24 сент. 2012 г.

Ошибки и задачи МОН в развитии электронного документооборота

Стороннему наблюдателю, регулярно сталкивающемуся с публикациями в СМИ о проблематике электронных классных журналов (ЭЖ), может показаться, в зависимости от его темперамента, что либо все уже давно решено, либо все находится в неизменном состоянии. Истина, как неуловимый электрон, находится в облаке между этими состояниями и стремится к выходу на новый уровень в новых измерениях.
Важным этапом развития электронного документооборота в сфере образования была формализация задач, предусмотренных списком государственных услуг в рамках реализации 210-ФЗ.
В их числе, задачи информирования
  • о субъектах образовательного процесса,
  • о программах и условиях реализации образовательного процесса,
а также операционные задачи, решаемые электронными средствами:
  • формирования образовательных отношений,
  • формирования информационной образовательной среды,
  • реализации задач образовательного процесса от информирования и публикации учебных материалов до ведения дистанционного обучения.
Безусловным достижением этого этапа стали полученные в результате формализованные процедуры и нормативные акты, которые позволяют более четко увидеть круг задач, предусмотренных в рамках декларированного списка госуслуг.

Несмотря на изложенные ниже замечания, практическая реализация этих услуг позволяет наглядно увидеть удачные и неудачные аспекты разработанных документов, упущенные закономерности и взаимосвязи, увидеть неучтенные ранее задачи, связанные с предусмотренными в списке. Общая проблематика ведения журналов и перечень неучтенных задач отражены в презентации к докладу на расширенном педсовете-конференции в ХМАО (http://www.slideshare.net/MichaelKushnir/20120906-ej-hmao).
  1. Начиная обсуждение ошибок, недостатков и задач, прежде всего, стоит обратить внимание на отсутствие внимания к ключевой проблеме электронного документооборота - проблематике закона 152-ФЗ "О персональных данных". Учитывая несовершенство закона, признаваемое практически всеми специалистами, следовало бы обратить должное внимание на серьезные ограничения, которые закон накладывает на применение ИТ и ставит их в зависимость от мер, принимаемых по защите персональных данных (ПДн).
    Для выбора мер по защите данных необходимо привлечение специалистов, которых нет и не может быть в образовательных учреждениях. Привлечение в регионах таких специалистов приводит, подчас, к удивительным рекомендациям, которые невыполнимы в рамках образовательных учреждений, т.к. они просто транслируют инструкции, разработанные для режимных и/или коммерческих предприятий. В результате, их реализация превращается в профанацию и не предотвращает нарушений закона.
    Условия работы подавляющего большинства образовательных учреждений довольно близки, поэтому централизованная разработка типовых регламентов с учетом специфики образовательных учреждений могла бы существенно облегчить их работу. Логика государственных регуляторов по адаптации учреждений к требованиям закона 152-ФЗ предусматривает разработку отраслевого стандарта защиты ПДн, чем, к сожалению, Минобрнауки не занималось.

    В частности, несмотря на неоднократное внесение предложений в проект закона "Об образовании в РФ", в нем так и не учли проблематику 152-ФЗ. Наиболее острые вопросы, достойные отражения в проекте, изложены в презентации (http://www.slideshare.net/MichaelKushnir/20120808-edulaw-pdn).

    При наличии воли к совершенствованию документооборота, существует вариант такой его организации, при котором большинство образовательных учреждений может перестать быть операторами персональных данных и освободиться от чуждых им обязанностей по организации защиты данных. Для этого достаточно учесть в новых регламентах делопроизводства ресурсы и регламенты государственных услуг, которые предусматривают централизованную обработку всех необходимых образовательным учреждениям ПДн. Общая концепция такого подхода изложена в презентации к докладу на Саммите ИТ-директоров (http://www.slideshare.net/MichaelKushnir/20120326-pdedu).

    Невнимание МОН к проблематике 152-ФЗ повлекло повсеместно столь же снисходительное отношение к нему в регионах и на местах. Тем более, что финансирования мероприятий по защите ПДн в бюджетах не предусмотрено. С другой стороны, отсутствие оптимизированных отраслевых рекомендаций позволило в ряде мест подрядчикам информационных систем (ИС) существенно утяжелить свои решения под предлогом реализации мер по защите ПДн. Наличие дорогостоящих решений в рамках подобных систем стало, в ряде случаев, инструментом конкурентной борьбы в ущерб функциональным возможностям ИС. При этом, могут возникать удивительные ситуации, когда принимается в эксплуатацию дорогая ИС, имеющая сертификаты по защите ПДн, а в эксплуатации этой ИС требования 152-ФЗ оказываются нарушены, т.к. технические решения являются не единственным требованием по защите ПДн. Подчас, важнее правильная реализация организационно-правовых требований по надлежащему оформлению документации, согласий, уведомлений. Согласно 152-ФЗ, ответственность за мероприятия по защите ПДн лежит на операторе ПДн, коим является в традиционной модели образовательное учреждение. Поэтому важнее грамотная реализация требований закона в образовательном учреждении, чем сложность ИС.
    Краткая сборка нормативных требований по согласованному соблюдению законов в отношении ЭЖ отражена в презентации к докладу на совещании в Ульяновской области (http://www.slideshare.net/MichaelKushnir/20120518-pdedu).
  2. Важным направлением развития электронного документооборота стало развитие информационных систем в направлении ведения электронных журналов успеваемости (ЭЖ) и связанных с ними электронных дневников (ЭД). Это продиктовано как внутренней потребностью ряда образовательных учреждений, начавших использование ЭЖ/ЭД задолго до объявления списка услуг в рамках реализации 210-ФЗ, так и объявленными сроками реализации госуслуг. В ряде регионов внутренние сроки реализации услуги информирования об успеваемости заложены существенно более ранние, чем в федеральном плане (1.1.2014).

    В результате, сейчас на рынке представлено огромное количество различных систем с самыми разными техническими архитектурами и различными подходами к организации работы. Поскольку бизнес-составляющая в наших условиях для ЭЖ-систем практически отсутствует, конкуренция идет, главным образом, за средства из государственных бюджетов, а точнее, за принимающих решение чиновников.

    К сожалению, внутренняя потребность в использовании ЭЖ вызрела у незначительной части образовательных учреждений. Подавляющее большинство вынуждено вводить ЭЖ под давлением органов управления, озабоченных приближением сроков реализации госуслуг. Осложняет ситуацию то, что нормативная поддержка перевода задач учета в ЭЖ непростительно задержалась. Даже довольно очевидные условия по ведению ЭЖ были разработаны не после первого упоминания о проблеме на совещании Госсовета в 2008 году, а только по поручению Совета при Президенте, данному в декабре 2010 года. 15.2.2012 документы были разосланы в регионы с письмом №АП-147/07 (http://www.rujel.net/about/Questions/femida/bumagaout).

    Следует отметить, что "первая ласточка" нормативного обеспечения ЭЖ покрывает только часть задачи массового перевода учета в электронный вид - эти документы разъясняют образовательным учреждениям их право выбора в отношении формы ведения учета и описывают условия организации такой работы, в том числе и прежде всего, письмо подразумевает право отказа от бумажного журнала.

    Практика введения ЭЖ в регионах показала недостаточность как статуса данного письма, так и покрываемой им проблематики. Даже те проблемы, которые разъяснены в разосланных документах, до сих пор не восприняты в значительной части педагогического сообщества, т.к. в нем глубоко укоренились мифические представления о нормативной стороне ведения классных журналов.

    Проблемы введения ЭЖ отражены в блоге (http://medwk.blogspot.com/2012/06/blog-post.html).
  3. Во многих регионах нарушаются не только указанные в письме условия, но и действующее законодательство. К числу нарушений при введении ЭЖ можно отнести:
    • нарушения требований закона "Об образовании" в части распределения компетенций, выраженных, чаще всего, в виде навязывания сбора данных в централизованные хранилища и/или использования конкретного ЭЖ, который ограничивает образовательное учреждение в ведении учета по функциональным возможностям, в том числе, вмешиваясь в задачи ведения учета текущей успеваемости и промежуточной аттестации, внутреннего мониторинга, организации образовательного процесса;
    • нарушения требований 152-ФЗ к организации мер по защите ПДн, чаще всего, в виде сбора данных в централизованные хранилища без сбора согласий и/или при отсутствии в этом интереса субъектов ПДн, а также без соответствующего оформления ЭЖ как ИСПДн (информационной системы персональных данных);
    • нарушение требований 149-ФЗ и 135-ФЗ в части навязывания образовательным учреждениям использования ИС, которые выбраны органами управления.
    Практика использования централизованных вариантов ЭЖ приобрела массовый характер и будет проанализирована ниже. Здесь, концентрируясь на нарушениях законодательства при введении ЭЖ на местах, необходимо обратить внимание, что в условиях низкой скорости каналов связи у большинства образовательных учреждений соблюдение "Единых требований" к ЭЖ по надежности и скорости отклика является невозможным технически. Но даже на хороших каналах надежность работы централизованных ЭЖ не всегда отвечают данным требованиям. Тем не менее, соответствующей реакции в виде изменения архитектуры региональных и муниципальных систем пока не замечено.

    Важным аспектом для анализа нарушений законодательства при вводе ЭЖ является построение ведомственных систем для Портала госуслуг (ПГУ). Под предлогом построения системы для оказания госуслуг заказчики ИС и, соответственно, разработчики игнорируют указанные выше нарушения. В отношении соблюдения 152-ФЗ, школы, являясь операторами ПДн, при передаче ПДн обязаны иметь доказательство оснований для этой передачи. Если родитель не заказывает на ПГУ услуги информирования об успеваемости, он вправе предъявить школе претензию, если она будет отправлять его ПДн в ведомственную ИС. Однако большинство ведомственных ИС построены таким образом, что требуют сбора всех данных в централизованное хранилище независимо от волеизъявления родителей.

    В качестве характерного примера такой ведомственной системы можно привести разработку Дневник.Ру, сделанную для ведомственной системы г.Москвы по заказу Департамента Информационных Технологий. Выгодным отличием московской архитектуры введения ЭЖ является то, что школы Москвы вправе выбрать тот вариант ЭЖ, который им покажется удобнее. Но для реализации госуслуг все разработчики используемых в московских школах ЭЖ подготовили решения по регулярному переносу всех данных из школьных ЭЖ в единое централизованное хранилище по требованиям Дневник.Ру.
    • Зачем при наличии у каждой школы ЭЖ все данные по учету успеваемости во всех школах Москвы собирают воедино?
    • Кто, как и на каком основании их будет там обрабатывать?
    Об этом можно только догадываться. При отсутствии заявки родителей на информирование через ПГУ это откровенно попадает под понятие "навязанной услуги".

    Самым интересным в данном решении с нормативной точки зрения является то, что заказ госуслуги (III этап реализации госуслуг) осуществляется вручную, т.к. подтверждение родительских отношений средствами СМЭВ до сих пор не реализовано. В этих условиях все вышеизложенное выглядит особенно гротескно. Осмысленность именно такого интеграционного решения с инженерной точки зрения, как, впрочем, и качество технических решений, тоже вызывает вопросы, но это выходит за рамки обсуждаемых нормативных проблем.

    Следует отметить, что имеют место обращения родителей, недовольных как нарушениями законодательства при ведении ЭЖ, так и самим фактом использования ЭЖ. Это накладывает обязательства в отношении строгого соблюдения всех нормативных требований, которые касаются ведения электронного документооборота.

    Краткий анализ условий ведения ЭЖ и перечень жалоб на их внедрение отражены в презентации на конференции "Инфостратегия-2012" в Самаре (http://www.slideshare.net/MichaelKushnir/20120703-ej).
  4. Популярность централизованных систем связана с рядом объективных и субъективных причин.

    К субъективным следует отнести
    • административное давление органов управления
    • нежелание разворачивать в школе информационные системы, если можно обойтись использованием внешней системы по каналу связи
    • понимание логики функционирования централизованных систем неспециалистами как наиболее упрощенного подхода с технической точки зрения
    При этом, видимо, не отдают себе отчет в том, что теряется ключевое достоинство ИТ - гибкость, которой не обладает ни одна другая технология.

    К объективным причинам следует отнести
    • нехватку в образовательных учреждениях ресурсов и грамотных специалистов
    • отсутствие стандартных протоколов обмена данными между ИС образовательных учреждений
    • опубликованные на сайте МЭР методические рекомендации к реализации госуслуг, в которых ряд аспектов отражен недостаточно аккуратно и/или грамотно
  5. Даже между двумя ИС одного производителя обмен данными часто представляет определенную техническую проблему. Наличие согласованного протокола обмена данными позволило бы обеспечить интеграцию данных между любыми ИС, установленными в образовательных учреждениях, по своему выбору. Отсутствие такого простого инструмента является серьезным препятствием для построения гетерогенных региональных и муниципальных систем.
    Проблематика протокола обмена данными отражена, в частности, на сайтах Информика и СПО-разработки РУЖЭЛЬ (http://spec.edu.ru/sights/spec.nsf/specialisation?OpenPage; http://www.rujel.net/rujeltalk).
  6. В опубликованных методических рекомендациях акцент сделан на том, чтобы вся информация была доступна в личном кабинете на ПГУ в любое время. Однако, поставщиком информации являются образовательные учреждения. Если в отношении редко меняющейся информации это требование не является слишком жестким (хотя и в этом случае его обоснованность спорна), то в отношении информации об учебном процессе это и вовсе невозможно. Методические рекомендации не учитывают тот факт, что, согласно закону "Об образовании", образовательное учреждение вправе самостоятельно строить образовательный процесс и использовать для оценки успеваемости любые средства, которые оно сочтет адекватными своей образовательной политике. Таким образом, не существует унифицированной системы информирования, которая бы могла адекватно и единообразно отразить данные в рамках услуги информирования для любых образовательных учреждений. В результате, реализация услуги информирования на ПГУ в настоящее время находится в таком виде, что ни одному вменяемому родителю она не нужна. Тем более, что родителей и так должны информировать на основании закона "Об образовании" безо всяких госуслуг, причем это делается регулярно, адекватно и именно теми средствами, которые отвечают требованиям образовательного процесса данного образовательного учреждения, в частности ЭЖ. Но при этом вся инфраструктура реализации госуслуг построена для централизованного способа информирования.
    Поскольку последняя версия этих методических рекомендаций датируется 2011 годом, в них не отражены нормативные требования из письма МОН от 15.2.2012. Уже это вызывает необходимость в пересмотре данных рекомендаций, в которых есть основания учесть обсуждаемые недостатки.

    Для учета логики госуслуг и существующей нормативной базы следует сместить акцент с предоставления унифицированной информации в личном кабинете на реализацию в нем регистрации или подписки на получение информации из школьного ЭЖ. Практически любой ЭЖ сегодня умеет предоставлять информацию в логике 210-ФЗ, а доработка его до реализации регистрации или подписки через личный кабинет ПГУ существенно меньше затрат на построение неудобных и бесполезных ведомственных систем с унификацией информации.

    Кроме того, кажется безусловно продуктивным сопряжение госуслуг информирования об успеваемости и записи в образовательное учреждение.

    Подробнее о коррекции методических рекомендаций в блоге. (http://medwk.blogspot.com/2012/09/blog-post_16.html).
    Учитывая роль Ростелекома в построении ведомственных систем госуслуг, есть подозрение, что на подвергнутые критике методические рекомендации МЭР уже мало кто смотрит. Видимо, о внесении изменений в логику работы ведомственных систем нужно обращаться в Ростелеком.
    Помимо методических рекомендаций МЭР, есть методические рекомендации Рособрнадзор (http://metod-portal.ru/ru/repository/documents/index.php?parent_id_4=138). Документ тоже датирован 2011 годом, но в большей степени затрагивает техническую архитектуру взаимодействия по СМЭВ. Как и где он используется, я не знаю.

  7. Сдерживает развитие электронного документооборота и неразработанность нормативной базы по дальнейшим административным процедурам обработки данных ЭЖ в ИС образовательных учреждений.

    До сих пор, несмотря на наличие приказа Росстата о переводе отчетности в электронный вид, нет электронного шаблона сводной ведомости успеваемости, которая в традиционных журналах находится в конце и, согласно "Административному регламенту", после 5 лет хранения в школе должна передаваться на 25-летнее хранение в архив. В настоящий момент это единственный документ, который нормативно должен сдаваться в бумажном виде. Во-первых, разработка такого электронного шаблона не может составлять значимых сложностей. Во-вторых, в случае ведения ЭЖ необходимо предусмотреть возможность сдачи сводной ведомости сразу по закрытии учебного года в ЭЖ, т.к. ожидание 5 лет в данном случае теряет смысл.

    Отсутствие единых федеральных требований по формированию отчетных данных из ИС образовательного учреждения, в частности из ЭЖ, приводит к похожим, но различным формам отчетности в регионах. Это препятствует эффективной разработке ИС.
    Разработка единых требований по составу и формату отчетности и/или внешнего мониторинга тесно смыкается с задачей разработки протоколов обмена данными. Разработка протоколов имеет смысл только после того, как будут сформированы содержательные требования по составу отчетных данных.

    Несмотря на бурное развитие электронных средств обработки информации, отчетность до сих пор собирается в форматах, пригодных для просмотра человеком. В западных странах уже более 15 лет сбор данных осуществляется в машинно-читаемом варианте, что существенно облегчает построение подсистем отчетности: ИС образовательного учреждения формирует стандартный электронный отчет и отправляет его по предварительно настроенному электронному адресу. ИС органа управления получает этот отчет и обрабатывает его по предусмотренным в системе алгоритмам. Внешнее представление информации теперь зависит не от образовательного учреждения, а от ИС органа управления.

    Концепция организации такой инфраструктуры на примере пилотной реализации одной частной задачи сбора отчетности из ЭЖ в конкретной разработке представлена в презентации к докладу на конференции разработчиков СПО (http://www.slideshare.net/genkush/web-13742851).

16 сент. 2012 г.

Коррекция неправильной госуслуги ЭЖ/ЭД

Логически завершая критику неудачно сформулированной с устаревшим описанием методической рекомендации МЭР по реализации государственной (муниципальной) услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости», предлагаю свою трактовку правильной рекомендации.
  1. Необходимо дополнить список нормативных документов письмом Минобрнауки от 15.02.2012 №АП-147/07 и убрать утверждение об отсутствии нормативных документов по электронным журналам и дневникам.
  2. Согласно письму, работа с электронным дневником (ЭД) ведется в рамках регламентов по данной государственной услуге на основе информации из электронного журнала (ЭЖ). Таким образом, связка журнал-дневник, с одной стороны, более четко определена, а, с другой стороны, регламентируется разными документами.
  3. Название услуги некорректно, т.к. ведение ЭЖ не является услугой, а является неотъемлемой частью образовательного процесса. Услуга предоставления информации о текущей успеваемости в электронном виде и является ЭД, т.к. никаких специальных действий по его ведению предпринимать не нужно. ЭД - это выборка информации из ЭЖ в отношении одного ученика под углом зрения его интересов. Я бы назвал эту услугу - «Доступ к электронному дневнику учащегося».
  4. Способ представления информации в ЭД может быть различным и зависит, согласно закону «Об образовании», от выбора образовательного учреждения. Таким образом, содержание и форма представления информации в рамках госуслуги ЭД не могут быть единообразными.
  5. Аналогично тому, как в личном кабинете на Портале госуслуг осуществляется запись к врачу, а не прием и не ведение медицинской карты, в отношении образовательного учреждения было бы логично реализовывать аналогичные подходы, а не пытаться строить любой ценой унифицированное представление того, что не может быть унифицированным. В зависимости от используемой в образовательном учреждении информационной системы, следовало бы осуществлять:
    • регистрацию для прямого доступа к информации ЭД
    • подписку на регулярное получение информации ЭД по указанному в заявке электронному адресу (почте).
  6. Информирование, согласно закону «Об образовании», должно производиться образовательным учреждением регулярно. Все существующие на рынке варианты ЭЖ в полной мере отвечают описанным в п.5 возможностям информирования и декларированным в 210-ФЗ целям. Для согласования работы различных ЭЖ с Порталом госуслуг достаточно минимальных доработок по передаче в них достоверной информации о регистрации/подписке.
  7. Функция регистрации/подписки на доступ к ЭД тесно связана с другой госуслугой - записи в образовательное учреждение. Именно при записи происходит построение взаимосвязи родителя, ученика и образовательного учреждения. Добавление к этой увязке регистрации/подписки на доступ к ЭД, на мой взгляд, является простым и логичным действием, позволяющим существенно упростить реализацию услуги, а функцию информирования родителей регулировать нормативным документом Минобрнауки. Можно рассмотреть вариант включения услуги регистрации/подписки на доступ к электронному дневнику в функционал услуги по записи в школу.
    В документах, распространенных с упомянутым письмом Минобрнауки, указана регулярность информирования (не реже 1 раза в неделю и возможность оперативного получения информации при необходимости) и требования к работе ЭЖ, что задает аналогичные требования к работе ЭД.
Указанные поправки существенно упрощают задачу реализации госуслуг и по трудозатратам, и по финансовым издержкам, и по существующей практике использования ЭЖ. Внесение таких поправок совершенно оправдано позволит считать уже внедренной данную госуслугу в заметной части образовательных учреждений, ведущих ЭЖ. Оформление подписки/регистрации на Портале госуслуг, во-первых, несложно технически, во-вторых, не слишком критично по времени, т.к. подавляющее большинство родителей делает это непосредственно в школах.

Госуслуги без головы

Регламенты на электронные журналы и дневники являют яркий пример безголового внедрения госуслуг, провоцирующего на нарушение законов в угоду «галочке» об исполнении вышестоящих распоряжений.
Значит ли это, что услугу электронного журнала (ЭЖ) не нужно было включать в перечень первоочередных государственных услуг? Не знаю. Все, что внедряется в школы силовым давлением, искажает до неузнаваемости любую изначально красивую идею. Что-то положительное в этом есть, т.к. подстегнуло процесс автоматизации управления. Но, пока не поздно, нужно сдержать глупые и неправедные решения, постараться сломать продекларированный закон ВСЧ «хотели, как лучше, а получилось, как всегда»!
Проблема была ясна давно, но последней каплей для этих публичных рассуждений стали решения московских властей по продавливанию идеологически и технологически убогого решения. Ведь, я имел к истокам этих решений непосредственное отношение и лелеял мечту сделать решение ЭЖ в Москве красиво. Надежд с течением времени становилось все меньше, а после опубликования заявки ДИТ на «услуги внедрения» они окончательно растаяли.

Методические рекомендации по 8-й услуге в сфере образования «08 Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося» на egov-std.ru составлялись внимательно, но непрофессионально и, следовательно, неглубоко. В результате один двусмысленный фрагмент в сочетании с непрофессионализмом реализаторов в регионах приводит к грубым нарушениям законов:
Предоставление актуальной и достоверной информации о результатах предоставления государственной (муниципальной) услуги родителям (законным представителям) обучающихся, самим обучающимся

Информации о результатах предоставления государственной (муниципальной) услуги может быть доступна родителям (законным представителям) обучающегося, обучающемуся в форме электронного журнала и дневника на Портале в любое время в личном кабинете по специальному коду, полученному в образовательном учреждении.

С момента последнего обновления эти материалы изрядно устарели – как минимум, уже выпущено письмо Минобрнауки от 15.02.2012 №АП-147/07, заметно проясняющее многие вопросы, которые остались у авторов разработки рекомендаций по госуслугам. Это оставляет надежду на продуктивные коррективы этого текста, в том числе, с учетом моих соображений (в частности, концентрированная сборка идей отражена в презентации).

Тем не менее, пока именно этот текст может служить опорой для принятых и принимаемых все новыми регионами решений по данной услуге, поэтому именно его я и привел для анализа.

Понятно, что много скользких моментов с законом «О персональных данных». Но это понятно и привычно: какие ИТ его не цепляют?
Гораздо хуже, что страдает закон «Об образовании» и, естественно, школы, которые никто не спрашивает в чиновном рвении вовремя отрапортовать об исполнении высочайших распоряжений. Школам остается только тихо скулить в Интернет-форумах о бреде начальства и своей тяжелой доле. Неудивительно, что последнее время отток из школы сильных и самостоятельных людей становится все заметнее.

Прежде всего, закон «Об образовании» задает распределение ответственности разных уровней управления за разные задачи. Организация образовательного процесса и тесно связанный с этим механизм оценивания отнесен законом к компетенции образовательного учреждения. Тем самым, практически невозможно представить себе единый инструмент, который бы, не ограничивая образовательное учреждение в праве выбора своей образовательной политики, позволил всем школам вести учет успеваемости.

Тем не менее, формально-инженерно-чиновный подход трактует процитированный текст именно так: единое технологическое решение, которое должны вести все школы. Можно с уверенностью так утверждать, т.к. практически все органы управления двигаются именно в этом направлении. В Москве ситуация несколько лучше, т.к. школам, вроде бы, объявлено, что они имеют право сами выбирать удобный вариант ЭЖ, но ради наличия на Портале госуслуг в любой момент данных все ЭЖ должны все данные переносить в это единое решение. Смешно и сомнительно с точки зрения 152-ФЗ, что в качестве единой свалки всех отметок выбран не самый массовый по Москве ЭЖ. Почему ДИТ с прошлого года лоббирует именно это решение, остается только гадать.

Каждая школа подобрала себе тот ЭЖ, который хорошо отражает ее нужды. Каждый ЭЖ может в удобном для родителя виде отразить образовательный процесс. Попытка конвертировать это в единый интерфейс на Портале изначально порочна и это было наглядно продемонстрировано в ДИТ еще год назад. Интерфейсы других регионов совсем не лучше. На месте родителей, я бы не стал заказывать такую услугу через Портал госуслуг.

Единственно правильный вариант трактовки текста в методических указаниях по госуслугам может быть такой: на Портале госуслуг по заявке гражданина должна быть представлена исчерпывающая информация о получении информации об успеваемости ... далее по тексту. Это может быть:
  • сама информация прямо в кабинете (самый неудачный и неудобный вариант)
  • доступный для просмотра файл, присоединенный к сообщению
  • ссылка на школьный ЭЖ, в котором эта информация представлена.
К сожалению, не предусмотрен в обсуждаемом тексте вариант такой заявки услуги информирования, в которой гражданин мог бы указать почтовый адрес, на который бы регулярно отправлялась данная информация из школьного ЭЖ.

То, что я указал, любой ЭЖ сделает легко и быстро без лишних миллионов, причем это будет несравнимо удобнее и для родителей, и для школ, и для разработчиков Портала госуслуг.

Противоречие обсуждаемого текста заключается в том, что за оказание услуги отвечает само образовательное учреждение, но все данные почему-то должны оказаться в кабинете на Портале? Это же не одноразовая услуга, а регулярная! Мало того, по закону «Об образовании» школа безо всякой заявки обязана информировать родителя регулярно.

Обсуждаемое условие оказания услуги усугубляет и без того тяжелый закон 152-ФЗ «О персональных данных». В типовой схеме обработки данных школа как оператор должна при отправке данных на сторону иметь доказательство обоснованности этих действий.
  • С одной стороны, условия сбора данных в централизованное хранилище (которое я жестко критикую) не оставляют выбора школе.
  • С другой стороны, если родитель не заказал госуслуги через Портал, нет никаких оснований у школы для передачи этих данных и родитель вправе предъявить ей претензии.
Самое смешное (или грустное), что именно на основе госуслуг можно было бы так перестроить делопроизводство в школе, чтобы облегчить исполнение и 210-ФЗ, и 152-ФЗ, но это оказывается сложнее, чем ломать школы через колено, вбухивать миллионы рублей в то, что людям не нужно, что мешает им жить и спокойно работать.




24 авг. 2012 г.

Бойкотируйте Интернет!

28.7.2012 приняты поправки в Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон вступает в силу 1 сентября 2012 г.

Новая версия порождает массу проблем всем пользователям сети Интернет, о чем бурно говорят везде и всюду. Но меня больше всего потрясло то, что одномоментно оказалась разбита надежда, которую лелеяли многострадальные школы, затерроризированные проверками прокуратуры по вопросам контентной фильтрации. Эти проблемы я описывал в статье «СКФ – игрушка прокурора».

Вместо текста, который был подписан Медведевым 31.12.2010 и который содержал прямое указание на ответственность за фильтрацию провайдера связи, появилась новая редакция:

Статья 14. Особенности распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей

1. Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.


Спасибо родному Минобрнауки за скромность при наблюдении за развитием проблемы фильтрации. А заодно, и нашему доблестному детствозащитнику Астахову, довольному и непредвзятому. Так или иначе, теперь визиты прокуратуры станут абсолютно законными. Поскольку гарантированной защиты не может предоставить даже «белый список» (сегодня он «белый», а завтра?), школа, не имеющая ни задачи, ни ресурсов для ведения фильтрации, оказывается абсолютно беззащитна.
В этой ситуации не вижу никакого иного конструктивного варианта противодействия, как публичные и консолидированные действия школ по объявлению бойкота использованию сети Интернет в образовательном процессе, пока закон не приведут в соответствие со здравым смыслом.

13 июл. 2012 г.

Запрос цивильного запроса на ПДн

Надеюсь, этот шаблон поможет разрешить все чаще возникающую дилемму:
  • передать персональные данные, опасаясь наказания за нарушение 152-ФЗ,
  • вступить в конфликтное обсуждение, оберегая себя от нарушения 152-ФЗ.

Уважаемый ЖаждущийПерсональныхДанных!

На Ваше обращение о передаче обрабатываемых нами персональных данных сообщаем следующее.

Согласно п.8 статьи 9 федерального закона 152-ФЗ «О персональных данных», «Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона»

Согласно п.3 статьи 9 того же закона, «Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора»

Если Ваш запрос на предоставление обрабатываемых нами персональных данных отвечает условиям, указанным в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 федерального закона 152-ФЗ «О персональных данных», просим указать их со ссылками на соответствующие пункты данного закона и тех нормативных актов, которые это подтверждают.

С уважением, ЗаконопослушныйСамовлюбленныйОператорПерсональныхДанных

3 июн. 2012 г.

Не стреляйте в белых лебедей

(как красиво вводить ЭЖ)

Электронные классные журналы (ЭЖ) из инновационых опытов энтузиастов превратились сегодня в массовую головную боль государственных органов, озабоченных реализацией 210-ФЗ, и неизбежным перекладыванием ее на массовую школу.

Несколько запоздало, но 15.02.2012 разосланы с письмом по регионам методические рекомендации и единые требования по системам ведения электронных журналов успеваемости Минобрнауки РФ. Характерной особенностью этой рассылки является то, что ничего принципиально нового в ней нет – просто, в этих документах собраны воедино различные нормативы, связанные с ведением учета в традиционных журналах и дневниках, а также исходящие из здравого смысла технические требования к ЭЖ.

Единственный момент, который можно считать нормативно важным в сопроводительном письме, что подчеркнут факт права школы на выбор формы учета. Для этого необходимо описать форму и правила ведения учета в локальных нормативных актах. Раньше по этому поводу были споры, опирающиеся на двойственное толкование закона “Об образовании” и инструкции о ведении документооборота, введенной приказом Минпрос СССР №167 в 1974 году.

Нельзя сказать, что этим все нормативные проблемы ведения ЭЖ оказались сняты – еще много нужно оперативно развивать, – но для этапа подбора ЭЖ из многочисленных предложений и привыкания школы к новой форме ведения нормативной базы этого вполне достаточно.

Тем не менее, в многочисленных педагогических форумах продолжают появляться одни и те же вопросы, опирающиеся на одни и те же проблемы. Чаще всего они исходят из незнания законов и документов Минобрнауки или нежелания им следовать.

Прежде всего, невзирая на подтвержденное письмом Минобрауки право на выбор формы ведения учета, подавляющее большинство регионов не спешит поддержать школы в стремлении отказаться от традиционного бумажного журнала при наличии ЭЖ. Сами же школы, за редким исключением, наученные богатым опытом общения с руководством, не решаются сделать это самостоятельно. В результате либо нарушается ТК РФ, т.к. учителей вынуждают вести оба варианта журнала, либо изыскивается дополнительное финансирование для этого. Оба варианта сложно назвать адекватными электронным инновациям 21 века и неудивительно, что педагоги либо жалуются, либо недоумевают.

Сопоставимое число жалоб порождает стремление органов управления побыстрее внедрить ЭЖ без наличия достаточной технической базы. При ограниченном числе компьютеров попытка дублирования на ЭЖ бумажного журнала приводит к очередям и вполне очевидным нарушениям ТК РФ, в котором декларируется обязанность работодателя обеспечить нормальные условия для работы. В рекомендациях Минобрнауки предусмотрен вариант мягкого введения ЭЖ при ограниченной технической базе. Он позволяет при минимальных объемах дополнительных трудозатрат учителя обеспечить знакомство его с технологией ЭЖ, чтобы при поставке в школу техники оказаться готовым сразу же использовать ее для ведения ЭЖ в полном объеме.

Часто можно встретить жалобы учителей на то, что ЭЖ работает медленно и/или ненадежно. Это не дает возможности школе отказаться от бумажного журнала, т.к. учитель не может ждать во время урока затянувшейся или непредсказуемой реакции ЭЖ. Ненадежная работа ЭЖ приводит к необходимости неоднократно вводить данные. В единых требованиях Минобрнауки четко оговорена ответственность администрации школы за бесперебойную работу ЭЖ и обязанность сменить его на другой вариант, если ранее выбранный не отвечает этим требованиям. Само требование о быстродействии ЭЖ неидеально, но вполне терпимо – не более 5 секунд на стандартные простые операции ввода/вывода (не учитываются аналитические запросы, требующие длительного поиска по базе данных).

Типична жалоба от инициативных школ о том, что их вынуждают использовать не тот вариант ЭЖ, который им нравится, с которым они, как правило, познакомились самостоятельно и задолго до массового внедрения ЭЖ. Это, к сожалению, крест лучших инициативных школ в отношении различных технологий: вместо поддержки их могут вынудить перейти на типовое решение. Для этого достаточно потребовать ввода данных в типовую систему. Можно размахивать законами 149–ФЗ, 135–ФЗ, доказывая право на собственный выбор, на запрет подавления конкуренции, но в нашей реальности на это обычно не идут – только плачут в форумах. Единственное утешение для них – наличие в том же письме Минобрнауки подтверждения права на выбор и на свободу конкуренции. Кто рискнет на спор со своим руководством – флаг в руки.

Для защиты школой права на собственный выбор ЭЖ можно использовать и закон “Об образовании”, в котором прямо указано, что учет успеваемости и промежуточной аттестации находится в компетенции школы. Это абсолютно логичное следствие права выбора школой образовательных методик и соответствующих им систем оценивания. Большинство ЭЖ, представленных на рынке, имеют весьма ограниченную функциональность по оцениванию. Если же школа использует нестандартную систему оценивания, далеко не каждый ЭЖ сможет ее правильно отразить. А ограничение школы в выборе системы оценивания – грубое нарушение закона “Об образовании”.

Это же значит, что только школа вправе решать, где и как ей удобно держать данные. В ряде случаев, органы управления считают себя вправе самостоятельно обрабатывать (в частности, смотреть) данные успеваемости, хотя это не относится к их компетенции. Тут сказывается недоработка Минобрнауки, которое не выработало еще требований по сбору единой формы (или электронного протокола) отчетности, что заставляет на местах искать свои способы мониторинга школ, за который они отвечают.

Тесно смыкается с проблемой системы оценивания способ представления текущих успехов ученика на портале государственных услуг (ПГУ). Форма представления данных на ПГУ часто определяется Ростелеком и мало отличается в разных регионах. На мой вкус, любой из присутствующих на рынке ЭЖ отражает эти данные гораздо богаче. С позиции родителя я не вижу смысла заказывать эту услугу на ПГУ – гораздо полезнее получать ее непосредственно из ЭЖ.

Как и почему разработан такой формат данных, мне непонятно – видимо, это далеко не самый важный вид услуг, чтобы уделять ему много внимания. С учетом невозможности заранее предугадать систему оценивания в разных школах, я бы считал намного более разумным либо заказывать на ПГУ доставку готового к просмотру файла из ЭЖ, либо – что еще более полезно и эффективно – указывать на ПГУ электронный адрес, по которому ЭЖ должен эти данные отправлять. Если человек в состоянии заказать услугу, он не может не иметь, например, адреса электронной почты.

Встречаются сомнения в целесообразности ведения ЭЖ, если у родителей нет компьютеров и доступа в сеть Интернет. Чаще всего на такие вопросы отвечают коллеги-собеседники. Уже многие понимают, что ЭЖ нужен не только и не столько для информирования родителей, сколько для более эффективного управления образовательным процессом, экономии времени. А при соблюдении рекомендаций, опубликованных Минобрнауки, время действительно экономится.

Меньше всего экономится время у учителя, т.к. данные успеваемости в любом варианте нужно вносить одни и те же. Но даже для учителя появляется много преимуществ: исчезает проблема незаполненных списков класса на предметной странице, исчезает проблема поиска журнала по школе, особенно актуальная в конце каждой четверти, исчезает проблема занятых клеточек в журнале. Много мелочей, которые в совокупности обеспечивают полную необратимость перехода на ЭЖ: кто его освоил, не хочет возвращаться к бумаге.

Если же у учеников и родителей есть Интернет (а таких с каждым днем все больше!), исчезает проблема “а нам не задали”, “я не смог дозвониться” и другие. Конечно, изобретательные дети придумают что-то еще, но ведь это и есть образование! Может, это важнее стократ математики, русского и проча?

Очевидны удобства для классного руководителя, освобожденного от заполнения дневников в конце недели, и завуча, который вместо вечного листания бумажного журнала получает возможность сразу получить ответы на возникающие у него вопросы на основании понятных критериев: списки опоздавших, отличников, двоешников, незаполняющих вовремя журнал учителей ...

Отдельно хочу остановиться на неискоренимой склонности наших руководителей к централизации всего и вся, к единым инструментам обработки информации. Рискну вызвать негативную реакцию у таких любителей, высказав сомнение в их информированности о преимуществах множественного подхода и рисках единственного подхода: на первый взгляд, раз инструмент один – значит, легче управлять.

У любого подхода есть преимущества и недостатки.

  • Единственным преимуществом единственного подхода является единая точка решения всех его проблем, которые неизбежны для любого решения. Ради этого необходимо всех самых разных субъектов с самыми разными интересами, задачами, проблемами, пристрастиями выстроить так, чтобы они приняли это единственное решение. Необходимость борьбы за такое единообразие очевидна. Утешением может быть то, что большинство субъектов к единым подходам относится легко. Зато те, кто сопротивляются, делают это весьма убедительно. А, ведь, именно они своим самоволием обеспечивают прорывные решения и эффективное развитие.

  • Но та же самая единственность общего решения является и ключевым недостатком – вы становитесь заложником этого единственного решения и всех его проблем: у вас нет никаких альтернатив, когда что-то серьезно выходит из строя или по каким-то причинам становится невозможно его использовать. Это может быть и технический сбой, и неожиданно выявленный порок системы, юридические сложности, кадровые – любые! Когда система распределенная, издержки выхода из строя любого узла не приводят к фатальным последствиям для всех – они затрагивают только вышедший из строя узел.

Из этого не следует, что централизованные системы заведомо плохи,– из этого следует, что оптимален баланс централизованных систем и распределенных узлов. Это позволит использовать преимущества каждого подхода в тех частях, где они более эффективны. В каких-то случаях лучше сделать акцент на централизации, в каких-то, наоборот, минимизировать центральный узел. Важно делать это осмысленно и обоснованно, отдавая отчет в рисках и преимуществах принятого решения.

Например, собственно ведение ЭЖ, которое требует высокой оперативности и надежности, логичнее осуществлять в локальной сети школы, а сбор агрегированных данных – в центре. Это и требования к техническим средствам снизит, и обеспечит независимость функционирования школы от внешних проблем.

Не стоит забывать о нормативных проблемах по защите персональных данных: если персональные данные обрабатываются в школе, все издержки по обеспечению необходимых мер защиты минимальны. В том числе, отпадает необходимость сбора согласий на обработку персональных данных от родителей и отправки уведомления регуляторам об этом. А уведомление неизбежно ведет к включению школы в реестр операторов и, как следствие, к регулярному приему плановых проверок регуляторов по защите данных.

Чтобы обеспечить согласованную работу различных систем, необходимо провести работу по выработке процедуры обмена информацией. Это плата за множественность в противовес единственному и неповторимому инструменту. Эти административные издержки оборачиваются массой преимуществ:

  • Можно интегрировать усилия всех участников на общее дело, используя их мотивации, вместо затраты массы усилий на вытеснение конкурентов единственного решения и противодействия в школах их сторонникам. 
  • Вместо консервации победившего единственного решения, потерявшего после этого всякий интерес к конкуренции, мы получаем среду, обеспечивающую постоянную борьбу за школы, что радует нас быстрым развитием технологии. 
  • Вместо обуздания пассионарных школ в телегу единого решения, получаем от них фейерверк новых идей и проектов, отражающих успешное развитие региона.
  • Вместо злобного шипения в адрес вечно нудных чиновников, получаем радостный блеск в глазах детей и учителей, работающих с тем инструментом, который удобен им. За это они ежа с ужом скрестят так, что Дарвин носа не подточит.

В завершение этого опуса я бы хотел расширительно использовать призыв Остапа Бендера: "Нужно чтить Уголовный Кодекс". Не нужно вольно трактовать нормативы в угоду обеспечения отчетности строгим руководителям, пользуясь инфантильностью наших учителей и зависимостью директоров школ. У нас и так в стране с исполняемостью закона дела обстоят не блестяще. Загоняя учителя в угол, мы провоцируем его на точно такое же отношение к детям. А они вырастают и считают именно такое поведение нормой. Замкнутый круг. Курица и яйцо. Кто сделает правильно по делу и по закону?

Можем ли мы сделать все по уму, чтобы ЭЖ доставлял всем удовольствие? Ведь, это реально!

29 мая 2012 г.

Открытое министерство открытому правительству

Идея нового министра образования и науки звучит подобающе. Остается вопрос: «Как уйти от кулуарности и не погрязнуть в спаме?»
Ну, вышли все начальники или даже сотрудники менее высокого ранга в twitter. И что? Обязать их реагировать на все запросы невозможно - работать некогда будет. Можно перестукиваться милыми бытовыми фразами, чтобы туча подписчиков видела открытую жизнь министерства. Кому-то удастся обратить на себя внимание: ему отреагируют, даже помогут - тут же все СМИ расскажут о великой пользе такой открытости. Я не против, но не в восторге.
Есть уже в ЖЖ страница МОН - вполне себе открытое взаимодействие. Только я туда давно не хожу, т.к. прочитать все невозможно, а выхватывать случайным образом неинтересно.
Например, мне было бы намного комфортнее, если бы все выходящие бумаги МОН гарантировано были в течение того же дня или даже в разумно обозримое время опубликованы на сайте МОН. С теми задачами, которые волновали меня, документы на сайте так и не появились. Можно, конечно, объяснять это проявлением заботы о внешнем пользователе, что в МОН много внутренних неинтересных бумаг. Но иногда пользователь готов потерять время на отсеивание ненужных бумаг, чтобы найти нужную. А когда нужной нет, это сильно огорчает. Смешно по всему интернету разыскивать важный документ и давать на него ссылку в совершенно неофициальное место. У любого уважающего себя читателя такая ссылка вызывает смущение - а достоверен ли документ?
Было бы удобно видеть темы работ различных подразделений и условия принятия участия в этих работах. Чтобы и сотрудникам было полезно получать нужную им информацию именно тогда, когда нужно, и носителям идей быть уверенными, что их мнение очень кстати. Наиболее конструктивных участников приглашать к участию в очных круглых столах, более тесному взаимодействию в рабочих группах. Если все мнения и списки приглашенных будут открытыми, будет понятно, кого МОН считает полезным и в какую сторону "думает".
Неплохо иметь точку сбора неучтенных проблем. Если все открыто опубликовано, в течение месяца должны появляться отметки о предполагаемом статусе предложенных проблем, чтобы было понятно, будет ли МОН ими заниматься и когда.
В общем, ситуация, как в известном фильме: «Хотите ли Вы большой и чистой любви? - А кто-ж ее не хочет?». Если это будет реальная открытость, а не показушная, это, безусловно, пойдет всем на пользу.