Не путать с «conquistador», хотя что-то общее есть, как читатель уже догадывается. Призываю на штурм конференций (Conference) с помощью давно знакомого механизма подкастов (podcast).
Считаю конференции, особенно в дистанционном формате, вырожденным продуктом– жестом отчаяния на карантине. Они даже в очном режиме начали тяготить. Критические оценки и первые попытки продуктивного поиска в более раннем посте. А это исходная точка новых размышлений– что можно сделать совсем иначе, чтобы сохранить возможное позитивное от конференций и безжалостно избавиться от негативного?
Ход сравнительно простой, неожиданный, незнакомый– и тем рискованный. Может прижиться, если его начнут применять. Поэтому наиболее вероятным адресатом призыва считаю Германа Грефа– точнее, его пассионарные новые сервисы и амбиции цифровых новаторов.
Для начала, достаточно сделать два весьма простых шага:
- Сделать клон сервиса SlideShare
- Сделать полноэкранный режим для плейера подкастов
Первое– простой, удобный и грамотный сервис хранения и показа pdf-презентаций со звуковым сопровождением.
Второе– отработанный, удобный и перспективный сервис доставки этих презентаций.
На следующем этапе, когда это заработает, можно обсуждать умопомрачительные возможности организации новой коммуникации вместо ставших нудными конференций.
Хочу эффективный формат простых презентаций
Есть много разных форм подготовки электронных презентаций, но самым массовым остается вариант устного доклада на фоне вереницы простых статичных слайдов. Сохранение их в универсальном формате pdf является для ИТ-грамотных докладчиков нормой. Популярный западный сервис SlideShare представляет собой интерфейс сохранения pdf-презентации и файла с записью доклада, который прямо в интерфейсе можно разметить по времени, чтобы синхронизировать слайды и голос. Далее, приглашенные докладчиком слушатели могут проиграть/прослушать заранее подготовленный доклад в любое удобное им время. Визуально это практически не отличается от видеоролика доклада, но несопоставимо надежнее, потому что объем передаваемой информации на порядок меньше: передается статическая картинка и звук в низком разрешении, достаточном для передачи речи. Кроме того, подготовка ролика технологически сложнее и более трудоемко, чем запись отдельно звука и pdf-презентации.
Сам по себе российский сервис с грамотным вариантом сохранения презентаций– уже полезно. Особенно, после закрытия западного сервиса по формальным причинам. А если сделать его удобнее, то и совсем приятно: например, чтобы можно было не только pdf класть в основу, но и отдельные картинки набрасывать по мере подготовки презентации. И инструмент для подгонки времени переключения слайдов может быть удобнее.
Такой сервис нужен часто выступающим спикерам, педагогам, тренерам для хранения своих докладов и для доставки их слушателям, для маркетинга своих возможностей потенциальным клиентам. Простой, легкий, удобный, надежный.
Что нам подкаст?
Подкаст– это, по простому, офлайн-радио. То есть, можно слушать не когда нужная передача выходит в эфир и ее для этого нужно ловить по времени, а в удобное время. Есть удобный RSS-механизм доставки записи – прямо на устройство по мере ее появления на хостинге. В расширенном варианте этот механизм доставки реализуется в инструментах Apple для образования– iTunesU. Но там более широкие возможности, нужен именно этот инструмент, который доступен только на мобильных устройствах Apple.
Если есть звуковой ролик доклада, то этот сервис можно удобно применить для доставки новых докладов-презентаций подписчикам автора на любой современный смартфон/планшет. Например, при проведении учебного курса или дистанционной конференции новые материалы будут доставляться слушателям сразу по мере их появления в сетевой доступности.
Обсуждаемый мною вариант подкаста для докладов имеет минимальные отличия от традиционного музыкального подкаста и может прекрасно доставляться существующими плейерами. Есть только два нюанса, которые предусмотрены технологией, но часто не обеспечиваются традиционными подкастами:
- Звуковой файл должен быть разбит на «главы» (chapters) с картинками-иллюстрациями «глав» (слайдами презентации)
- Слайды должны быть показаны крупно, на весь экран, в отличие от простых иллюстраций в музыкальных файлах
Что не устраивает в текущей ситуации с традиционными подкастами, если по технологии уже сейчас можно сохранить звук, разбитый по главам-слайдам, и поместить его в подкаст:
- Не все плейеры показывают «оглавление» музыкального файла.
- Еще меньше плейеров показывают иллюстрации «глав».
- Еще меньше плейеров показывают ссылки «глав».
- Почти нет плейеров, которые показывают иллюстрацию «главы» на весь экран.
Не предусмотрено сегодня удобство просмотра картинки как информационно важного слайда презентации– для стандартных плейеров это маловажная иллюстрация, которую даже показывать необязательно. Тем более, в традиционных подкастах редко актуальны ссылки, которые для обсуждения докладов могли бы быть очень полезными как отсылки к работам автора доклада в полном объеме.
Тогда зачем ConCast?
Для предлагаемого мною сервиса вполне достаточно существующего механизма доставки подкастов, но, учитывая разные целевые аудитории и перспективу развития предлагаемого сервиса, думаю полезным выделить его под новым брендом КонКаст/ConCast. Вместо «подкастер» здесь может быть «конкастадор», а лидеров можно называть «конкаста».
Уверен, что новые варианты реализации конкаст-плейера приживутся и для подкастов, и для аудиокниг, смежных по механизму разметки файла,– куда приятнее смотреть на полноэкранную иллюстрацию главы, чем на квадратный «огрызок» с массивными кнопками управления звуком. Как только придумается удобный инерфейс управления для конкаста с полноэкранными слайдами– он сразу перекочует и туда.
Для начала сервиса конкастов достаточно механизма удобного создания и доставки личных конкастов своим подписчикам. Это уже описано.
В чем перспектива конкастов?
Для структур типа оргкомитета конференции, которую надо проводить в дистанционном формате, это может быть сборный материал от разных докладчиков по ссылкам на их доклады из их личных конкастов. При этом получается недоступная для традиционных конференций ситуация, когда материал изначально находится в личной коллекции, а на конференцию он попадает без дополнительных издержек. Автор «и дома, и замужем». Все участники конференции могут подписаться на сводный конкаст из разных авторов по интересующей их теме– и будут получать новые материалы сразу по мере их появления.
А дальше начинается разгул фантазии по формированию инструментов коммуникации между участниками. Я вижу разные сюжеты, причем их может быть много. Как аналог, условный прототип,– АудиоФейсБук. Важно, что мы можем теперь не проводить концентрированных конференций с вырыванием всех из рабочего графика– конференция становится перманентной коммуникацией по интересующей тематике в логике уже привычных офлайн-форматов, т.е. асинхронно, кому когда удобно. Можно предусмотреть и вариант обратной связи голосом, что пока практически не задействовано.
В результате, безвозвратно уничтожается конференция как синхронное событие, потому что ее наиболее эмоциональная функция личного контакта все равно невозможна. А все остальное полезное в конференции уходит в удобный офлайн (в классическом понимании этого термина)— все становится асинхронно в удобное каждому время, в логике соцсетей, почтовых обменов.
При наличии инструментов обратной связи, появляется мощная возможность статистической обработки и искусственного интеллекта для автоматического подбора рекомендаций. Вижу перспективу заметно более мощных инструментов научной значимости, чем индексы типа Хирша. Как минимум, сопоставимые.
Кто будет держателем платформы– тот будет держать за бороду лучшие кадры страны.
Чтобы новые сервисы, кроме названных в начале, могли так высоко взлететь, надо обеспечить спрос на них. Именно поэтому мне кажется это предложение наиболее перспективным для Сбера:
- недавно начали раскручивать Сбер-музыку (подкасты)
- в структурах Сбера полно задач, требующих регулярных согласований
Докрутка плейера– задача несложная. Клон SlideShare– тоже просто. Людям уже хорошо, «нештяки в карму» новым сервисам Сбера не помешают. А если начнут применять для себя в задачах дистанционных согласований– появится внутренний спрос на допридумывание и достройку мощной ConCast-платформы.
Технические комментарии на частые вопросы
Что такое «подкаст» («podcast»)?
Это специфический способ доставки медиафайла на мобильное устройство. Обычно этим методом доставляются музыкальные файлы. Для видео сервис не стал популярным– удобнее другие агрегаторы видео типа youtube, vimeo...
В исходном варианте, когда звуковые файлы были без разбиения на «главы» (chapters) и в них не предусматривались иллюстрации к главам, подкаст был очень похож на радио. Единственная разница для слушателя– не нужно ловить время передачи, можно слушать, когда удобно. Кто термины онлайн/офлайн воспринимает в классическом варианте, радио онлайн, а подкаст офлайн. Если не воспользоваться новыми возможностями иначе, он так и останется офлайн-радио по подписке с картинками-иллюстрациями.
Главная прелесть этого формата– он автоматически попадает на устройство подписчика, как только его устройство по сети узнает о появлении в интересующем его подкасте новой записи. Небольшие по объему звуковые файлы легко и быстро могут быть в фоновом режиме скачаны на устройство, а потом, после прослушивания, удалены.
Активно продвигался фирмой Apple, поскольку использовался на их крайне популярных в свое время устройствах iPod. Одна из самых известных версий термина связана именно с этим устройством. Но есть и более демократичная версия про сокращение от «portable on demand». Сегодня эта функциональность покрывается любым смартфоном.
Чем плох YouTube, который тоже умеет разбивать содержимое на части по меткам временн?
YouTube работает с видеофайлами. Они на порядок более громоздкие– значит, на порядок капризнее в передаче. Кроме того, подготовка видеоролика– заметно более сложная задача, чем запись звука. Звук можно записать в любом месте на любом смартфоне. Вполне приемлемо по качеству избежать громких фоновых звуков и гулкости помещения– достаточно относительно тихой комнаты со звукопоглошением типа кроватей, диванов, ковров.
Чем плох Penxy?
Это весьма симпатичный сервис онлайн-презентаций со своим собственным протоколом. Он очень экономичен в передаче по сети, но предназначен совсем для другого, не для офлайн-просмотра/прослушивания. Там предусмотрены видеоэффекты для обращения внимания аудитории на те аспекты, которые показалось важным выделить докладчику в момент выступления.
Как создаются/публикуются подкасты?
Звуковой файл в формате mp3 или m4a размещают на хостинге подкастов. Их много разных. Есть бесплатные, есть платные. Есть в России, есть за рубежом. Ссылку нужно зарегистрировать в популярном каталоге подкастов, чтобы его могли найти без общения с автором. Обычно, на хостинге обеспечивают включение в некоторые их них. Один из отечественных хостингов с бесплатным подкастом начального уровня (1 подкаст с месячным трафиком до 10ГБ)– podster.fm.
Все мои танцы вокруг оглавления и картинок актуальны при создании звукового файла. Разбить звуковой файл mp3 на главы с картинками можно, например, с помощью бесплатного приложения Forecast. Для разбиения m4a на главы за 450 рублей есть mChapters, но он не поддерживает вставку иллюстраций. Попутно нашелся для m4b (450 руб) Audiobook Builder. Это для MacOS. Для других платформ тоже есть аналоги.
PS. Есть реализация от 21.01.2021
Комментариев нет:
Отправить комментарий