24 февр. 2012 г.

"Умрем же под Москвой"

Именно эти строки процитировал кандидат на 3-й президентский срок В.В.Путин на огромном митинге в свою поддержку в Лужниках 23 февраля 2012 года – т.е. в День защитников Отечества.
Просматривая тексты и ролики, опубликованные "болотными" и "поклонными", я почувствовал что-то знакомое с другими дискуссиями, которые приходилось вести на национальные и религиозные темы. При полной искренности обеих сторон, никакого консенсуса не получалось. В лучшем случае, если собеседник был не примитивно упертым, удавалось пройти цикл озлобления и выйти на то, что оппонент вменяем, слышит, но смотрит на мир иначе. Этого было достаточно для восстановления взаимной приязни и уважения чужого мнения. Но удовлетворения не было, т.к. после значительных умственных и духовных усилий мы не стали "мы". Обычно такие усилия хочется конвертировать в эмоциональное удовлетворение.
Тогда начал искать психологическую баррикаду в наших предвыборных баталиях. Ведь, даже "поклонные" не безусловно поддерживают Путина – неспроста основной акцент не на него, а на противопоставление "болотным". Сначала пришел в голову образ группы слепых, которые ощупывают слона и воспринимают его в зависимости от ощупываемого места. Но понял, что это неправильный образ: обе стороны знают все стороны "слона", но оценивают все по разному.
Что же нас разделяет? Думаю, то же, что и объединяетнедоверие.
Недоверие ко всему. У власти к народу, у народа – к власти, у всех представителей – друг к другу.
Но человек – существо социальное. Без чувства "мы" он чувствует себя дискомфортно. Объединять может общая цель и общий страх. Когда условия жизни вызывают неудовлетворение, люди делятся на 2 категории:

  • стремящиеся к активным действиям по исправлению ситуации 
  • опасающиеся испортить существующую ситуацию. 

Одни смотрят на динамику прошлого, другие – на прогноз развития тенденций в будущем.
При этом, каждая сторона не уверена в своем выборе и ищет изъяны в логике и действиях другой стороны. Чем менее конфликтно обсуждение разных взглядов, тем толще прослойка колеблющихся и переходы из одной стороны в другую. Чем устойчивее и увереннее позиция стороны, тем больше ее сторонников.
Чтобы сломать такую идиллическую картину, нужно добавить экзальтированных представителей на любой стороне, которые своим эмоциональным фоном начнут стронников иных взглядов превращать в противников и даже врагов. Как правило, в стане сторонников иного подхода обязательно найдутся аналогичные представители, которые начнут резонировать и представлять врагами другую сторону.
Как только возникает противоставление "мы-они", эластичная прослойка колеблющихся начинает быстро размываться, т.к. жесткие эмоциональные схватки заставляют принять ту или иную сторону.
Если схваток нет, их нужно спровоцировать. Именно это делает ряд лиц с обеих сторон. Чем неувереннее преимущества стороны, тем с большей вероятностью она будет проводить провокации.
Всем тем, кто искренне отстаивает свою гражданскую позицию и не считает своих сограждан врагами только потому, что у него иной взгляд на пути развития общей для всех страны, должен самым активным образом бороться, прежде всего, с провокаторами и экзальтированными сторонниками. И не давать втягивать всех участников в агрессивные дискуссии. Каждый агрессивно выступающий – враг страны: будь то чиновник любого уровня, известный журналист или бомж, будь он "болотный" или "поклонный". Для выбора политической перспективы у нас есть сейчас единственный путь – обеспечить честные выборы. Митинг, массовые акции – отлично, если без оскорбления политических взглядов оппонентов. Это не значит, что нельзя выдвигать неприятные тезисы, но они должны быть максимально уважительными к другой стороне и аргументированными. Тогда вся фальш, все вранье обязательно смоются.
В чем я вижу противопоставление сейчас?
«Болотные» видят главную проблему в сложившейся системе власти, в которой жить стало легче, но отдельно взятый человек, попавший в беду, не может быть уверен в защите и уважении. Они считают, что коррупция и жизнь "по понятиям" – не национальный российский крест, а следствие деятельности Путина. Наконец, "болотные" считают личным оскорблением "рокировки" Президентов вопреки духу Конституции, массовые подтасовки на выборах, административные ресурсы, применяемые в предвыборных целях. Без поддержки власти такие проявления невозможны
«Поклонные» не в восторге от возмущающих "болотных" проявлений, но "от добра добра не ищут". Да, и ораторы на Болотной не вызывают у них вострога. Кроме того, они реально опасаются, что "болотные" не просто недовольные, а наивные жертвы происков недоброжелательных западных политтехнологий. Доблестные американцы своими действиями в Югославии, Ираке, Афганистане и других точках мира совсем не располагают к красивым историям об их лучшей в природе демократии. И чем больше агрессии в свой адрес со стороны "болотных" они видят, тем с большим недоверием к ним относятся.
Надо четко и вслух сказать, что не все "поклонные" поддерживают именно Путина, а большинство "болотных" воспринимают "своих" ораторов примерно так же, как и "поклонные": они приходили ради друг друга – показать, что таких много,– а не ради ораторов.
Надо так же четко понять, что действия провокаторов и их особо эмоциональных последователей нужно фильтровать, отклоняя любые экстремистские по отношению любой стороны проявления. Только спокойная и уважительная дискуссия поможет нам избежать "оранжевых" и "тоталитарных" сценариев. Кто больше шельмует, тот и неправ. А выбор делать не во взаимных упреках, а на честном голосовании, с уважением относясь к победившей стороне.

10 февр. 2012 г.

"За" и "Против" Путина

 

АспектЗаПротив
СтабильностьСитуация остается прогнозируемой и знакомойВсе негативные проявления развиваются так же или быстрее
Оранжевая революцияЗатея США проваливается, если верить в заказной характер протестовСитуация усугубится, а протесты продолжатся, если не верить в «оранжизм» протестующих
Кого другого выбратьДругие претенденты не вызывают доверияДругой выбор дает шанс на заметные изменения
Появление новых политиковПроблем нет с преемниками у партии властиНет шансов появиться принципиально новым политикам при информационном и административном подавлении оппозиции
ЧестностьВсе и так честно, если не верить информации о масштабных фальсификациях и использовании административного ресурсаВсе станет еще хуже, если верить информации о масштабных фальсификациях и активном использовании административного ресурса, т.к. предыдущий опыт оказался продуктивным
ЗаконностьФормальное соблюдение законодательства — достаточное основание считать ситуацию приемлемойИгнорирование интересов конкретного человека и духа законов в угоду целесообразности — норма, раз первому лицу можно пойти на 3-й президентский срок при явном указании об ограничении в 2 срока, зацепившись за слово «подряд»

31 янв. 2012 г.

Что НСОТ нам несет?


(Заметки к дискуссии о принципах оплаты труда учителя)

Логика НСОТ продиктована очевидным, на первый взгляд, соображением: разные учителя должны получать разную зарплату, т.к. объем и качество работы у них разные. Все знают, что есть учителя «хорошие» и «плохие».

Возникает вопрос: «хороший» — это какой?

  • «Чтоб не пил, не курил»? 
  • «Чтоб цветы всегда дарил» директору школы? 
  • Чтоб ЕГЭ дети хорошо сдавали? 
  • Чтоб в олимпиадах побеждали? 
  • Чтоб родители довольны были?

Обсуждаем разные модели НСОТ: их красиво представляют, демонстрируют их преимущества, но учителя жалуются на возросшие объемы формальностей и взаимную ревность. Где поощряли любимчиков, там это и остается, но становится более легитимным. Где пытались поддерживать лучших учителей, то и делают дальше. Может, не то пилим?

Мне ни одна модель не нравится, т.к. я не вижу базовой логики в этом светлом желании сделать «как лучше».

Мы пытаемся отличить одного учителя от другого. При этом бюджет школы зависит от количества учеников. Значит, при одинаковом числе учеников две школы получат равные бюджеты. А они равные, школы? По составу учеников, по составу учителей, по решаемым задачам, по учебным программам, по результатам? Это мы еще не пытаемся сравнить традиционную школу и дистанционное обучение!

Вы скажете, что ученики будут голосовать ногами? Это весьма спорно, особенно при действующей норме о преимущественном комплектовании школ по месту жительства. Школы не резиновые, поэтому большой разницы «ноги» учеников не создадут. Школе не дают права отбора «своих» учеников. Жаль, что вместо стремления к решениям о взаимном поиске школы и ученика продолжается принуждение школы к оказанию стандартной услуги. Управленцы забывают главный психологический принцип: эффективно обучать можно только при наличии мотивации к обучению, а она падает во всем мире вместе с развитием общества потребления. Весь мир ищет подходы к проблеме мотивации, а мы все рвемся строем ходить.

Здесь мы подошли к самой серьезной проблеме — образовательной услуге. Многие впечатлительные учителя даже не хотят считать образование услугой и эмоционально рассуждают о миссионерстве «разумного, доброго, вечного». Впрочем, это не мешает им требовать повышения зарплаты.

Хваленая советская школа была образцом стандартной услуги. Смысл этой услуги предельно понятен — обучить огромную массу неграмотного населения читать, писать, считать. Заказчиком этой услуги была власть, решающая проблемы индустриализации СССР. По мере решения этой задачи смысл стандартной услуги стал размываться, т.к. стране требовались не только технари. Да, и технари уже требовались очень разные. Чем дальше, тем больше система образования начинала скрипеть и ее начали корректировать. С тех пор так и не могут остановиться, потому что она так и не стала удовлетворять новым потребностям.

Более того, новые образовательные потребности даже внятно сформулировать не могут: никто не может декларировать цели системы образования, никто не может назвать заказчика образования. А без этого никто не может сформулировать задач, стоящих перед системой образования в целом, а также перед школой и конкретным учителем, в частности. Основной закон в декларирующей части изобилует советизмами в стиле «улучшить, углубить, повысить...», а в регламентирующей части предельно технологичен относительно существующей модели образования, подразумеваемой по умолчанию как явление «свыше».

Именно поэтому участники дискуссий о реформировании системы образования безуспешно отстаивают диаметрально противоположные векторы развития: от возврата к замечательной советской школе до четкого прейскуранта образовательных услуг. И то, и другое без смены всей модели, по-моему, является полным бредом:

  • больше не существует условий для «советской школы» (стоящие перед ней задачи уже давно решены),
  • невозможно адекватно построить прейскурант услуг (НСОТ) без внятно сформулированных целей и задач.

Определить цели и задачи разумным образом может только заказчик, который тоже неизвестен. Поэтому школам остается только маневрировать где-то посредине вслед за шараханиями очередных «инноваций», чтобы минимизировать издержки.

Попутно позволю себе «бросить камень» в популярные сегодня измерения «качества образования».
Само понятие «образование», на мой взгляд, является многозначным и неизмеримым. Слово «качество» является антиподом слова «количество». Поэтому словосочетание «качество образования» может обладать исключительно субъективным смыслом: что хорошо одному, недостаточно другому. Посему метрика в отношении «качества образования» может измеряться только средствами социометрии в отношении удовлетворенности результатом образовательного процесса в лице получателей услуги. В недавнем твиттер-обсуждении с предствителем МОН под качеством образования было предложено считать выполнение школой государственного задания. Но как его грамотно составить, если нет ни заказчика, ни целей? Даже название «государственное задание» мне кажется странным: государство с обязанностями заказчика не справляется, но по всей нормативной базе, доставшейся в наследство от СССР, несет на себе регулирующие функции.

Я считаю первичным вопросом в модернизации образования — определение лиц, заинтересованных в образовании и ответственных за результат, целей и задач всех участников и заказчиков системы образования. На основании выстроенной целевой структуры можно будет обсуждать вопросы критериев. Тогда и обид не будет, и бюджет станет понятнее. А там до зарплаты и статуса учителя дело дойдет, т.к. станет понятно, сколько же он стоит. Скорее всего, влетит такой бюджет всем потребителям в хорошую копеечку — и закончатся сразу споры про услугу и миссионерство.

Я вообще считаю, что школа должна стать основным субъектом образования и сама в динамике определять свои локальные цели и задачи в рамках заключенного с заказчиком срочного договора и не подчиняться никому, пока исполняются условия договора.

Мои мысли об изменении структуры системы образования, из которой проще выявить заказчиков, цели и задачи участников, отражены в презентации. Там же есть ссылка на породивший ее несколько лет назад текст-размышление. Сегодня идеи, казавшиеся совершенно невозможными тогда, на удивление, стали заметно ближе. И эти тенденции развиваются, но как будто наощупь — без описания целевой модели.

Я считаю целью системы образования — формирование многообразия моделей и форм получения образования, чтобы каждый ученик мог выбрать ту, которая наиболее полно отвечает его образовательным возможностям и потребностям. А целью конкретного образовательного учреждения — создание условий для интересного и насыщенного образования в рамках своей модели. Вокруг этого можно строить модель оплаты: внешние заказчики оплачивают внешние результаты, выполнение внутренних задач оплачивает директор.

Если же рассматривать конкретную общественно-политическую ситуацию, когда НСОТ уже провозглашен благом, я бы отдал решение на откуп директорам, определив минимальную зарплату учителя на основании давно отработанных критериев с привязкой к действующему прожиточному минимуму (коэффициент). А разницу пусть распределяет директор. Вместо директора может быть управляющий совет или иной орган — в соответствии с логикой структуры управления, отраженной в Уставе школы.



30 янв. 2012 г.

Открытое письмо


Уважаемый Владимир Владимирович!

Страна под Вашим руководством после тяжелых 90-х годов изменилась к лучшему. Это неоспоримый факт. Конъюктура цен на энергоносители, конечно, этому способствовала, но доводы оголтелых критиков, сведящих все успехи к ней, нельзя считать справедливыми. Достойный старт России в 21 веке - несомненная Ваша заслуга. Можно ли было что-то сделать лучше или хуже - оценочные суждения: пусть остаются в рамках обсуждений специалистов.
Рост гражданских проявлений в обществе и достойное их проведение - тоже можно отнести к достижениям в развитии России, т.к. к началу Вашего 1-го президентского срока  и до последнего времени о гражданском обществе в России говорилось скорее уничижительно. Сегодня это уже не так.
Но ...
Приближается дата, после которой все эти достижения, совершенные под Вашим руководством, могут оказаться в придаточной части предложения после союза "но" или слабо утешающего оборота "справедливости ради, необходимо отметить". В констатирующей части будет упрек в нарушении духа закона об ограничении избираемости на должность Президента России одного лица на 2 срока. За этим неизбежно Ваше имя будет связываться не с успехами начала 21 века, а с "чуровскими выборами".
Согласитесь, что "отсутствие альтернативы Путину" тоже является итогом Вашего правления. В великой стране с огромной территорией, 140 миллионами человек и богатейшей историей!
Хочу надеяться, что история с 3-м сроком придумана для провоцирования общества к гражданскому поведению. Если это так, провокация прошла в высшей степени успешно. Эффектное разрешение этой провокации до 4 марта 2012 года могло бы стать красивым ходом видного политического деятеля России начала 21 века.

9 дек. 2011 г.

Сборка соц-полит. наблюдений 2009/11

Образование на выборах

Выборы у многих ассоциируются со школой, т.к. многие избирательные участки размещены в школах. В результате до и после выборов страдает образовательный процесс: подготовка к выборам приводит к вытеснению учеников и учителей накануне вечером, санобработка после выборов исключает из учебного процесса понедельник. 

Однако на этот раз в обсуждениях прошедших выборов система образования заняла совсем некрасивое место. Наиболее бурно обсуждение проходило в социальных сетях Интернет, т.к. официальные СМИ обходили протестные события молчанием вплоть до невиданного митинга на Болотной площади 10 декабря.

  1. Образовательные учреждения оказались втянуты в скандалы с предвыборной агитацией, хотя по закону политическая деятельность не должна их затрагивать.

  2. В ряде избирательных комиссий в нечистоплотной позиции фальсификаторов упоминаются учителя и директора школ. Совершенно очевидно, что не они сами выбрали себе такие роли, но вопросы «о добром и вечном» в их исполнении встают в полный рост. В то же время, сотрудники школ далеко не всегда принимают участие в работе комиссии – школа просто предоставляет помещение для избирательной комиссии.

  3. Появились свидетельства, что в деятельности «каруселей» принимали участие студенты. В совокупности с известными скандалами о сдаче студентами ЕГЭ вместо школьников, это не воспринимается как нечто неординарное, но вызывает сомнения в ценностных установках «образовательной среды».

  4. Еще большее сомнение вызывает политическая убежденность участников молодежных движений в поддержку «Единой России». Опубликованные в сети ролики с ответами на простые вопросы привезенных в Москву представителей вызвали ощущение банальной ориентации на внешние блага. Как минимум, благом для ребят из провинции мог быть шанс бесплатно попасть в Москву. А к жизни в спартанских условиях нашим людям не привыкать.

  5. Заметное место в послевыборные дни заняли сообщения о принудительном или обманном привлечении к митингам на стороне «Единой России» школьников и студентов. 

    Наиболее яркие отклики в социальных сетях получили ролики, записанные самими участниками на этих мероприятиях и опубликованные на youtube. Они рассказывают, что не разделяют восторгов по поводу результатов выборов и что сами голосовали за другие партии. Проходила информация, что студентов везли на митинг, посвященный битве под Москвой, а они оказывались на митинге в поддержку ЕР. 

    Очевидное нарушение законов об образовании и прав учащихся стали еще одним «черным шаром» в адрес правящей партии. Однако руководители упомянутых образовательных учреждений опровергли опубликованные сведения о снятии учащихся с занятий и о принудительной доставке их на митинги. Тем не менее, любой работник школы понимает, что без внешних инструкций директор школы учеников на такие мероприятия не повезет. 

    8 декабря Департамент образования города Москвы издал распоряжение о строгом соблюдении условий ведения учебного процесса и законодательства об образовании, категорически открестился от вопросов и, тем более, обвинений в привлечении учащихся на митинги (pdf). А позже стало известно, что директор упомянутой в прессе школы уволился. Игорь Реморенко в twitter-переписке порекомендовал руководителям образовательных учреждений в случае передачи любых указаний по телефону требовать письменных распоряжений. В случае неправомочных распоряжений: «Жалобы оформляйте письменно. Контакты министерства: mon.gov.ru/obr/kont/».

  6. В социальных сетях появилась информация об угрозах студентам, которые примут участие в митингах протеста, и лицам призывного возраста, которые окажутся задержанными во время митингов. Пока они, к счастью, не подтвердились, но обстановку ожидания незаконных преследований нагнетают.

  7. Неоднозначную дискуссию породило распоряжение Департамента образования города Москвы о проведении в субботу, в день митинга, обязательных мероприятий для старшеклассников и колледжей.

    Понятно желание оградить молодых и непредсказуемых юношей и девушек от рискованных массовых митингов. Однако традиционная командно-распорядительная форма без очевидных ссылок на истинные причины вызвала крайне негативную реакцию. Это является очевидным продолжением традиционной субъект-объектной формы общения учителя с учеником, которая давно и очевидно себя исчерпала.

Не знаю, как молодым, но для заставших советское время ничего нового в этом нет. Все до боли знакомо. И эта знакомая боль не в пользу властной «вертикали»: ни всей управленческой в целом, ни образовательной составляющей, в частности. Всем все понятно. Именно поэтому я считаю, что пока образовательное учреждение не станет самодостаточным и неприкасаемым, все так и останется. Когда в школе будут работать самостоятельные, уверенные в себе свободные люди, тогда их статус и влияние на общество будут заметно более значимы. Сегодня школа находится в жесткой зависимости от правил игры, задаваемых извне. Прежде всего, от ресурсов. Даже переход на автономные формы не обеспечивает школе полной независимости.

Да, много в школе людей инфантильных, которые не способны к самостоятельности. Но пока эти качества не потребуются, школа так и будет оставаться оазисом инфантилизма. Те школы, где директор занимает активную самостоятельную позицию, такие события не происходят. Впрочем, инфантилизм – это хроническая болезнь советского прошлого. Многие чиновники именно из-за этой болезни позволяют себе так грубо «рулить», опираясь на распространненность ее и у подчиненных.

11.12.2011


Путин о митингах

10 декабря 2011 года прошел массовый митинг на Болотной площади в связи с информацией о многочисленных нарушениях при подсчете голосов на выборах в Государственную Думу и региональные органы. На два ближайших конца недели намечены новые митинги. Поэтому было крайне любопытно услышать мнение Путина об этом. Президент Медведев почти сразу высказал сомнение в достоверности свидетельств о нарушениях, а помощник Путина счел долю таких нарушений ничтожной для пересмотра результатов.

Первый же вопрос на встрече 15 декабря был задан именно об этом. Путин тоже считает, что опубликованные результаты отражают реальное соотношение политических симпатий населения. В отношении имеющихся свидетельств о нарушениях предложил обращаться в суды. Далее высказал пожелание закрыть на этом тему, но к ней под разными углами все равно обращались еще не раз.

В целом, он выглядел очень уверенно и постарался представить проблему всех вышедших на митинг искусственно раздутой. Много и со знанием дела обсуждал разные вопросы, демонстрируя владение ситуацией в стране и готовность развивать успехи. По сути, это можно рассматривать как начало компании по выборам Президента РФ. Я позавидовал таким полемическим навыкам.

Однако мне интереснее всего было понять его настрой и отношение именно к протестным событиям. Поэтому попробую интегрировать разбросанные фрагменты обсуждения именно этих вопросов. Возможно, я не совсем точно воспроизведу слова, но смысл передаю, как понял.

    • Вопрос. Говорят, в Кремле после митинга заседали по ночам?
    • Ответ Путина. Меня никто не приглашал и о таких заседаниях я не знаю. Я вообще последние дни учусь играть в хоккей.
    • Мнение. Не верю в такое благостное отношение к такому массовому митингу, носящему протестный характер. Либо он не способен адекватно реагировать на события. Но на неадекватность не похоже. Значит, лукавит. Зачем? Гипотеза- хочет скрыть беспокойство.
    • Выступление из Нижнего Тагила. Возмущение митингом, предложение приехать, чтобы помочь в разгоне "законными средствами".
    • Реакция Путина. Приезжайте (с улыбкой и микро паузой), но за другим (далее о заводских делах). А пока все в пределах закона, пусть проводят митинги- это право есть.
    • Мнение. Предложение Путину симпатично, но он не может себе позволить это показать, поэтому превращает свою реакцию в шутку. Значит, митинг его все же беспокоит, вопреки сказанному ранее. Если бы не беспокоил, откровенно агрессивное предложение не нашло бы отклика в душе.
    • Вопрос про "белые ленточки". Подключается Астахов с рассказом об аналогичных атрибутах движений по борьбе с абортами.
    • Реакция Путина. Ерничание с контрацептивами и снисходительное "разрешение" на их ношение, в том числе представителями СР.
    • Мнение. Откровенный уход от сути движения. Варианта вижу два:
      • - скрыть свое беспокойство в связи с этим движением
      • - проигнорировать беспокойство участников движения по сути проблем.

      Думаю, первое предположение более значимо. Опошлив идею белого и чистого, восстановить против него непосвященных.

    • Вопросы про участие в выборах Прохорова и Касьянова.
    • Ответы разные, но в обоих эмоционально обозначается превосходство Путина. Про Касьянова при этом идет дискредитирующий рассказ с озвучиванием прозвища, намекающего на коррупционность - "Миша 2%". Прохорова называет "достойным конкурентом", но на фоне ранее сказанного это звучит неискренне.
    • Мнение. Опять элемент беспокойства или пренебрежительного отношения. В любом варианте, выглядит некрасиво, так как по сути это действие уже в логике предвыборной борьбы, а он выступает в иной роли.
    • В разных перепитиях разговора проходило уже насевшее на зубах отнесение проблемы нечестных выборов на раздутую искусственно враждебными силами из-за рубежа деятельность, в которую по наивности оказались втянуты наши граждане.
    • Вопрос. Как Вы будете себя вести в отношении "западных агентов"?
    • Ответ. Никак. Впрочем, ... "идите сюда, бандерлоги"! Я с детства люблю Киплинга.
    • Мнение. Явно агрессивная реакция под покровом шутки. Значит, опять налицо беспокойство.

В сухом остатке. Беспокойство огромных масс людей не нашли отклика у Путина, кроме предложения установить на всех участках веб-камеры с круглосуточным вещанием. Таким образом, прошедшие выборы остаются без обсуждения, хотя даже в случае искреннего заблуждения масс снять его было бы крайне важно. Именно из-за массовости таких сомнений. Значит, реальные основания для протестного движения есть и оно его совершенно очевидно беспокоит. Думаю, он хотел бы протесты подавить, но избегает этого. Полагаю, дальнейшая позиция определится тем, насколько устойчивым окажется протестное движение. 

Опыт политической борьбы в современной России демонстрирует неспособность различных сил на консолидированную позицию. В этих условиях Путину ничего не грозит. Если на выборах партий вариативность есть, то реального оппонента Путину, которого выберут многие, пока нет. При традиционной зависимости ситуации в стране от первого лица выбор другого Президента на протестном настроении маловероятен.

15.12.2011


Моя милиция или урок гражданственности

Красивые призывы, к которым привыкли учителя, и реалии жизни часто несоответствуют. Видимо, поэтому учителей часто воспринимают как юродивых, не от мира сего. Вчера получил свой урок гражданственности от родной милиции, вызвавший в памяти советский анекдот из серии "вопросы армянскому радио":

  • Зачем нужна конная милиция?
  • Одна голова хорошо, а две лучше
  1. Разводная СМС-ка

    Утром все мобильники почти одновременно пискнули: оператор, паразит, опять рекламу шлет,- подумали мы. Но оказалась стандартная разводила: "Мама срочно вышли на номер (указан) 950 руб. Сейчас не звони. Потом объясню".

  2. Гражданский зуд

    Жена вечером после репетиции со своими 6-классниками обнаружила СМС-ку и решила, что нужно предупредить милицию о мошенниках: все координаты есть, время есть - только хватай. Позвонила на 02, все рассказала, от заявления, естественно, отказалась, т.к. у нас ничего не пропало и единственная цель звонка - уберечь сограждан от паразитов.

  3. "Если у кого-то где-то чешется, пусть почешет в другом месте" (© В. С. Черномырдин)

    Едва успела положить трубку - звонок:

    • К вам выехал наряд".
    • Зачем?
    • Вы звонили по 02 .... так положено, покажете им СМС-ку

    Приехала группа из 3-х человек с миловидной женщиной и автоматом:

    • Или пишите отказ, что звонок был ошибочным, или едем с нами в отделение писать заявление
    • Как ошибочный? Вот СМС-ка
    • Значит, собирайтесь, едем с нами, ждем в машине
  4. "Кто так строит?"

    Взвинченный уже сам звоню снова по 02.

    • Вам звонила моя жена, сообщила об СМС-ке. Теперь к нам приехал наряд и требует с ними ехать в отделение. Что за бред?
    • Да, вижу, ваш звонок был "для информации". Могу дать Вам телефон дежурного в отделении или принять жалобу на наряд.
    • Нет у меня жалоб и не хочу я звонить дежурному. Раз Вы видите, что звонок информационный, сами как нибудь разберитесь.
    • Мы только передаем информацию в отделение. Советую позвонить в отделение или могу принять жалобу на наряд.
    • Спасибо!
  5. "В доме, который построил Джек"

    Звоню дежурному, рассказываю всю эту душещипательную историю.

    • Не волнуйтесь. Просто напишите на бумаге объяснение и отдайте наряду.
    • Вот, старший наряда (он как раз снова вошел) - скажите ему.
    • Да ... хорошо ... просто на бумаге? ... да ... понял

    В недоумении звонит своему начальнику, пересказывает все: "как мы по простому объяснению закрывать будем?".

    Потом снова уходит и приходит с бланками заявлений. Жена переписывает свое объяснение с бумаги в бланк. Он подсказывает фразы, которые могут помочь в дальнейшем, т.к. он предсказывает возможное появление участкового. Разговор проходит уже во взаимно дружелюбных тонах. Прощаемся почти друзьями:

    • он признает, что мы чисты в помыслах и просто слишком наивны
    • мы признаем, что они не свои прихоти предъявляли, а действовали по приказу и по инструкции
    • люди в 02, видимо, тоже по инструкции.

Теперь вопрос: если все действовали по инструкции, значит,

  • либо жена должна лечить свой гражданский зуд (часа полтора со звонками, нервами и писанием бумаг - дороговато за зуд),
  • либо кто-то должен инструкции разумные писать,
  • либо нужно "что-то подкрутить в консерватории", как объяснял М. М. Жванецкий.

Стратегия Медведева

Первое впечатление от обращения президента РФ: необычно, масштабно, воодушевляет! По мере углубления в текст возникают системные вопросы, не высказать которые невозможно.

  1. В том, что президент называет "распространенные в обществе патерналистские настроения", присутствует, на мой взгляд, не только гражданская слабость, но и общинность, традиционная позиция "как все". А с этим я бы не боролся, а наоборот,- опирался на это. С точки зрения развития, коллективизм - мощная сила, бороться с которой и трудно, и вредно. На мой взгляд, это козырь, которого у хваленых западных демократий нет. Гражданское общество - это их модель коллективизма: сообщество отдельных свободных личностей, готовых через объединенные акции отстаивать согласованную позицию.

    Переняв западную схему общественного устройства, мы придавили общинную модель, а гражданскую не создали и еще долго не создадим. В результате к успеху, к "рулям" встают единоличники по менталитету и заметная доля из них - "стригуны" доходов, а не истинные госчиновники "слуги народа" и предприниматели.

  2. Ключевая проблема капиталистической модели - мерилом любой ценности являются деньги. То, что нельзя измерить деньгами, вымывается из представления об успехе, т.к. успехом считается финансовое благополучие. Деньги - прекрасный регулятор ресурсного управления, но жизнь мы проживаем не ради ресурсов, а с их помощью.

    Без эмоциональной составляющей, общественной оценки вместить моральные критерии в экономическую деятельность практически невозможно. Эта логика на западе формировалась веками и некоторые формы поддержки нематериальных ценностей там выработались. Западная модель всепоглощающего доллара и гражданского общества строилась не 1 сотню лет в совершенно отличных от нас условиях: американское общество как наиболее яркий пример западной демократии состоит из "людей-одиночек", изрядно пострадавших от "судов Линча" и выстрадавших лояльность к суду. 

    В России традиционно сильна общественная мораль и вековая нелояльность к суду как форме властного произвола. К сожалению, оснований для такого отношения практически ко всем силовым структурам и к суду, в частности, предостаточно и сейчас. У нас не было опыта богатой жизни, в России вообще стремление к богатству не поощрялось. Уважение и поддержка общества всегда были значимы. 

    Сегодня мнение общества никого не волнует, что способствует "всплытию" любителей денег и эмоциональному отгораживанию от них остальных. Поэтому определенные успехи в экономике есть, но разгул корысти всех видов - оборотная сторона этого успеха.

  3. Я убежден, что мировое сообщество находится на пороге новой общественной формации, но пока она будет вырабатываться, стратегия развития у России уже должна быть. Ключем к ней должны быть общественные регуляторы успешности бизнеса и власти. На мой взгляд, инструмент общественной регуляции президентом назван - информационные технологии и всемирная "паутина" Интернет. 

  4. Я бы создал по аналогии с банковскими "кредитными историями" "рекомендательные истории", которые формировали бы образ ответственного гражданина в течение всей жизни и позволяли бы отбор на ответственные посты людей с достойным отношением к делу и к людям, ради которых они и должны наделяться ответственностью. В нее нужно включать рекомендации, данные человеку другими, и рекомендации, которые он сам выдал. Туда же должны попасть и отклики на результативность и его самого, и его протеже. Полагаю, математики могут создать базу знаний, формирующую систему взаимосвязанных рейтингов по этим данным. Эта база знаний должна быть общедоступна, как минимум, в отношении "слуг народа". И законодательно или "по понятиям", учитывая, что они для России часто важнее законов, сформировать правила назначения и увольнения чиновников в зависимости от этих рейтингов и мнения общества.

  5. При существенном развитии и обеспечении надежности сети теряет смысл партийная ориентация построения общества, т.к. информационные технологии, социальные сети предоставляют гораздо более гибкие формы учета мнения большинства. Информационные технологии позволяют развить такие системы с учетом веса (рейтинга) участников, что позволит принимать более взвешенные решения, чем простое голосование.

  6. Радует взгляд президента на необходимость человечного отношения к простому человеку. Прежде всего, это актуально для всех силовых структур, которые и создавались ради простого человека. Сегодня, если человек попадает в жернова силовых структур, он постоянно должен всем доказывать, что он - "не верблюд". Ужасающе сегодня ведет себя налоговая инспекция, которая крайне бесцеремонна, неуклюжа и бесчеловечна: достаточно зайти туда в любой день и спросить в очереди, ради чего и сколько времени люди вынуждены тратить. Суд - общеизвестная беда. Столкнувшись с ним на ерунде, я с ужасом обнаружил заповедник советского хамства и безнаказанности. Очень надеюсь обойтись без посещения этого заведения в дальнейшем.

  7. Обнадеживает озабоченность президента запущенностью нашего научно-технического потенциала и стремлением к инновационной экономике. Инновационность строится на ценностях образования. В то же время, известна мировая тенденция существенного снижения мотивации к образованию. Это создает мировой кризис образовательной модели: как известно, без мотивации нет деятельности. В России образовательный кризис усугубляется длительным периодом заброшенности всей системы образования. В то же время, есть и теоретические основы, и не иссякли еще люди, которые могли бы стать основой принципиально новой системы образования. Но людей этих немного и воодушевляющей стратегии построения этой системы пока нет - одни декларации и фраментарные непонятные большинству изменения. Катастрофически не хватает системной стратегии развития образования. Непонятно, на что могут рассчитывать выпускники всех уровней.

  8. Хорошо бы поручить российским умельцам все продавать разработку модели продажи наших инновационных достижений, чтобы поредевшие, но еще неплохо работающие российские "мозги" не "утекали", а достойно жили со своими семьями, преумножая честь и славу России.

  9. Систему льгот, на мой взгляд, власти недооценили. Работников бюджетной сферы, особенно, чиновников, я бы обеспечил за счет бюджета основными ресурсами (жилье, страховка, транспорт, пенсионное обеспечение, поддержка в обучении-лечении членов семьи), а зарплату начислял небольшую. В случае недобросовестного исполнения обязанностей лишение подобных социальных льгот могло бы остановить любителей наживы с большей эффективностью, а обеспечение этих льгот может быть менее обременительным для государства, чем ущерб от коррупционых последствий.

  10. Полагаю, без минимально гарантированных социальных стандартов, прежде всего, на жилье говорить о "простом человеке" невозможно. Решение проблемы жилья могло бы стать переломным в восприятии гражданами своего государства. Пассивное "кивание" на власть - обратная сторона безысходности перед проблемой обеспечения жильем. В стремлении за западными моделями мы погорячились, стимулируя приватизацию жилья в многоквартирных домах. Практика взаимоотношений населения с ЖКХ наглядно показала несостоятельность ожиданий создания эффективных коллективных собственников. Думаю, что вообще много напортачили с приватизацией: нужно искать другие механизмы получения обратной связи для оценки эффективности управления ЖКХ. 

13.09.2009


Дума о праздничных днях

После превращения Госдумой празднования Нового года в новогодние каникулы каждый год их приближение вызывает обсуждение графика государственных праздников. Вот и я решил внести свою лепту в эти дебаты, пока законно нахожусь на этих самых каникулах.

Мои идеи основаны на 3-х принципах:

  • здоровье
  • удобство
  • традиции

С точки зрения традиций, наиболее массовыми и продолжительными праздниками в России являются Новый год и День Победы. Эти праздники приходятся на середину зимы и преддверие лета. Остальные праздники однодневные и приходятся, куда попало, ломая режим работы учреждений, построенных на недельных расписаниях. Вокруг них начинается вечная забота с переносами рабочих дней и ломкой недели.

Отсюда и мое предложение, основанное на 2-х правилах - все государственные праздники должны:

  • строиться на недельном принципе
  • концентрироваться вокруг Нового года и Дня Победы

Я предлагаю выходными праздничными днями считать:

  • 2 полные недели на Новый год
  • 1 полную неделю на День Победы

Под "полной неделей" я понимаю дни с воскресенья по воскресенье.

Все остальные праздники могут прекрасно оставаться на своих местах, но не считаться выходными днями - мы раньше замечательно отмечали такие праздники после работы.

Дополнительные рассуждения по поводу 2-х новогодних недель

Самым простым выбором этих 2-х недель могли бы быть недели, захватывающие существующие праздники: Новый год и Рождество. Но я предлагаю обсудить другие соображения:

  • Самое тяжелое время года приходится на самую длинную ночь 21-22 декабря и именно в это время раньше отмечались народные праздники
  • Традиция встречи Нового года 1 января общепринята
  • Наличие религиозного праздника в списке государственных выглядит сомнительно в светской Конституции

Я бы так выбирал эти 2 недели, чтобы самая длинная ночь попадала в них примерно по середине. Но, учитывая все факторы, я бы предложил так выбирать эти 2 недели, чтобы они начинались максимально близко к 22 декабря и захватывали 2 января. Дополнительным преимуществом такого выбора будет сближение наших каникул с европейскими.

При этом я далек от религиозной подоплеки - просто, католическое Рождество оказалось ближе к естественному природному циклу Солнца. Кстати, в те годы, когда 2 января будет приходиться на понедельник-вторник, в эти правила попадает и православное Рождество.

04.01.2009

1 сент. 2011 г.

10 опасностей образования

В преддверии 2011/12 учебного года как аллюзия к докладу «образование в опасности»:

  1. Образование в опасности не только в России - во всем мире. Развитые страны проблемами образования занимались и занимаются все время. В России образование долгое время было вовсе заброшено.
  2. Главной проблемой системы образования стал ее цивилизационный успех - школа перестала быть «социальным лифтом»: для встраивания в общество не обязательно быть успешным учеником школы, а образование можно получать всю жизнь вне традиционной школы, причем гораздо более высокого качества.
  3. Ключевая проблема системы образования - мотивация ученика к обучению. Система образования, построенная на мотивации «с помощью школы выйти в люди», практически потеряла психологическую опору. Финансовые вливания в развитие инфраструктуры школы без системных изменений малоэффективны, а, подчас, и вредны, т.к. незаслуженные блага развращают, снижают тонус активности. Только там, где школа еще играет роль «социального лифта», можно рассчитывать на эффект.
  4. Проблема не в учителях и не в учениках - проблема в системе образования, построенной для других целей и условий. Анализ проблем и психологических закономерностей всех участников учебного процесса особенно важен в контексте осознания новых условий для формирования новых структур системы образования. Важна целостно выстроенная целевая модель, пусть даже до конца не реализованная, но понятная обществу как задача в развитии.
  5. Разговоры о повышении статуса учителя в развалившейся системе смешны: изменится значимость учителя в обществе - изменится и статус.
  6. Дискуссия о позиционировании образования как государственной ценности или коммерческой услуги бесперспективна, пока внятно и честно не определены цели и условия работы системы образования. Разговор об услуге имеет смысл только в том случае, если регулятором образовательного процесса становятся деньги, а заказчиком образования - не столько государство, сколько физические и/или юридические лица. Государство с ролью заказчика сегодня не справляется. Но тогда и контроль за образованием должен перемещаться от государства к реальным заказчикам.
  7. Для контроля нужны понятные и разумно обоснованные критерии. Разумно выбирая предмет услуги можно выйти на разумные критерии.
  8. В свете тенденции рассматривать образование как услугу, необходимо разделить зоны ответственности, связанные с жизнеобеспечением образовательного учреждения и собственно с образованием. Проблемы жизнеобеспечения более стабильны, понятны и отработаны. Для них могут оставаться в силе многие отработанные годами механизмы контроля.
  9. Проблемы образования могут быстрее решаться при выделении образовательного процесса в зону ответственности заметно более самостоятельных оргструктур, обладающих заметно меньшими ограничениями, чем современные школы. Это позволит сформировать разнообразие образовательных моделей и конкурентные механизмы отбора из них наиболее эффективных.
  10. При формулировании целей системы образования должны быть отдельно рассмотрены и четко сформулированы цели всех сторон, участвующих в образовательном процессе: государства, учеников, родителей учеников, учителей, администрации учреждений всех уровней от дошкольных до высших, сотрудников сопровождения (психологов, библиотекарей, медперсонала и др.). Их цели разные, хотя пересекаются на организации и ведении образовательного процесса. Без учета этих различий эффективная система, подразумевающая правила организации, ведения и ответственности всех участников, невозможна.

Размышления о возможных моделях школы (2007-08)

18 янв. 2011 г.

BETT-2011

Первый визит в Англию: Лондон, огромная выставка образовательных технологий, местные началка и техколледж для девчонок, неожиданное жмотство на WiFi в гостинице, бесплатные музеи, лифты и лестничный серпантин в метро, супертоллерантность и свободная солидная раскованность, «неправильностороннее» движение и 2-этажные автобусы с электронными табло на остановках, выверенная мастерски архитектура и трубы - неотъемлемая часть ее, Эрос в центре площади Пиккадили и мрачно могучий Тауер ...

Масса впечатлений, которые еще долго будут перевариваться, и важным может оказаться что-то такое, что сейчас даже забыл упомянуть.

Главная цель поездки - выставка - оставила неизгладимый след, как минимум, своим масштабом. Таких выставок в Москве я уже давно не помню. Что бы кто бы не рассказывал о руководящей и направляющей роли "партии и правительства", сам масштаб этой выставки на протяжении многих лет (называлось число около 20 лет) говорит о том, что участие в ней выгодно производителям. Причем цены, должен сказать, по нашим меркам заоблачные: система управления (что меня больше всего интересовало) стоит в пересчете не менее 100 тысяч рублей. Бесплатных продуктов практически нет - редкие исключения от производителей вне Англии: видел СПО из Франции, неплохой пакет изучения языков из Польши с рядом бесплатно доступных функций.

Толпа бродящих по выставке посетителей говорит о важности ее для школ - в отличие от наших школ, для которых самостоятельное приобретение рабочих инструментов скорее исключение, чем правило. А в Англии у них есть свой бюджет, который они расходуют по своему усмотрению. Бывает и у них, что, например, местный LA (местное управление образования) закупает на все подведомственные учреждения лицензии на какое-то программное обеспечение (ПО). Но если школа хочет что-то другое, никто ее не обязывает использовать закупленное. Понятно, школа на это идет только в том случае, если ей очень нужно что-то другое, т.к. бюджет совсем небольшой, причем, в этом году его изрядно урезали.

Туча ПО живет, как сейчас модно говорить, «в облаках». Но не все, как это могло показаться после первого дня: много самых разных вариантов, включая совершенно новые, недавно стартовавшие, несмотря на обилие мощных игроков в той же нише. Это тоже говорит о том, что при обилии школ на рынке (а не судьбоносных чиновников, как у нас) у таких «стартаперов» есть реальный шанс. Значит, законы Дарвина работают там более эффективно и держат производителей в тонусе приличного для рынка продукта.

Очень грустно было на этой выставке вспоминать наши душещипательные истории про навязанные компьютеры, программное обеспечение, сервис. Еще грустнее тем, кому навязали строителей для проведения различных работ. Эта выставка самим своим существованием в виде «живого муравейника» воспринимается мною как укор нашему апофеозу авторитарного и неуклюжего, непрофессионального администрирования. Из опасения в некомпетентности директора школы консервируется некомпетентность всех уровней управления с выдавливанием тех, кто мог бы сам поступить более эффективно, но в этой атмосфере не выдерживает.

Любопытным фактом стало то, что лидерство системы образования Англии в компетентностном подходе неожиданно сменилось при новом правительстве опять знаниевым подходом. Директор школы, которую мы посетили, был этим кульбитом весьма огорчен. Хотя некоторые разумные основания для этого можно найти. Но для них это будет виток спирали, а нам его тоже неплохо бы пройти.

Яркой особенностью продуктов для образования стали игровые формы обучения. Снижение мотивации к образованию, способности учиться «за партой» проглядывает и там. По-моему, и осознают это они заметно лучше, чем наши педагоги. Я сужу по внешним проявлениям, по отношениям с детьми, по тенденциям в построении ПО. Однако ясности, как работать с мотивацией, у них, похоже, тоже еще нет.

Очень большой популярностью у разработчиков ПО пользуются современные годжеты: iPhone, iPad, iPod, разные планшеты. Многие продукты поддерживают Windows, Mac и эти гаджеты. Доля Маков заметно снизилась за 7 лет, но сейчас опять растет. Серверные продукты обычно предлагают для Windows. Про поддержку Линукс я на выставке получал утвердительный ответ крайне редко.

Встречаются и локализованные для русского языка продукты - они были сделаны по заказу Казахстана. Это было грустно узнавать: я рад за Казахстан, но удивлен и огорчен пассивностью России.

К острому вопросу о совместимости систем для администрирования учебным процессом, электронных журналов, получил любопытный ответ: никакого  насилия по данному вопросу вообще не существует. Есть стандарт - CTF, the Common Transfer Form, - в формате которого все должны обмениваться и, соответственно, сдавать информацию. Какую оболочку школа использует, какие картинки, графики или таблицы хочет видеть директор - никого не волнует, кроме производителей ПО. Самое удивительное для меня, привыкшего к отчетам как неизбежности сдать нечто фантазеру-начальнику, что английским директорам самим интересно получать результаты анализа. Они используют их для реального управления школой и привлечения родителей, которые могут по собственному желанию (добровольно-принудительно - это не про них!) помочь школе.

Ниже выдержка из файла-описания с сайта Департамента образования. Кратко смысл: Департамент обеспечил едиными спецификациями всех разработчиков управленческого ПО (MIS), чтобы местные управления образованием (LA) могли получать из школ файлы в стандартных форматах и готовить стандартные отчеты.

The Department has provided software specifications to all commercial suppliers of LA database processing systems, and to those LAs that have indicated they wish to design their own systems for this purpose. The LA processing software will accept a school MIS CTF export file and the DfE spreadsheet CSV export file; and create the necessary DfE export file.

Интересная особенность интересов англичан в контроле за детьми - посещаемость. Насколько я понял, они ей уделяют повышенное внимание. На это, естественно, реагируют производители административных систем, предлагая различные варианты учета актов входа-выхода учеников: карточки, сканеры пальцев, распознаватели лиц ...

Кроме довольно старого формата CTF, который в свете нашего 152-ФЗ был бы не слишком удобен, ведутся работы над новыми протоколами семейства IMS. Например, на выставке я наткнулся на международный проект ASPECT. Правда, беглое знакомство с ними приводит меня к мысли, что они ориентированы, главным образом, на учебные курсы и материалы к ним. Упоминаний об оценивании, посещаемости, детях я не увидел.

В отношении самих административных систем для школ, после посещения выставки появилось подозрение, что все наши модные решения - централизованные порталы со всеми мыслимыми и немыслимыми Интернет-сервисами «в одном флаконе», рассылки по SMS, прямой доступ родителей - это калька западных решений, а не продукт массового озарения отечественных производителей. Возможно, этот подход имеет место не только в отношении ИТ, но и гораздо шире. Конечно, лучше идти уже проторенным путем, чем тропить свою лыжню по целине. Правда, мне в этом контексте вспоминается «Колея» В.С.Высоцкого. Но подход поэта возможен только при наличии острого желания и готовности к собственному Поступку ради достижения осознанных ценностей.

Кто-нибудь всерьез анализировал западный опыт? Для них наш уровень доступа в Интернет просто немыслим! Даже наша гимназия в Москве по оптике не имеет надежного канала, чтобы доверить ему единственный журнал. Значит, будем всех обрекать на двойной учет в обоих видах журнала: бумажном и электронном? Нам не привыкать игнорировать законы, заставляя работников делать то, что пожелает руководство. Впрочем, анализ этих решений я уже делал, не зная, «откуда ноги растут».

Любопытно отношение к контентной фильтрации. Признавая все неудобства и несовершенство существующих технических средств, они свято убеждены в необходимости оных ради защиты детей. Рассказывалась история о том, что фильтр не пускал учащихся в youtube, считая его порнографическим ресурсом. По запросу школы был снят запрет с него вручную. Я знаю, что у нас заметная доля учителей считает подобные фильтры элементарным ханжеством, мешающим работе. Видимо, поэтому у них нет никаких внешне обязывающих регламентов на фильтрацию, а у нас есть (хотя их законность вызывает сомнения, по крайней мере, до 1.9.2012).

Отдельно хотелось бы отметить оценочную информацию по материальному обеспечению учителей (возможно, не слишком достоверную, т.к. специально вопрос не изучал). Как мне сказали, начинающий учитель получает примерно среднюю по стране зарплату, а у «гуру» вдвое больше.

Закончилось мое посещение выставки ощущением: пробежал все, но воспринял небольшую долю. Воспринять больше все равно не в состоянии.

Если у нас прекратится снабжение ресурсами по остаточно-силовому принципу, нам придется бегать по таким же выставкам. И хотя я, как любой нормальный человек, не люблю лишней работы, предпочту умориться в бегах по таким выставкам, чем давиться на рабочем месте безальтернативным кормом, впихиваемым «щедрым и заботливым» начальником-радетелем по его вкусу.

17.12.2011