12 мар. 2015 г.

Война за перемирие

По сети гуляет шутка, что завод по переработке аналитиков минских договоренностей не справляется с потоком сырья. Я не собираюсь становиться в очередь– мне кажется важным осознать новое внутреннее ощущение событий, которое создала обстановка вокруг этих переговоров.

Слово «мир», безусловно, самое желанное. Но о нем не говорят– о нем мечтают. Слово «перемирие» намного хуже, т.к. оно подразумевает временный характер прекращения войны, но создает надежду на мир, если за время прекращения боев найдется решение противоречий, которые привели к войне. Именно поэтому переговоры важнее перемирия, ибо есть шанс артикулировать позицию каждой стороны глаза в глаза и, чем черт не шутит, найти решение, не требующее жертв войны. Ведь, решают вопросы войны и мира не гибнущие в боях, а сидящие за столом.

Последней каплей для данного размышления стала статья какого-то английского политика с тезисом о разочаровании западного общества в отношении перспектив перевоспитания России в европейском ключе. Прям, молодая глупая девица, планирующая перевоспитать в браке своего симпатичного, но неотесанного жениха. Ну, девица-то дура, а тут видный политик… И идиотские санкции в архаичной логике наказания как доказательство странности запада с позиции логики России.

Узкое место в моей картине проблемы– позиции. Война– крайний вариант согласования позиций. Точнее, это уже не согласование, а попытка силой навязать свою позицию, не видя иного варианта ее реализовать. Впрочем, можно ожидать истоки войны из амбиций и чувства явного силового превосходства. Если силовое превосходство оказалось не столь явным, перемирие– это надежда отыграть назад и, наконец, согласовать позиции без амбиций.

А они не согласуются! Ценностные ориентиры, на которых можно строить согласование, не сходятся! Выходит, не только амбиции виноваты. Или амбиции привели к смещению ценностных ориентиров. Или за амбициями не заметили этого смещения. Уже неважно– надо искать выход из военного тупика.

Есть еще один фактор, мешающий согласованию ценностей и позиций– недоверие артикулируемым позициям, попытки «сорвать маски». В результате, масса «экспертных» оценок, построенных на интерпретации поступков и заявляемых позиций, часто в абсолютизированном варианте: демонизации или идеализации истинных замыслов и/или основных акторов этой трагической пьесы с обеих сторон. В результате, одни и те же события получают совершенно противоположные оценки разными комментаторами. И таких диаметрально противоположных векторов не два, а довольно много. В конфликте задействовано довольно много участников и такие дихотомии проходят и по всем игрокам, и по всем процессам, и по всем фактам.

Показалось важным перевести акцент с общепринятой критической позиции об информационной войне на более естественную причину, которая проявляется таким жутким образом. Информационная война подразумевает злонамеренные действия по разрушению достоверной информации, выгодной противной стороне. Если же речь идет об усилиях по честному сохранению информации, которую сторона считает достоверной, то можно говорить об информационном конфликте представлений сторон. Слово «война» в его отношении может носить исключительно эмоциональный оттенок, а никак не содержательный. Я не настолько наивен, чтобы исключить полностью злонамеренность в украинском конфликте, но полагаю существенно недооцененной естественную составляющую.

Эта логика хорошо показана у Максима Кононенко: «Одни уверены в том, что платье белое, другие — что синее. Уверены настолько, что переубедить их никак невозможно — ведь они верят своим глазам. А если не верить своим глазам — то чему тогда верить вообще?… И если платье в итоге окажется и не белым, и не синим а, скажем, зеленым… — то общество просто не готово будет воспринять эту правду. Недовольными окажутся все.»

Я далеко не фанат российской власти, я против привлечения военнослужащих к нарушению закона для ведения боевых действий в необъявленный войне. Не раз бывал и, видимо, еще буду на протестных мероприятиях, но… Логика действий и оценок западных стран в различных ситуациях мировой политики вызывает у меня ощущение детского сада в стиле «он первый начал», «а чего он меня обзывает», «этому дала, этому дала, а этому не дала»… На это накладывается классика: «есть моя позиция и неправильная». Свою надо любой ценой продавить. Не продавил– слабак. Значит, проиграл.

И на этом фоне, при всей уязвимости, именно российская позиция в ее декларативном предъявлении выглядит наиболее убедительно. Я не об истинном лице Путина или Путилина. Я не знаю их истинного лица и спорить об этом не хочу. Я о декларируемой позиции: все имеют право на мнение и на учет его. Нельзя подавлять это мнение пушками.

Я понимаю, что в России со своим мнением легко угодить в кутузку. Я понимаю, что поверить в заблудившихся в полях Украины десантников может только их главнокомандующий. Но это не повод отказывать в мнении большому району Украины, потому что не нравятся его лидеры, и пытаться подавить его пушками, потому что Россия оказывает им военную помощь. Вам же не нравится, когда Путин оправдывает силовые действия в Крыму беспардонными действиями США в других точках мира?! Вы можете быть недовольны тезисами Путина об угрозе России со стороны приближающегося НАТО, но невозможно отказать ему в этой логике. Даже если НАТО пушистее зимнего зайчика и думает исключительно о елочных игрушках: внешнее проявление действий НАТО допускает такую трактовку, и история поведения НАТО чаще напоминает именно этот сценарий, чем новогодние представления с зайчиком.

К чему я все это вел?

Конфликт несводимых позиций породил мысль, что трагические события на Украине– это социальный вызов всей современной цивилизации. Именно здесь по разным причинам вскочил цивилизационный нарыв, который актуализировал назревшие и нерешенные человечеством проблемы развития. Мы или выйдем на новый уровень развития, или захлебнемся в очередной мировой войне. Возможен и третий вариант– специфические особенности конфликта на Украине удастся разрешить, а отложенный цивилизационный конфликт, решения которого удастся избежать здесь, выскочит с новой силой в другом месте.

Цивилизация исчерпала освоенные социальные модели развития. Коммунистическая идея с падением СССР оказала капитализму медвежью услугу: общество развивалось, пока обе эти противоположные идеи качались на качелях. Что происходит с тем, кто оказался в верхней точке, а партнер с качелей упал или спрыгнул? Похоже, именно это и произошло. Пока был антипод, необходимо было компенсировать системные недостатки целенаправленными усилиями, чтобы не проиграть. Капитализм прекрасен в деле ресурсного управления, но нересурсные задачи для него инородны. В коммунистической логике все наоборот: в центре внимания нересурсная логика, зато естественных ресурсных стимулов контроля за ресурсами нет, а человек слаб…

Все чаще встречаются мнения, что всякие измы влияют на внутренние отношения. Извне влияют исключительно люди, которые оказались на ключевых позициях. Возвращение противостояния России и запада воспринято как должное, хотя и с огорчением. Когда декларировались мир и дружба, к этим утверждениям относились с недоверием, оставалось ощущение лукавства. Что оказалось первичным в возврате конфронтации– эмоция недоверия или неизменные корни недоверия,– вопрос сложный, но вторичный. Китай остался в смысле измов коммунистическим, но его рассматривают не в контексте соревнования социальных систем, а в контексте экономики и иной культуры. Значит, проблема России и запада не в политической системе, а в культуре и геополитике. Если это так, то и всем участникам украинского конфликта стоит задуматься о своей роли в разрастающемся цивилизационном конфликте.

Я представляю ситуацию как проблему цивилизационного роста: организм растет, в критические моменты он заболевает, потому что не может справиться с новыми непривычными нагрузками. На мой взгляд, сейчас человечество достигло очередного переходного возраста, но не осознает этого и пытается функционировать привычными старыми шаблонами. Если не сменим многовековую логику силовых решений, не переболеем кровавыми конфликтами и не выйдем на новые мирные горизонты, то помрем от накопленной военной и информационной силы. А от чего именно,– перебьем друг друга, вымрем от ядерной зимы или желчью от взаимной ненависти захлебнемся,– это уже не важно.

Но во всех этих мировых проблемах роста меня больше всего волнуют Россия и Украина, оказавшихся в горниле этого конфликта. И эмоциональное отношение к этим процессам каждого из нас будет иметь самое непосредственное влияние и на нас, и на на наших детей-внуков, и на весь мир.

Россия, вроде, в капитализме, но далеко не все готовы включаться в гонку за потребительством и наживой. Именно в России любят анекдот про негра, жующего банан и не понимающего, зачем нужно превращать свободно растущие бананы в бизнес. Но при этом весьма заметная доля граждан и, прежде всего, городской молодежи включилась в гонку за финансовым благополучием. В России ментально справедливость выше закона, что неприемлемо и непонятно западу. Но при этом на формально законных основаниях в России засуживают совсем не по справедливости. Разлом приводит к тому, что представления о культуре отношений в молодежи поплыли. Всякие «концепции воспитания»– плод больной фантазии перепуганных авторов, ибо культура возникает из реальных отношений, а не разговоров и концепций. Нужно самим себя иначе вести, а не культурные концепции на песке строить. Успехи советской пропаганды не в пропаганде, а в великой идее, ради которой покорно шли в ГУЛАГ ее идеологи. И развалилась власть коммунистов тогда, когда в идею перестали верить, а не потому, что пропаганда стала хуже. Попытки подменить идею коммунизма нафталиновой религией вызывают только ужас: религия уже выполнила свою цивилизационную функцию объединения. Сегодня она уже разъединяет. Нужна свежая цивилизационная идея. Идея финансового успеха– не российская.

На Украине сейчас намного острее разлом между западной логикой жизни и советской/российской. Там не меньший разлом ментального и формального, ресурсного и культурного. На этот ценностный конфликт накладывается стремление ради территориальной целостности навязать свое видение всем вокруг. Использовал кто-то эти противоречия для разогрева конфликта или они сами выскочили, как черт из бутылки, уже не суть важно. Романтизм в стремлении к новой чистой жизни должен выражаться в чистых способах достижения. Если сила, подавление иного мнения и дальше будут считаться основным орудием, грош цена всей патетической риторике про «новую Украину»: друзья и враги сменятся, а все остальное останется неизменным. Будут ли новые друзья лучше старых, предстоит узнать в очередной беде, которая когда-то обязательно случится. «Весь мир насилья» уже разрушали, а затем происходило много совсем не того, о чем хотели запевалы. Понятно, что эмоционально отстраниться от такого комплексного конфликта на Украине гораздо сложнее, чем в спокойной России, но альтернативы нет. В состоянии паники проблемы не решаются.

Итого. Дано нам всем испытание, из которого нужно найти достойный выход. Не просто пристойный, а именно достойный! Чтобы не стыдно было перед гипотетическим судом истории. И критерии для этого совсем иными могут быть, чем в бытовом понимании о выигрышах и проигрышах. Сложнее всего то, что они совсем неочевидны. Это как с Армагедоном: неотличимы силы добра и зла– только сердце может подсказать. Видимо поэтому нет у меня сейчас симпатий ни к кому. Даже к студентам. Прошло время симпатий. Обратился в слух, ищу резонанс разных мнений и фактов с внутренними ощущениями. Изредка он случается, но намного чаще звучит диссонанс. Чем чаще мы будем прислушиваться друг к другу и чем осторожнее будем трогать струны, тем быстрее сможем найти нужные настройки и сбацать что-то оптимистичное, жизнеутверждающее. На подходе решение проблемы дешевой энергии– тогда деньги как ценность вовсе теряют смысл.

Может, подумать об отмене границ?

25 февр. 2015 г.

Игра– подконтрольный глоток свободы

Игра начинает занимать все более важное место в нашей жизни. Из пустой развлекалочки на досуге она превращается в приносящий доход бизнес. Бизнес все чаще платит деньги игропрактикам и игротехникам, чтобы отнять время от основного бизнес-процесса на проведение игр, в которых могут участвовать от нескольких ключевых сотрудников до всего штата. На тему игропрактики в образовании собираются молодые и маститые педагоги, т.к. мотивация к обучению катастрофически падает во всем мире и в игре видят спасение.

При изучении типологии игр возникает вопрос: где же грань между игрой и жизнью? Спор об этой границе на недавнем семинаре Андрея Комиссарова по игропрактике для педагогов привел к предлагаемым размышлениям. Попытаюсь проанализировать собственное определение игры и соотнести ее с жизнью:

Игра– это фиксированный во времени отрезок жизни, прожитый по добровольно принятым на себя и заранее согласованным искусственным правилам, обычно с возможностью досрочно прервать действие этих правил– выйти из игры.

Особо следует оговорить понятие “добровольно”, т.к. предложенному определению в точности соответствует понятие “договор”. Договор является обязательным атрибутом предпринимательской деятельности. Я не могу вести такую деятельность без договоров. Игра же подразумевает ничем не ангажированную свободу воли: хочу– играю, не хочу– не играю. И от этого выбора ничего жизненно важного для принимающего решение не изменится.

Таким образом, игра от жизни отличается только уровнем свободы воли при принятии решений. И это объясняет стирание границ между игрой и жизнью по мере расширения вариативности в жизни. Если в давние годы жизнь как процесс выживания поглощал практически все силы, игры были примитивными и занимали ничтожное время. Сегодня, когда почти все подчинено праву выбора, игры пронизали все общество, достигли невиданного ранее разнообразия и вызывают споры о границах раздела.

В этой связи интересно разобрать жестокие игры и родственные им розыгрыши. Розыгрыш подразумевает игровое поведение для инициаторов и неигровое поведение для разыгрываемых. В этой ситуации разыгрываемые выступают в роли случайного генератора, который привносит неожиданность в фиксированные правила. Для них розыгрыш не является игрой, т.к. они не добровольно приняли участие в действиях. Беглые негры, которых травили собаками, тоже не воспринимали травлю игрой, хотя для рабовладельцев это была очевидная игра по их собственным правилам– первые игропрактики. Бои гладиаторов попадают в ту же категорию. “Русская рулетка”, в контексте жестоких игр, была честнее, т.к. все игроки сами принимали эти правила. Хотя появляется новый сложно формализуемый фактор– офицерской чести для тех, кто опасался упреков в трусости в случае отказа. К той же категории, полагаю, можно отнести и дуэли: с одной стороны, искусственные правила и добровольное участие, с другой– понятие о чести и репутационные издержки в случае отказа, несмотря на законодательные запреты дуэлей.

Сегодня многие формы досуга идеально подходят под такое определение игры, т.к. предоставляют широкие возможности выбора и опираются на искусственные правила, включая самостоятельно формируемые. Все популярнее призывы к выбору работы с опорой на личностные ценности и интересы. Все больше людей, для которых работа и хобби (чем не игра?) схлопываются воедино.

Отдельного упоминания заслуживают виртуальные среды. До сих пор они воспринимаются многими как игрушечные, ненастоящие, но настоящесть определятся следствиями: подчас, результаты деятельности в “виртуальной” среде оказывают заметно большее влияние, чем в “реале”. Я специально взял слова в кавычки, чтобы обратить внимание на условность их смысла: уже большой вопрос, что более реально!

Показалось интересным рассмотреть под углом зрения игры (свободы воли) политические аспекты.

Что есть война или революция? Неспособность согласовать правила игры и заставить/отказаться от игры по чужим правилам– коммуникационный конфликт на фоне неадекватных оценок реальности. Но это так же означает наличие альтернативных вариантов правил! Альтернативные правила– это обязательное условие заявки на свою игру. В этой логике тоже получается, что революции должны происходить не на низшей точке подавления свободы, а на фазе затянутых ожиданий– когда уже кажется ясным, что менять, а изменений нет и нет.

Что есть выборы? Игра в свободный рейтинг политиков с иллюзией влияния на общие правила. Поскольку приз в этой игре для определенной группы лиц, озабоченных стремлением к власти, весьма велик, манипуляции с правилами игры на всех этапах превышают возможности неозабоченных властью лиц по слежению за их исполнением. Тем самым, неозабоченные властью люди дают озабоченным дополнительные аргументы для ограничения их свобод между играми в выборы. Тем не менее, лучших правил пока не придумали. Хотя, похоже, стоит заняться, ибо эта игра явно не равноправная по оценке участников.

Родное образование тоже начинает изучать и пробовать игровые форматы, т.к. мотивация к необучению стала фатальной по результатам стандартного тестирования. Правда, никто пока не сумел ответить на вопрос, а какой результат, действительно, нужен, но все недовольны.

Самое простое, что многими стало активно подниматься на щит,– внести в традиционный учебный процесс игровые аксессуары вместо потерявших мотивирующий фактор отметок: бейджики, скилы, фантики… Меня эта мода на геймификацию откровенно пугает, т.к. усугубляет и без того тяжелую пяту оценкомании. Вместо перехода от негативной мотивации к позитивной (от страха наказания за плохие отметки к радости познания) предлагается ограничиться соревновательный мотивацией– за фантиками вместо пятерок.

Более сложное направление– создание полноценных игр, среда которых позволяет формировать нужные знания и навыки в увлекательной форме вместо нудной зубрежки. Ведь, интересные содержательные задачи появляются только с определенного уровня овладения наукой, а начальный этап освоения базовых представлений довольно скучен. Когда знание стало легкодоступным, мотивации следовать за учителем “здесь и сейчас”, независимо от его способности увлечь наукой, стало недостаточно для скучной зубрежки. Есть увлеченные люди, которые уже создали неплохие образовательные игры, но процесс этот непростой и недоходный.

Мысль начинает представлять школу, в которой все сумели реализовать в виде обучающих игр– и тут осеняет, что это уже не будет игрой в субъективном восприятии. Более того, традиционная школа– мозгодробительные занудные будни. Попытки внести в логику школы свободу выбора натыкаются на массу проблем. А сегодня отечественная школа и вовсе делает откат даже от прописанных законом прав и свобод, ибо не справляется с этим пропущенным в 90-е годы вольнодумством.

Игра противоречит диктату единых норм, программ и учебников, но против нее никто не возражает. Значит… Теперь все, кажется, встало на свои места:

Игра– это подконтрольный глоток свободы в полосе неизбежности.

И тогда игромания– это признак инфантилизма как бегство от неизбежности, от ответственности за свой участок в настоящей жизни.

19 февр. 2015 г.

Вправе игнорировать или оспорить

Письмо Минобрнауки РФ от 09.02.2015 №ПГ-МОН-75 с ответами на мои вопросы вызвало большой интерес и разные трактовки, поэтому решил дополнительно изложить свой вариант перевода с канцелярского на русский.

Зная уколончиво-расплывчатый стиль ответов высоких чиновников на конфликтные вопросы, я постарался максимально жестко и конкретно их сформулировать, причем, в общенормативном ключе без малейших намеков на московскую историю. Но даже в этой ситуации они умудрились смягчить свой ответ, перефразировав исходные вопросы. Поэтому при опубликовании для точного понимания текста ответа пришлось сначала показать исходные формулировки.

Итак, исходные условия.

Есть закон «Об образовании в РФ», который весьма четко разносит зоны ответственности разных уровней управления образованием. Если бы все оставались в рамках своих компетенций/полномочий, вопросов бы, скорее всего, не возникло. Однако органы власти по старой советской привычке часто вмешиваются не в свое дело и диктуют школам, что они должны делать, вопреки распределению компетенций по закону. Готов предположить, что не все директора настолько самостоятельны, чтобы своим правом пользоваться, но страдают от этого именно те, кто готов в полной мере использовать свои законные права. Про обратные перекосы, когда школа влезает в зону ответственности органа власти, я не слышал.

Меня интересовало, есть ли возможность у школы отстоять свои права, определенные в законе зоной ее компетенций? Прежде всего, меня интересовала тема построения информационной образовательной среды на разных уровнях от школы до региона и, в частности, ЭЖ как одной из подсистем ИОС.

Из ответа следует:

Органы власти могут поручить вам какие-то действия только в рамках своих полномочий. Там, где их задачи пересекаются с зоной ответственности школ, они должны согласовывать взаимодействие, а не диктовать свою волю.

Самое главное вынесено в заголовок:

что по закону в вашей компетенции, молча делаете по-своему либо оспариваете.

Чтобы оспорить распоряжение, затрагивающее ваши компетенции, обращаетесь:

  • в Рособрнадзор, в случае регионального распоряжения
  • в региональный орган власти, в случае муниципального распоряжения

Вот, собственно, и весь перевод канцеляризмов. Остальное– полезные частности.

Вывод. Дорогие друзья и коллеги, если вы сами не обопретесь на свое право «игнорировать или оспорить», никто вам не поможет. Хотите прорваться через навязанный ЭЖ– согласуйте свои желания с коллегами-директорами и подавайте от себя обращения в Рособрнадзор за разъяснениями и пресечением нарушения своих прав.

10 февр. 2015 г.

Открытое обращение в Рособрнадзор

(Петиция москвичей о принуждении к одному электронному журналу)

В соответствии с п.6.2 Положения о федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 594 (далее Положение), прошу:

  1. Рассмотреть петицию граждан Москвы о восстановлении прав образовательных организаций города на самостоятельный выбор информационной системы ведения учета текущей успеваемости и промежуточной аттестации (далее ЭЖ), а также описание сложившейся ситуации в “Новой газете”, и разъяснить обоснованность беспокойства граждан Москвы.
    (Короткая ссылка на текст петиции: https://clck.ru/9M2oA)
  2. Рассмотреть ответ Департамента образования Москвы на петицию (фото справа) и разъяснить правомочность ущемления прав образовательных организаций из-за неспособности органов власти Москвы организовать исполнение государственных услуг в электронном виде без нарушения законодательства.
  3. Рассмотреть ответ Минобрнауки РФ на вопросы о спорных отношениях образовательной организации и органов власти и разъяснить расхождения ответов Департамента образования и Минобрнауки РФ.
  4. Рассмотреть «Рекомендации по ведению журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях города Москвы» (pdf) и разъяснить обоснованность:
    1. ограничения образовательных организаций в праве выбора систем оценивания (1-5),
    2. ограничений технических характеристик ЭЖ в противовес «Единым требованиям» к ЭЖ из письма Минобрнауки РФ от 15.2.2012 №АП-147/07,
    3. соответствия ограничивающих характеристик особенностям одного из них—МРКО в версии 2012 года.
  5. Рассмотреть приказ №810 Департамента образования Москвы (pdf) и разъяснить обоснованность требований по ограничению образовательных организаций:
    1. в части компетенций по ведению учета текущей успеваемости и промежуточной аттестации,
    2. в праве на выбор ЭЖ, согласно письму Минобрнауки №АП-147/07.
  6. Рассмотреть регламент оказания государственных услуг Москвы в сфере образования на основе МРКО и разъяснить обоснованность:
    1. централизованного сбора информации о текущей успеваемости и промежуточной аттестации со всех образовательных организаций города вопреки их желанию,
    2. организации препятствий образовательным организациям в использовании иных ЭЖ по их выбору и, тем самым, в выборе систем оценивания, помимо ограничения в конкуренции между различными вариантами ЭЖ,
    3. отсутствия возможности передачи статистической информации из различных ЭЖ в центральную систему сбора отчетности и/или мониторинга по открытому протоколу обмена данными,
    4. исключения возможности оказания государственной услуги информирования об успеваемости и посещаемости путем непосредственной передачи заказанных родителями данных из ЭЖ в точном соответствии с избранной в образовательной организации системой оценивания.
  7. Разъяснить, почему при столь активном переходе на электронное ведение документооборота в сфере образования, как минимум, с 2010 года, до сих пор не пересмотрена нормативная база и остаются актуальными нормативные акты по ведению документооборота еще советского периода, полная неразбериха с мероприятиями по защите персональных данных…

В соответствии с п.6.4 Положения, прошу пресечь факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, в частности, восстановить возможность образовательным организациям реализовывать предусмотренные законом компетенции в части ведения текущей успеваемости и промежуточной аттестации в соответствии с их системой оценивания, образовательной и технической политикой, предусмотренными их локальной нормативной базой. Описанные ситуации имеют место не только в Москве, но и во многих регионах.

В соответствии с п.7 Положения, прошу осуществить нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности в части ведения электронного документооборота.

Сегодня практически разобраться в том, что нужно, что можно и что нельзя при переходе на электронный документооборот и при использовании ИТ в образовании, могут только редкие специалисты, способные гибко ориентироваться в сочетании старой нормативной базы и современных методических рекомендаций, что приводит к многочисленным нарушениям и неоправданному росту издержек. Готов оказать помощь в обсуждении и разработке мероприятий по развитию электронного документооборота как давно занимающийся данной проблематикой эксперт. Подборка моих публикаций по тематике ЭЖ доступна в блоге по метке “ЭЖ”. В этом же блоге есть публикации по теме построения ИОС.


PS. Ссылка на историю, как петиция против действий Департамента образования Москвы была спущена в Департамент образования Москвы. Обидно, что с настойчивостью, достойной лучшего применения, отстаивается идеологически ошибочное решение: даже замечательный, но единственный центральный ЭЖ на всех не угодит, а любая неизбежная накладка будет сопровождаться радостным публичным сарказмом и «итальянским сопротивлением».


По Почте России 29.02.2015 пришел ответ, датированный 16.02.2015. Чиновники Рособрнадзор тоже отправили запрос в родной Департамент образования Москвы с удивительной ссылкой на Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ:

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.


PPS. Ответ ДОМ от 19.3.2015 незамысловат– он декларирует «историю успеха» без ответа на поставленные вопросы:

  • есть закон, по которому все в руках школы,
  • есть рекомендации и приказ №810, по которым школы должны работать,
  • есть централизованное счастье всех школ– МРКО как неотъемлемый модуль единой информационной системы,
  • правообладателем системы является Правительство Москвы, а оператором ДИТ (ДОМ не при делах?),
  • не нравится– «пишите письма» (адрес указан).

Новый запрос в Рособрнадзор от 29.02.2015

В качестве нового запроса на ваш ответ от 16.02.2015 №Ку-1214/05-746, в котором вы уклоняетесь от прямого ответа под предлогом части 3 статьи 8 закона 59-ФЗ, прошу разъяснить:

  1. Почему нарушение закона 273-ФЗ Департаментом образования Москвы при регламентации ведения электронных журналов успеваемости подведомственными образовательными организациями вы не считаете входящим в свою компетенцию?
    В своем обращении (http://medwk.blogspot.ru/2015/02/blog-post.html) я ссылаюсь на конкретные пункты Положения из постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 594. Дополнительно можно сослаться на п.5.1. того же Положения. Минобрнауки России в своем ответе ссылается на п.9 часть 1 статьи 6 закона 273-ФЗ.
  2. Какой, в таком случае, государственный орган, кроме тех, которым уже были направлены обращения и которые переправили их в Департамент образования Москвы, компетентен разъяснить неправомочные действия органа власти в сфере образования и пресечь нарушение им закона?

P3S. Ответ Рособрнадзор от 30.3.2015 №Ку-2169/05-1822 неявно опровергает предыдущий о, якобы, некомпетентности Рособрнадзора в вопросах нарушения закона региональными органами власти в сфере образования, но содержательной замысловатостью не блещет– практически перепечатывает ответ ДОМ и точно также оставляет конкретные вопросы о нарушениях закона без ответа.


P4S. Сведующие люди посоветовали доработать эту ситуацию и обратиться с жалобой на Рособрнадзор в Минобрнауки РФ. Что я и сделал 5.5.2015. Случайно и в сам Рособрнадзор послал то же самое– зато, может, сами успеют отреагировать более внятно.

Рособрнадзор письмом от 18.05.2015 №Ку-4850/05-3225 продублировал прошлый ответ, ибо ничего нового в этом запросе не обнаружил (не вижу смысла его публиковать).

Минобрнауки РФ прислал ответ от 04.06.2015 №08-ПГ-МОН-17681, что Департамент образования Москвы им неподсуден– «пишите письма» в административном порядке или обращайтесь в суд.


Новый запрос в МОН от 9.6.2015:

После ответа от 04.06.2015 № 08-ПГ-МОН-17681 повторно обращаюсь с просьбой обеспечить надлежащее исполнение функций контроля и надзора за органами власти в сфере образования. Текст обращения, вся история его рассмотрения со сканами ответов открыто опубликованы в моем блоге: http://medwk.blogspot.ru/2015/02/blog-post.html

В этот раз прошу передать мое обращение компетентным лицам, т.к. И.П.Ярцева не понимает отличия между местными и региональными органами власти или не читает документов, которые ей приносят на подпись. Я жалуюсь на уклонение Рособрнадзора от рассмотрения по существу жалобы на региональный орган власти в сфере образования. Это его компетенция и по закону “Об образовании в РФ” (статья 6 часть 1 п.9), и по “Положению о федеральной службе по надзору в сфере образования” (п.5.1).

Правильной реакцией на данное обращение считал бы предписание всем региональным органам власти в сфере образования реализовать тот порядок работы, который следует из вашего же ответа от 09.02.2015 № ПГ-МОН-75:

  • о запрете принудительного использования централизованных информационных систем, функционирование которых находится по закону в компетенции образовательных организаций, в том числе электронных журналов,
  • о построении в каждом регионе системы сбора статистических (!) данных из разных независимых информационных систем по стандартному опубликованному протоколу обмена данными (деятельность в такой логике подразумевает наличие открытой платформы для отладки работы этого протокола сторонними разработчиками);
  • о коррекции регламента оказания муниципальной услуги информирования родителей об успеваемости и посещаемости непосредственно из электронного журнала образовательной организации без отправки данных в центральную систему, а на портале государственных услуг обеспечить заказ данной услуги для получения на нем данных авторизации в электронном журнале.

Готов подробнее осветить указанные соображения.


P5S. Ответ от 8.7.2015 №08-ПГ-МОН-22359– чиновник признал(а) ответственность Рособрнадзора. А дальше классика жанра бюрократической переписки: жалобу на Рособрнадзор отправили ему же на рассмотрение. Ответ Рособрнадзора от 24.7.2015 № Ку-6541/05-4350 по сути такой же, как они присылали и раньше– без рассмотрения претензий по существу (pdf).

Поздравляю всех нас с гештальтом– больше выудить из этих структур, похоже, уже нечего. Пройдены все уровни властной вертикали, ответственные за контроль над органами власти в сфере образования и за контроль над контролирующими органами власти. Все проигнорировали сущностные вопросы, которые беспокоят десятки тысяч только подписавших петицию граждан. Теперь можно уверенно констатировать, что вся вертикаль не выполняет функцию контроля за органами власти, предусмотренную законом.


Продолжение– открытое обращение в Администрацию Президента РФ.


Эпилог (6.4.2016, круглый стол в ОП РФ по надзору в образовании).

Видеозапись 1-й части доступна в сети (моя реплика на 26-й минуте). Ниже аудиозапись моего выступления во 2-й части (+ реплика из 1-й части):

5 февр. 2015 г.

Обложить Концепцию KPI?

Представил себе типичную управленческую ситуацию в отношении недавно принятой Концепции региональной информатизации: дабы избежать неэффективных трат бюджетных средств, заранее наметить измеримые показатели и критерии достижения поставленных целей– модные подходы в логике KPI.

Потом вспомнил множественные исследования эффективности процессов информатизации в 90-е годы (тогда это называлось “компьютеризация”) самых разных отраслей хозяйства в разных странах и неожиданный вывод: не удалось подсчитать эффективность компьютеризации, ибо она не оптимизирует процесс, а в корне меняет его– не остается сопоставимой для подсчета эффективности базы. Это наглядно можно проиллюстрировать на примере работы бухгалтера. Когда-то львиную долю времени бухгалтера съедала тупая арифметика. Казалось, компьютер должен убить бухгалтера как профессию. И многие помнят, как остервенело сопротивлялись бухгалтеры внедрению компьютера. Ан, нет: бухгалтер и сегодня весьма востребованная профессия, но без компьютера уже сам бухгалтер с вами даже разговаривать не станет, ибо теперь он концентрируется на других проблемах– не расчетных, а больше похожих на аналитику, логистику, каталогизацию.

И стало мне любопытно: что бы случилось с компьютеризацией 90-х, если бы ее реализовывали суперсовременными управленческими методиками на основе KPI?

21 янв. 2015 г.

Авантюра с ЭЖ-петицией

В демократичном сетевом пространстве провели сбор подписей о превышении московскими властями своих полномочий и насильственном внедрении централизованного электронного журнала успеваемости (ЭЖ), который, к тому же, запущен в эксплуатацию совершенно негодным к использованию и привел к потере данных. Особенно всех задело то, что несколько лет клятвенно утверждалось совершенно законное право школ самостоятельно выбирать ЭЖ– и многие школы этим правом воспользовались, были довольны,– а с 2013 года началось давление и почти всех загнали в убогий единый продукт– МРКО.

Когда бурный сбор подписей под совершенно справедливой петицией набрал довольно большое число и подошел момент необходимости подачи ее официально, никто не хотел подставляться. Поскольку я в системе ДОМ уже не работаю и от моего вольнодумства никто не пострадает, решил взять на себя груз ответственности и отправил ее поздно ночью 29 декабря 2014 года через электронные сервисы по 4-м адресам:

  • в Минобрнауки РФ
  • в Правительство РФ
  • в Правительство Москвы
  • в Прокуратуру Москвы

Любопытный нюанс: к обращению, заполняемому в электронной форме на всех порталах, можно добавить один файл до 5 МБ в одном из традиционных форматов. На всех, кроме портала МОН, это прошло нормально. На портале МОН, несмотря на обещание в пояснительном тексте, файл не присоединился: ни 5, ни 4, ни 2. Я им так и написал: присоединить не смог, но готов выслать, если нужно. Оказалось не нужно.


Текст обращения:

Смысл обращения– вернуть политику реализации электронных журналов/дневников в законное русло: вернуть образовательным организациям возможность самостоятельно выбирать тот электронный журнал, который отвечает их потребностям. В дополнение к исходному тексту, сообщаю, что в последние дни учебного полугодия снова были многочисленные жалобы на работу МРКО.

Я решил выступить заявителем, хотя не являюсь инициатором сбора подписей, т.к.

  • полностью разделяю текст обращения
  • могу доказать каждый его тезис
  • могу развернуть обращение шире и привести аналогичные примеры из других регионов
  • давно пытаюсь доказать наличие иного, гораздо более дешевого, удобного для всех и эффективного способа решения проблемы ЭЖ на региональном и муниципальном уровне
  • мои публикации по тематике ЭЖ и ПДн открыто доступны в сети
  • уже не работаю в системе Департамента образования Москвы и поэтому не могу навлечь ни на кого из директоров негативных реакций.

Прилагаю текст обращения в формате pdf со списком подписавших его (стр.3) и личностными комментариями (стр. 648).

Исходный текст размещен по адресу
https://www.change.org/p/вице-премьеру-правительства-рф-о-ю-голодец-вернуть-школам-москвы-право-выбора-электронного-журнала-дневника

Короткая ссылка на него же https://clck.ru/9M2oA

Ссылка на текст статьи в “Новой газете” о том же
http://www.novayagazeta.ru/society/66567.html


Результат обращения

МОН и Правительство Москвы отреагировали очень оперативно– 30 декабря и 1 января (!), соответственно. Оба респондента сообщили, что переадресовали обращение в Департамент образования Москвы (ДОМ)– на адресат жалобы.

Чуть позже, 20 января, откликнулось Правительство РФ– переправили в Правительство Москвы, которое на следующий день известило, что уже переправили снова в ДОМ.

Прокуратура Москвы отреагировала 16 января, но в письменном виде ответ пришел по почте только 27 января– тоже переправили в ДОМ.

Все отправили в ДОМ и все ссылаются на законы– знакомо еще по советскому киножурналу Фитиль.


МОН, действительно, неправомочен рассматривать кляузы на региональные органы власти, согласно ППРФ №466:

"7. Министерство образования и науки Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации."

Претензии к региональным органам власти надо адресовать в Рособрнадзор, согласно п.9 части 1 статьи 6 закона «Об образовании в РФ». Именно Рособрнадзор, согласно части 7 статьи 7, может выдать обязательное к исполнению предписание по приведению региональных нормативных актов в соответствие с законом.


PS. 06.02.2015 по Почте России пришел ответ ДОМ, датированный 29.01.2015. Естественно, все прекрасно и законно– все от недопонимания очевидных вещей.

PPS. 10.02.2015 пришел содержательный и полезный ответ из Минобрнауки России на мои вопросы примерно о том же, но в безлично-нормативном ключе. Вопросы были заданы через портал практически сразу после начала «футбола» петиции.


Продолжение бюрократической переписки– обращение в Рособрнадзор

15 янв. 2015 г.

О воспитании– к гусарам

На фоне законодательно-запретительной истерии заявление о приближающейся очередной «Концепции» воспринимается заранее с напряжением. А когда выясняется, что речь идет о концепции воспитания и комплексного подхода к нему, душа начинает рваться перед всплывающими образами запрета иностранного усыновления, ювенальной юстиции, защиты детей от дурной информации, сглаза и прочих скреп.

Прекрасно понимаю, что после полувековых заклинаний «образование– это обучение и воспитание», меня порвут «на тысячи маленьких медвежат», но молчать не могу. Все, приплыли– мир настолько изменился, что, чем дольше мы будем закрывать глаза идеологическими шорами, тем глубже утонем в трясине времени. Надо четко без заклинаний определить, что такое воспитание и как его можно изменить. Мое восприятие образования, обучения и воспитания связаны, но совсем не так. Хочу выразить признательность Павлу Максименко за то, что обратил мое внимание на эти связи– до него я их чувствовал, но относился как к терминологическим привычкам и не придавал большого значения.

Обучение– целенаправленный процесс передачи знаний и навыков от учителя ученику, независимо от их субъективных настроений. Как правило, активная роль в обучении только у учителя– ученик часто пассивен. Можно пытаться мудрить и стараться активизировать ученика, но это может зависеть от массы факторов и активная роль ученика не является определяющей.

Образование– заведомо личностный процесс, который совсем не обязательно включает в себя обучение. В вырожденном случае, оно происходит и вовсе без обучения, поскольку человек в процессе жизни помимо своей воли вынужден строить какой-то образ мира вокруг себя и как-то к нему приспосабливаться. Насколько глубоко человек погружается в построение образа мира в разных его проявлениях, настолько глубоким будет его образование. Безусловно, обучение способствует образованию и на предыдущем этапе оба процесса были настолько взаимозависимы, что обычно используются как синонимы. Но они разные и их смешение мешает пониманию.

Воспитание– это поведенческая составляющая образования и тоже абсолютно личностная форма активности. Полностью разделяю и считаю единственно правильным утверждение: «Воспитать человека может только он сам».

Человек с традиционным подходом к воспитанию этой логики не понимает. Для него есть:

  • воспитатель,
  • воспитуемый,
  • цель– сформировать желательное для воспитателя поведение воспитуемого,
  • воспитательная работа с планами, мероприятиями (как правило, в форме душеспасительных бесед), наглядной агитацией, отчетами и концепциями.

И мы, советские дети, хорошо помним такую воспитательную работу, можем в лицах рассказать, что думали по поводу воспитательных промываний мозгов, повсеместных плакатов типа «Народ и партия едины», «Экономика должна быть экономной» и проча.

На самом деле, традиционный процесс воспитания– это пропаганда желательных форм поведения и их дрессировка в конкретных массовых проявлениях. И прок от такой работы весьма небольшой, ибо формируется у человека поведение не столько от того, о чем ему жужжат в уши, сколько как опыт адаптации к окружающей среде, причем реальной, а не артикулируемой воспитателями. Хотя полностью исключать влияние информационного давления, конечно, нельзя, ибо это влияние мы имеем счастье наблюдать и сейчас по ряду вопросов, список которых растет. Но даже это влияние нужно воспринимать через призму деятельностных проявлений, ибо информация, не имеющая никакого влияния на реальную жизнь, не имеет особого влияния и на мозг.

Реальное воспитание– это построение собственной модели поведения по окружающим образцам на основании тех ценностей, которые транслируют значимые для данного человека люди.

И это можно показать по позитивным проявлениям воспитания в советское время. Например, тогда было принято вступаться за обижаемых и понимать, что тебя, с большой вероятностью, поддержат другие– и народ часто вступался. Не хочу идеализировать, но в бытовых скандальных ситуациях это было нормой. Конечно, это поощрялось в духе традиционного воспитания, но люди вели себя так не поэтому, а потому, что так было принято.

В 90-е ничего принципиально в воспитательной работе не поменялось, но на практике стало ясно, что вступаться опасно– даже при благополучном стечении обстоятельств милиция сама сведет тебя с преступниками и оставит с ними один на один. Да, и вероятность помощи со стороны уже невысока. Даже в просто скандальной ситуации вероятность получить массу проблем намного выше шансов на моральное удовлетворение от собственного влияния на ситуацию. Так что, если собираешься сегодня геройствовать на основании собственных ценностей, будь готов биться в одиночку с минимальными шансами на моральное удовлетворение. Будете вмешиваться?

Почему мы не довольны поведением «понаехали-тут»? Да, они себя гораздо лучше ведут, чем аборигены с образцово-славянскими лицами! Кто свободно разговаривает на самом известном в СССР диалекте без оглядки на окружающих в общественном месте? Кто плюет мезгу от семечек под лавку автобуса и даже метро? Кто демонстративно тискается и сосется на проходе, на эскалаторе метро? Кто скандалит без зазрения совести в общественном месте? Бродит и пристает ко всем в пьяном виде? Срет, где жрет, включая места посещения культуры? Продолжать? Откуда гостям знать, что это не норма, но местным почему-то позволено, а им нет?

Тем, кого мои доводы и примеры не убеждают, предлагаю задуматься еще об одном аспекте. В советской школе класс был весьма устойчивой административной единицей. Пока еще в российских школах многие классы тоже относительно устойчивы, хотя не так, как раньше. Но совершенно очевидна тенденция к индивидуализации образовательных программ, что неизбежно ведет к отсутствию стабильного детского коллектива– на разных занятиях разные составы учеников, разные расписания занятости, прихода/ухода и, соответственно, разные модели отношений в разных многочисленных краткосрочных коллективах. В таких условиях традиционные для советского времени массовые коллективные формы воспитательной работы не смогут получать те же привычные воспитательные результаты.

То, что массовое поведение молодых перестало устраивать и есть претензии к проблеме воспитания, ясно по факту обсуждения концепции. А я тут выступаю как мультяшная Баба-Яга, которая против. Значит ли это, что я не считаю нужным говорить о воспитании и что нельзя ничего изменить? Конечно, не значит. Но нужно открытыми глазами смотреть на проблему и не заниматься знахарскими заговорами вместо реальных действий. На что нужно обращать внимание вместо наступания на грабли советского воспитания?

Вместо воспитания детей надо заниматься воспитанием себя, раз никто, кроме меня-любимого, не может меня-любимого воспитать– достойно себя вести, создавая, тем самым, достойные образцы поведения и транслируя достойные наследования ценности. Надо создать условия, в которых свинство, в идеале, невозможно; как минимум, наказуемо. Надо создать максимум удобств тем, кто помогает правильному поведению, и максимум неудобств, кто неправильно себя ведет.

Есть ли педагогические меры воздействия на воспитание? Надо планировать мероприятия, участие в которых способствует выработке желательных обществу образцов поведения и блокирует нежелательные образцы. Надо всячески поддерживать и популяризировать эти правильные образцы. Надо обеспечить обычную нормативную поддержку таким мероприятиям. Никакая концепция для этого не нужна. Зато одно из направлений такой деятельности, которое воспитало многих из нашего поколения– туризм,– сейчас идиотскими перестраховочными правилами почти изжито. Может, рог изобилия с «держать и непущать» поджать?

Но, самое главное, надо обеспечить законность, которой поверит народ, которая не потребует от ищущего правду пустить все свои обычные дела под откос ради этого. И поддержку тем, кто борется или страдает за правду. Но это гораздо сложнее очередной "Концепции", плана мероприятий по ее реализации, отчетности и, самое главное, распределения выделенных на нее бюджетных средств.

PS. 21.06.2017. УГ «Что может воспитать школа?»