектах может осваиваться в том же режиме.

Что тогда остается институтам?

  • Построение индивидуальных образовательных программ по запросам обучающихся.
  • Координация, поддержка и учет обучения студентов по актуальной для института тематике, независимо от способа обучения.
  • Профориентационная деятельность в виде научно-познавательных мероприятий, вовлекающих обучающихся именно в те направления деятельности, которые актуальны вузу.
  • Организация производственной практики и стажировок на предприятиях своей направленности.
  • Подготовка специалистов по заявкам предприятий, в том числе готовых творческих коллективов.

Такая модель отношений института со студентами разрывает связь обучения и сопровождения образовательной траектории. Обучается теории студент, где хочет и как хочет. Институт может ему рекомендовать, но выбор остается за студентом. Продуктом института является знание рынка труда и образования по своей тематике, способность и готовность сопровождать движение студента по его индивидуальной образовательной траектории вплоть до рекрутинга. Подавляющему большинству студентов нужно хорошо продаться на рынке труда– это их цель обучения. Поскольку на рынке труда нужны не сертификаты о прохождении курсов, а практические компетенции, важным направлением работы института должно быть наличие связей с профессиональными организациями, которые готовы принимать на стажировку/практику студентов и давать им отзывы-оценки по достигнутым компетенциям.

Особо яйцеголовым студентам институт предлагает обучение в университетах. Передача адекватного студента в университет должна быть выгодна институту. Университеты должны патронироваться наукой и пополнять ее достойными кадрами.

Общая картинка

Обучение происходит по широкому спектру предложений в условной школе для любых возрастов.

  • Условность в том, что широкое разнообразие, которого в традиционной школе никогда не было.
  • Школа, потому что для всех по единым правилам.

Могут быть нюансы для несовершеннолетних в части усиленного контроля за их безопасностью и режимом дня, но они непринципиальны с точки зрения организации обучения.

Отвечая на вызов Пескова об исключительно сетевом обучении, полагаю, будут жить самые разные формы. Не верю в исключительно сетевое обучение. Оно дешевле. Оно технологичнее. Но мотивация к обучению возникает только в контакте между людьми. Не верю, что возможна жизнь в рамках исключительно сетевых контактов без очного общения. Более того, уверен, что есть люди, которые не готовы даже теорию изучать исключительно в компьютерном виде. Но верю и в таких фанатов, которые будут максимально выжимать все из сети и минимизировать личные контакты. Можно вспомнить Солярию Азимова. Значит, будет разнообразие, регулируемое потребностями людей.

Результаты обучения оцениваются в независимых центрах и попадают в единую базу подтвержденных компетенций на основе единой развивающейся карты знаний. Это позволяет динамично формировать свой образовательный профиль и сопоставлять его с динамично обновляемыми по мере необходимости профилями компетенций для соискания вакансий и поступления на очередные курсы.

Институты, поддерживаемые профильными ведомствами, мониторят профили перспективных для себя студентов и сопровождают их профессиональное развитие, содействуют повышению квалификации в востребованных направлениях и устройству на работу. Полагаю, они вытеснят с рынка чисто рекрутинговые агентства, потому что голый рекрутинг перестанет быть востребован.

Университеты как элитарные учреждения для научно мотивированных студентов будут центрами популяризации науки, культуры и образования, «ускорителями» студентов для научных траекторий.

Необходимо пожизненное финансирование каждому некоторого объема покрытия образовательных потребностей, раз уже очевидна необходимость обучения всю жизнь. Ежегодная норма может накапливаться, может расширяться за счет личных средств. Но государство должно стимулировать постоянное обучение, если оно хочет претендовать на статус великого в современном мире.

Реализация

Для построения такой картинки достаточно в этой логике начать строить любую новую структуру в сфере высшего образования. Тот же университет НТИ, если для него есть люди и средства. Хотя заметно мощнее для страны было бы в этом направлении начинать разворачивать «Открытый университет», а не подстраивать его новые технологические возможности под старые модели работы.

PS. Мелкий технологический штрих. Полагаю, такое изменение образовательного ландшафта требует от вуза разделения управления образовательным процессом и бытовыми нуждами на независимые структуры с разными принципами финансирования.

18 янв. 2017 г.

Робот, ты не прав!

Гришин бросает Азимову и всему миру вызов на ниве законодательства в отношении роботов. Законы о роботах обычно связывались в голове с рассказом Азимова «Хоровод». Я даже на основе этого рассказа проводил уроки информатики– получалось неплохо. Но сейчас о них вспоминать становится даже неловко, ибо первые роботы нашли применение в полной противоположности законам робототехники Азимова: для уничтожения человека. К сожалению, это обычно для человечества.

По взрывному росту популяции роботов вокруг нас можно уверенно констатировать начало эры Азимова, о которой он размышлял в середине прошлого века, прорабатывая в своих произведениях отношения человека и роботов. Его книги о роботах– сокровищница современных робототехников, хотя все может пойти по другому, чем ему виделось в этике и эстетике своего времени.

Однако, несмотря на рост достижений в области искусственного интеллекта вплоть до побед его над человеком в ряде традиционно человеческих интеллектуальных задач, вопрос законодательной проработки участия роботов в нашей жизни пока никто не ставил. До Гришина Дмитрия Сергеевича. Он опубликовал для обсуждения свой проект. При рассмотрении нормативных задач предполагается выделить несколько подходов правового регулирования:

  • приравнять роботов к животным (применить те же принципы и подходы, например, в случае ответственности владельца источника повышенной опасности);
  • использовать концепцию, близкую к юридическим лицам;
  • решить вопрос по аналогии с физическими лицами.

Меня радует сам факт такой постановки задачи, потому что нашествие роботов уже стало реальностью– значит, пора заняться регулированием их использования и участия в жизни. Заодно могут быть заполнены лакуны использования программного обеспечения, которое не менее действенно в современной сетевой жизни, чем механические последствия физически осязаемых роботов.

Если же обсуждать изложенные подходы, мне они не кажутся исчерпывающими. В роботе я вижу много слоев отношений, каждый из которых требует адекватного отражения:

  • искусственный интеллект, который может быть реализован как локально, так и в сети
  • программное обеспечение без особых интеллектуальных функций, которым робот управляется
  • механические конструкции, которые могут нанести физический ущерб

Особо стоит выделить вполне ожидаемую ситуацию с нежелательным вмешательством в работу робота на любом уровне его системы. Кто и за что должен отвечать в случае нежелательных действий робота в ситуации намеренного вмешательства внешних сил?

С точки зрения ответственности, механические конструкции могут быть многоуровневыми: базовый конструктив с загружаемой логикой и широкий спектр сторонних дополнительных аксессуаров, которые могут поставляться различными сторонними разработчиками. В случае нежелательных механических повреждений, кто должен отвечать: разработчик базовой конструкции или внешнего аксессуара?

Упомяну без раскрытия очевидный аспект баланса ответственности изготовителя, владельца и пользователя робота. Там тоже масса нюансов, которые упомянутыми 3-мя подходами не покрываются.

Но самый главный риск я вижу в наказательной концепции законодательства: не предотвратить нежелательное, а наказать виновного, дабы другим неповадно было. Причем, на западе наказательная модальность даже сильнее вызвана, что проявляется на политическом уровне в виде санкций: стремление подавить нежелательное поведение страхом наказания.

В этом контексте очень показательно уточнение Якова Кедми, развенчавшего длительно насаждаемый миф советских СМИ о мстительности израильской разведки. Нам неоднократно рассказывали про уничтожение всех участников группы захвата израильских спортсменов на Олимпиаде и террористов по другим эпизодам. Кедми совершенно иначе повернул вектор активности спецслужб Израиля: не отомстить за содеянное, а предотвратить новые негативные события. Их уничтожили не потому, что они что-то уже сделали плохое, а потому, что они готовили новые теракты. Если бы затихли, на них бы время и силы не тратили.

И тут мы попадаем в катастрофическую цивилизационную дыру правовой системы, доставшейся нам в наследство. Меня подняли на смех после заметки о римском праве как основе системы, построенной на поиске виновных и их наказании. Никто не готов кардинально пересматривать эту систему– слишком много рисков и трудозатрат. Однако именно роботы могут стать тем стимулом, который заставит изменить подходы. Возьмем за пример жуткие теракты, которые были совершены с помощью мирных аппаратов: самолетов и грузовых машин. Только представьте, что там бы не было водителей, а они бы были на автопилоте?

Если пересмотреть законы в русле предотвращения нежелательных событий, законодательство о роботах может быть вполне органично и не слишком проблемно. Если же законы остаются в логике мести за нарушения, что более вероятно, по крайней мере пока, это может существенно ограничить применимость роботизированных систем рисками последствий за непредсказуемые события. Можно, конечно, надеяться на статистику, но скорость изменений в науке и в обществе делает статистические циклы короче. Посмотрим.

PS. Оказалось, что нормативных инициатив уже несколько